В.Габулов: "Я виноват в том, что родился в Моздоке?"
Голкипер "Анжи" Владимир Габулов - о сиживании на скамейке запасных "Динамо", об аренде в ЦСКА, о том, почему он не играет всю жизнь за Моздок, и об утиной охоте с братьями Березуцкими под Астраханью.
- Вернулся из отпуска?
- Отпуск - это отличное дело! Большой респект тому, кто его придумал (смеется). На Мальдивах отдыхали всей семьей. От прошлой поездки на острова
остались самые благоприятные воспоминания, поэтому отправились в то же место и даже в тот же отель. У нас подобралась отличная компания. Нас было мало, но мы были в тельняшках (смеется).
- Был кто-то из тех, кого знают наши читатели?
- Да, в нашей компании были в основном футболисты. С нами в отеле были друзья моего брата, Жорика, его товарищи по "Алании"; на соседнем острове поселились братья Березуцкие. Однажды мы выбрались к ним в гости: на день рождения Лешиной дочки. Ей исполнилось 6 лет - ровесница нашего Данэлика, на 20 дней старше. В другой раз уже братья наведались к нам на ужин. Было весело!
Кстати, на Мальдивы в зимние месяцы ездят не только футболисты, но и представители других видов спорта. Встретились в самолете с Алиной Кабаевой. Немного пообщались.
- Братья - известные шутники. Приключилась на островах с ними какая-нибудь история?
- Веселые были истории, но не для печати (смеется). Вообще мы не первый раз с Березуцкими отдыхаем, недавно, например, ездили на охоту. После матча с "Анжи" нам дали небольшую передышку, и мы с братьями отправились на 2 дня в Астрахань. Представь, сидишь в камышах, вокруг все во льду. Тогда, к слову, на юге было холоднее, чем в Москве. Так вот, все во льду, а в камышах - вода. У каждого специальный деревянный пласт - ты на нем сидишь в засаде. В небе пролетают утки. В засаде надо сидеть так, чтобы утки нас не увидели, иначе сразу смоются. Все прячутся, а потом один человек командует: "Пошли!". И все вскакивают и начинают стрелять.
- Попал в утку-то?
- Там все разом стреляют, так что непонятно, кто попадает. Я охотился впервые, и мне доверяли добивать уже подстреленную утку. Мне очень понравилось в Астрахани: дикая природа, кругом ни души, вода, ветер, холод, тишина - такой кайф! После московской суеты воспринимаешь все это особенно остро - я прям влюбился.
- Но на Мальдивах-то получше, да?
- Везде хорошо. На Мальдивах море, солнце - для ребенка полезно. Но по-своему прекрасен и такой именно мужской отдых, когда ты едешь, чтобы отключиться от всего, забыться. Сидишь, ждешь, пока полетит утка, и наслаждаешься нашей российской природой.
- Кстати, об утках. Пока ты был на Мальдивах, в прессе запустили "утку" о том, что футболист, сменивший два клуба за чемпионат, не имеет права выступать за третий.
- Нет, сейчас все уже изменили. В регламенте стандартного чемпионата из двух кругов действительно были такие пункты. Но у нас сейчас переходный сезон, поэтому в документ были внесены соответствующие поправки, и я могу спокойно выступать за "Анжи". Так что я ни минуты не волновался: я делаю свое дело, а юристы - свое.
- В целом отпуском доволен?
- Да. Абсолютно! Когда ты находишься на берегу океана, ужинаешь под открытым небом, наблюдаешь за звездами, а при этом тебе еще готовят свежие морепродукты на гриле... Мой рассказ, конечно, не очень сочетается с сегодняшним видом за окном. Пока добежал от машины, весь испачкался - слякотно.
- Когда наступил тот момент, когда ты понял: всё, соскучился по футболу?
- На пассивный отдых мне хватило всего семь дней, потом захотелось движения, спорта.
- В ворота встать не захотелось?
- Нет, пока не захотелось. Но мы играли в теннис, в пляжный футбол. Неплохие баталии были на площадке для теннисбола. Так что активно-пассивный отпуск из 11 дней пошел мне на пользу и помог отключиться от всего: от повседневных бытовых проблем и от того напряжения, которое присутствовало в сезоне.
- У тебя всегда был такой талант переключаться на отпуск? Потому что я, когда езжу в отпуск, думаю только о работе.
- Мне это не всегда удается. До этого как-то получалось, что я все равно весь отпуск думал либо о том, где я буду продолжать карьеру, либо о своем положении в клубе, либо о том, как закончился сезон. А сейчас одной из главных причин того, что я отключился, стал последний матч, который был для нас победным и принес кучу положительных эмоций. Благодаря победе над "Интером" мы все с отличным настроением ушли в отпуск.
- В Лиге чемпионов ты провел за ЦСКА шесть матчей, а в чемпионате России семь. Получается, только семь туров из 32! Ты же вряд ли доволен такой статистикой?
- Количеством сыгранных матчей - ни в коем случае. Этот факт не может меня удовлетворять, но исходя из того, как складывался этот сезон и как в итоге все закончилось, считаю, что повод для позитивного настроя все-таки присутствует. Мне удалось преодолеть те проблемы, которые у меня возникли в начале сезона, я не только вернулся в чемпионат, но и сыграл в Лиге чемпионов.
- Объясни, как так получилось, что один из лучших вратарей чемпионата выбыл из игры практически на год. Почему сначала со счетов тебя списал Божович, а потом уже Силкин?
- Понимаешь, в любой ситуации я склонен винить только себя и искать причины в себе, иначе не добиться прогресса. Не все было так гладко, как мне тогда казалось. Но давай не будем портить новогоднее настроение, мне бы не хотелось копаться в том, что было тогда. Что было, то прошло. Я для себя сделал определенные выводы и уверен, что в будущем я не попаду в похожую ситуацию.
- То есть причина не в том, что на тот момент Антон Шунин был сильнее тебя, ты восстанавливался после травмы и в чем-то ему уступал? Получается, была какая-то другая причина?
- Внешне, может быть, это выглядело и так, но единственной причиной быть не могло. Я неоднократно говорил, что были моменты, когда я уже набрал форму после травмы, когда тренерский штаб мог бы мне доверить место, просто дать шанс. По каким причинам этого так и не случилось, мне сложно гадать.
- В прессе твой простой объясняли так: человек долго не может оправиться от травмы.
- Потому что я молчал.
- Потом Шунин нормально себя проявлял, выдалось несколько сухих матчей подряд, и зачем уже менять коней на переправе, да? Со стороны виделось именно так...
- Знаешь, у меня на этот счет свое мнение, но говорить об этом будет некрасиво прежде всего по отношению к моему бывшему клубу. В любом случае общественности это преподносится так, как это выгодно одной из сторон - той, которая наиболее властна.
- Тем более что другая сторона молчит...
- Это абсолютно подтверждает мои жизненные принципы. Я не привык кричать об этом и даже сейчас не собираюсь никого обвинять. Если я поддамся эмоциям, то меня просто разбросает в разные стороны, я потеряю себя и перестану быть тем, кем я являюсь. Сегодня меня это не волнует, что было, то прошло. Сейчас я думаю только о том, что мне предстоит, как играть дальше и прогрессировать.
- Недавно читала статью, в которой тебя включили в список так называемых вратарей "перекати-поле". На контрасте публикуются заметки, в которых превозносятся голкиперы - приверженцы одного-единственного клуба. Речь, разумеется, о Малафееве и Акинфееве.
- Кому-то ставят это в преимущество. Но это что, значит, я виноват в том, что родился в Моздоке, а не в Питере или Москве? В том, что играть я начал там же, во второй лиге?! В том, что моя первая команда уже не существует как футбольный клуб?! Сейчас в Моздоке нет даже любительской команды. Конечно, было бы здорово, если бы я играл там всю жизнь, и клуб бы рос и играл сейчас в премьер-лиге и Лиге чемпионов, и я бы вместе с ним тоже рос. Но жизнь сложилась иначе... У каждого игрока есть свои причины для перехода, для смены клуба, работы. У одного - отсутствие игровой практики, у другого - желание больших побед, у третьего - большая зарплата, почему бы нет? Что касается моей карьеры, если проанализировать каждый мой переход, то они все были связаны с тем, что мне нужно было прогрессировать. Я всегда стремился к тому, чтобы иметь игровую практику, даже в менее сильном клубе, - на скамейке в топ-команде расти профессионально можно, но до какого-то определенного предела. А вообще у каждого своя судьба, и футбольная судьба в том числе. Человек клубный патриот - хорошо, меняет команды ради самосовершенствования - тоже ничего плохого. Самое главное, в каком бы ты клубе ни играл, какие бы цвета ни защищал - чтобы ты это делал честно, не жалел ни сил, ни здоровья. Кто бы мог подумать, что такой патриот "Спартака", воспитанник клуба, закончит карьеру в "Химках"!
- Ты о Титове?
- Да, кто бы мог подумать? Поэтому не надо никого судить.
- Один из твоих любимых голкиперов Петер Шмейхель менял клубы 7 раз...
- Получается, я с ним сравнялся (смеется)?
- С учетом "Анжи" - да. Твой земляк Станислав Черчесов сменил 5 команд... Почему тогда никто не видел в этом проблемы?
- А если смотреть на это с другой стороны, это вообще может быть преимуществом - получается, что человек востребован. Хуже, когда ты не нужен никому.
- Ты можешь прокомментировать каждый свой переход? Ради чего ты переходил?
- Переход из "Моздока" в "Динамо", я думаю, комментировать смысла нет. Это мечта любого 17-летнего мальчишки.
- Тем более в "Динамо" тебя позвал сам Газзаев...
- Да. Мой следующий трансфер: "Динамо" - "Алания". Может показаться, что это понижение в классе, но это клуб из моей родной республики, за который мечтали выступать все мои ровесники в Осетии. Все 90-е годы за "Аланию" болела вся республика, где все дышали и жили только футболом. Плюс в 17 лет мне было тяжело жить вдали от дома. Переход из "Алании" в ЦСКА - тоже без комментариев. Хотя в тот момент я осознанно шел не на первую позицию в ЦСКА. На тот момент там были Мандрыкин, Акинфеев. Я боролся за первую позицию, но по прошествии трех лет осознал, что без игровой практики я уже жить не могу. Трансфер из ЦСКА в "Кубань" я опять-таки считаю шагом вперед. Да, ЦСКА был чемпионом, все навыигрывал, а "Кубань" только вышла в премьер-лигу, но меня туда брали как основного вратаря и рассчитывали на меня на 100%. Именно игрой в краснодарском клубе я заслужил вызов в национальную команду.
- В "Кубани" тебя присмотрел Хиддинк. Согласишься, что сегодня невозможно представить, чтобы в сборную вызвали кого-то не из топ-клуба?
- Гус Хиддинк не только вызвал меня, но и доверил мне место в стартовом составе в самых решающих матчах. Это, конечно, вызывает уважение и оценку профессиональных качеств Хиддинка. Он, кстати, из "Химок" вызывал Романа Воробьева, Широкова вызывал...
- И Торбинского со скамейки запасных...
- Да, и Торбу. Гус не смотрел на то, в каком клубе играет футболист, а смотрел на его профессиональные качества.
- Продолжишь обзор трансферов?
- Конечно. В "Амкар" я пришел в аренду, потому что "Кубань" покинула премьер-лигу, а мне нужна была практика, чтобы поехать на чемпионат Европы. Потом было вновь "Динамо": Андрей Кобелев рассчитывал на меня. Последние события мы уже обсудили с тобой...
- Давай вернемся в настоящее, или, скорее, в едва отдаленное прошлое. Ты фигурируешь в десятке самых памятных ляпов чемпионата по версии Sports.ru, несмотря на то что в сезоне провел всего семь матчей...
- Единственная моя ошибка с "Рубином"...
- Да, действительно, это гол Рязанцева. Тебя случайно потом не "троллили" партнеры?
- Было такое - в команде это нормально. Несколько дней все, конечно, молчали, выдерживали паузу. А потом, как назло, рядом с медицинским кабинетом кто-то повесил плакат с большими такими буквами: "ПРОВЕРЬ ЗРЕНИЕ!" Леша Березуцкий и Леонид Викторович Слуцкий поинтересовались, мол, может, оно у меня не очень хорошее и стоит обследоваться. В общем, шутка удалась, все весело посмеялись.
- Василий Березуцкий тоже отличился: забил автогол в домашнем матче ЛЧ с "Лиллем". Володя, каково это, пропускать от Василия? Не поверю, если скажешь, что ты его не подкалывал после.
- Вася вообще любит мне забивать (смеется). Он даже сам шутит на эту тему, говорит: Володя Габулов - мой любимый вратарь, забиваю только ему. Один он мне забил в ворота "Динамо" головой, победный гол был, мы проиграли тогда 1:2, хотя вели 1:0 по ходу матча. Второй - в серии пенальти на Кубок. Удар с пенальти у него удался - закрутил красиво в девятку. До этого момента я не думал, что Вася может так бить ногой. И третий раз он мне забил совсем недавно в ворота ЦСКА: с лету, по замысловатой траектории, под перекладину. Недавно выяснилось, что Вася забивал автоголы еще и Игорю Акинфееву. На сайте УЕФА, кстати, у него в статистике два гола записано, то есть тот мяч за "Лилль" ему в счет бомбардиров пошел (смеется).
- Вспоминая главный матч прошлого сезона с "Интером": кто все-таки вывел ЦСКА в 1/8 ЛЧ? Ты, как признанный лучший игрок матча? Василий Березуцкий, который реабилитировался после автогола в матче с "Лиллем"? Или все-таки безумный фарт Слуцкого, под которым накануне вновь начало шататься кресло?
- Я думаю, это совокупность всех факторов. Думаешь, так не бывает?! Но чудеса случаются, и в тот день так произошло - все сложилось. И я до последнего верил, что мы все-таки обыграем "Интер" в Милане, а "Трабзонспор" с "Лиллем" сыграют вничью и мы выйдем из группы. Я надеялся и готовил себя к тому, что именно так и будет. Даже после игры я верил, но не мог осознать до конца. Когда после финального свистка через две-три минуты мы узнали, что "Лилль" сыграл вничью и мы вышли в плей-офф, это было действительно счастье.
- Эти эмоции были сильнее тех, что ты получил во время победы над голландцами на Евро-08?
- Сложно их сопоставлять. Ощущения от победы над голландцами невозможно передать словами, потому что такого успеха мы добились впервые в истории России. А в случае с ЦСКА переживания были чрезвычайно сильными в первую очередь из-за того, что мы не очень удачно проводили весь групповой этап. Все думали, что мы проиграли решающий матч дома "Лиллю", а в итоге оказалось, что главная игра нас ожидала в Милане. Скорее рисуется параллель этого розыгрыша Лиги чемпионов с квалификацией того Евро, когда мы обыграли дома в решающем матче Англию и поехали в Израиль, где проиграли. А потом мы все ждали, как Хорватия сыграет с Англией, и вся страна уже ругала нас за то, что мы проворонили свое счастье, но в итоге оказалось, что счастье было в следующем туре, когда мы играли с Андоррой, а Хорватия преподнесла нам такой "небольшой подарок".
- Ты вышел в 1/8 финала с клубом, ты был частью этого праздника, у ЦСКА на повестке дня "Реал", а тебе возвращаться в "Анжи". Не обидно?
- Нисколько. Меня приглашали в ЦСКА на определенный период, чтобы помочь команде решить вратарскую проблему. Слава богу, мы выполнили все поставленные задачи, и мне удалось не испортить ту кашу, которая была заварена. Спасибо руководителям и тренерскому штабу ЦСКА, которые предоставили мне возможность сыграть в Лиге чемпионов.
- Слуцкий сказал (цитирую): "Барселону" обыграть было бы нереально, а "Реал" - вполне". Ты достаточно долгое время был с командой, как ты оценишь шансы армейцев?
- Я вообще придерживаюсь мнения, что в одном-двух матчах можно обыграть любую команду, в том числе и "Реал". Как пример - казанский "Рубин", который обыграл "Барселону". Я думаю, "Реал" можно победить. Просто для этого должно сойтись много факторов - и подготовка, и психологический настрой, и другие моменты. Другое дело, что эта игра пройдет уже на стадии плей-офф, а значит, и "Реал", и ЦСКА будут играть совсем на других эмоциях и совсем на другом уровне самоотдачи.
- Одна из последних предновогодних трансферных новостей - назначение Красножана в "Анжи". Как ты к ней отнесся?
- Игрок - подвластная личность, он должен принимать любого специалиста, не важно, приятен он ему или неудобен. Раньше я с Красножаном не пересекался, но считаю его отличным специалистом. Будет интересно поработать с ним.
- Карлос и Это'о - чего ты ждешь от знакомства с ними?
- Я думаю, для каждого футболиста это неоценимый опыт - играть в одной команде с такими мастерами. Надеюсь, им также приятно будет выступать рядом со мной.
- Куда вообще движется наш чемпионат? Это же фантастика! Еще полтора года назад сложно было себе представить, что ты выйдешь под капитанством Карлоса.
- Хочется верить, что наша лига действительно растет и прогрессирует, как это видится на первый взгляд...
- Чего ты ждешь от наступающего года?
- Побед, побед и еще раз побед. Если будут победы, будет личностное развитие. Я хочу помогать своей новой команде выигрывать.
Катерина Кирильчева, Football Magazine