В.Быков: "Ветераны нашего хоккея во многом правы"
Завтра состоится заседание исполкома ФХР, которому предстоит решить дальнейшую судьбу тренерского штаба сборной России. В его преддверии главный тренер национальной команды прервал обет молчания, объявленный после чемпионата мира, и дал большое интервью.
- Вернувшись в Москву после мирового первенства, вы не стали общаться с журналистами, попросив их только об одном - не уничтожать своей критикой хоккеистов. Почему изменили свое решение?
- Еще неделю назад в нашем хоккейном сообществе ни о каком конструктивном обсуждении не было и речи - всех захлестывали эмоции. О хоккее практически никто не говорил: многие решали исключительно частные задачи, отталкиваясь от личных симпатий и антипатий. К счастью, эти эмоции постепенно схлынули. Видно, что ситуация в последние дни нормализуется. Значит, пора говорить о хоккее.
- Такая возможность у вас появится уже в четверг утром, когда состоится исполком ФХР. Главный вопрос повестки дня: кто будет работать со сборной в следующем сезоне.
- Мы с Игорем Захаркиным ждем от исполкома профессионального и конструктивного обсуждения выступления сборной России в прошедшем сезоне, а также положения дел во всем российском хоккее. К слову, почти неделю назад, когда мы встречались с министром спорта Виталием Мутко и его заместителем Юрием Нагорных, обсуждение было именно конструктивным. То, насколько глубоко они понимают ситуацию в отечественном хоккее, произвело на нас впечатление.
Убежден, что такой же профессиональный разговор состоится и на исполкоме. Ведь всем известен его состав - там собраны люди, которые прекрасно знают хоккей и переживают за страну.
- Некоторые из этих людей, прославленные чемпионы советских времен, недавно написали открытое письмо, в котором попросили лишить Игоря Захаркина права работать в России. Ваш комментарий.
- Знаете, я стараюсь во всем видеть какие-то позитивные моменты. Увидел их и в этом письме.
- ?!
- Да-да, не удивляйтесь. Всегда опасался только одной категории людей - равнодушных. Авторов письма можно обвинять в чем угодно - в категоричности, жесткости, в использовании риторики прежних и не самых лучших времен. Но самое главное - они неравнодушны!
А еще эти люди - максималисты. Россия на протяжении 15 лет - с 1993 года по 2008-й - не завоевывала мирового золота, оставалась на вторых ролях. Наверное, этот черный отрезок отразился прежде всего на ветеранах нашего хоккея, которые в свое время любое место, кроме первого, воспринимали как провал. Отсюда и их жесткий настрой.
Признаюсь, к этой категории отношусь и я. Не исключаю, что и сам я, если бы наблюдал за ситуацией со стороны, отреагировал бы на четвертое место не менее радикально.
- Но ведь за последние пять лет, когда сборной руководили вы с Игорем Захаркиным, мы как раз и вернулись к советским стандартам - и команду подвергли резкой критике даже за прошлогоднее второе место в Кельне.
- Я с вами согласен. Положительные моменты были - тут и золото Квебека и Берна, и наши постоянные победы на этапах Евротура, и в конце концов четыре победы подряд над канадцами на мировых первенствах. Словом, черный 15-летний отрезок забыт, что не может не радовать. Однако были и неудачная Олимпиада, и Братислава. А значит, и поводы для серьезной критики. Повторяю, ветераны нашего хоккея во многом правы.
- Чего вы ждете от исполкома помимо конструктивного обсуждения?
- Мы с Игорем настроены продолжить выполнение своих обязательств по контракту, подписанному прошлым летом по формуле "два плюс два". Выходим на исполком со своей программой, которую разрабатывали все прошедшие дни. Надеемся, она будет поддержана.
- Можете рассказать об этой программе читателям?
- Наверное, не совсем корректно озвучивать ее в прессе - все-таки прежде всего мы хотим обсудить ее с профессионалами. Но несколько пунктов готов раскрыть.
Первое. Мы намерены скорректировать нашу тренерскую политику. Наверное, сейчас нет смысла становиться заложниками сиюминутного результата на чемпионатах мира - прежде всего с учетом того, какой турнир ждет Россию через три года. Самое пристальное внимание планируем обратить на новое поколение российских хоккеистов - Кузнецова, Тарасенко, Панарина, Бурмистрова, Жаркова, Худобина, Кицына, многих других. Чемпионат мира в Братиславе показал, что сборной нужна свежая кровь.
Второе. Наш тренерский штаб будет расширен. Уже достигнуты договоренности с двумя российскими специалистами. Первый - прославленный тренер, заработавший себе имя работой еще в советском хоккее. Второй - специалист нового поколения, один из самых перспективных молодых тренеров в КХЛ.
У нас есть и некоторые другие предложения, которые хотелось бы обсудить на исполкоме с авторитетными людьми. Если мы продолжим работу со сборной, все эти предложения, естественно, будут претворены в жизнь.
- Фамилии двух тренеров-джокеров готовы озвучить?
- На данном этапе это было бы неправильно. Наши перспективы пока неочевидны, поэтому людей, которые уже дали свое согласие, сейчас вряд ли есть смысл называть публично.
- Я так понял, что вы готовы в следующем сезоне работать со сборной в качестве освобожденных тренеров.
- Совершенно верно. Намерены все свое внимание уделить главной команде страны. Мы впервые окажемся в роли освобожденных тренеров - и это для нас интересный вызов.
- Каким будет ваш график работы?
- Ну вы же понимаете, что пока приходится говорить в сослагательном наклонении. Но, согласно уже составленному примерному плану, много внимания уделим не только матчам КХЛ, но и Молодежной лиги. Мы отдаем себе отчет в том, что без молодежного хоккея перспектив у страны нет. В этом сезоне главный тренер молодежки Валерий Брагин порекомендовал для главной команды страны двух-трех игроков, что пока - если говорить объективно - крайне мало. Но новый проект под названием МХЛ постепенно становится на ноги. Надеемся, что отдачу от него скоро почувствует и первая сборная страны.
- К слову, официальные лица МХЛ вас в последнее время довольно часто критикуют...
- Это нормальный рабочий процесс. Все мы хотим, чтобы молодежь громко стучала в двери национальной сборной. Посмотрите на шведов - там выбор молодых игроков просто огромный! Россия пока, увы, этим похвастаться не может.
- Лидеры КХЛ к вам с Игорем Захаркиным тоже, скажем так, неравнодушны - довольно часто вступают с вами в полемику...
- И здесь ничего страшного не вижу. КХЛ - отличная лига, которая активно развивается. Но в то же время у нас порой появляется некая эйфория: мол, в Европе других сильных лиг, равных нашей, уже не осталось. Между тем сборные Латвии и Белоруссии, составленные на базе клубов КХЛ, сражаются на чемпионате мира за выживание. И это - тревожный звоночек...
- В Северную Америку на матчи регулярного чемпионата НХЛ поедете?
#ntright#- Обязательно. Несколько таких поездок уже запланировано. Раньше этот участок работы у нас закрывал Андрей Назаров, теперь же мы сможем уделить НХЛ еще больше внимания.
- Не считаете, что месяц назад погорячились, когда перевели Назарова из тренеров сборной на позицию скаута и инициировали "развод"?
- Сложный вопрос. Когда эмоции улеглись, я понял, что по-человечески мы друг друга не поняли. И с нашей стороны что-то было оформлено неправильно, и Андрей довольно резко отреагировал. Но мы - позитивные люди и все недопонимание оставили в прошлом.
Раскрою небольшой секрет: буквально вчера мы пообщались с Назаровым. Решили все начать с чистого листа - и Андрей принял наше предварительное предложение вернуться в сборную. Подробнее этот вопрос обсудим на исполкоме.
- Перед чемпионатом мира пресса резко атаковала вас и по другому вопросу - с неприглашением в сборную лучшего российского вратаря НХЛ Ильи Брызгалова. Не жалеете, что все так получилось?
- Знаете, тогда вопрос решался на эмоциях, в предельно сжатые сроки. Сейчас, когда есть время все спокойно обдумать, приходит понимание того, что и из этой сложнейшей ситуации можно было найти выход. К счастью, Илья отреагировал на нее очень достойно.
И все же общественность должна понять, почему мы сделали ставку на Набокова. После истории с Алексеем Яшиным нас много критиковали: мол, Яшин своей верной службой национальной команде заслужил предельно аккуратного отношения. Мы не хотели, чтобы ситуация повторилась с Набоковым. Этот замечательный человек, который в последние годы стал душой сборной и в Квебеке привел ее к первому золоту за 15 лет, после сложнейшего старта сезона в СКА заслуживал шанса от национальной команды. И этот шанс ему был предоставлен. А сейчас мы за это решение отвечаем.
- Нет желания позвонить Брызгалову и еще раз все обсудить?
- Не буду раскрывать всех наших планов. Но вы мыслите в правильном направлении.
- С каким настроением вы с Захаркиным идете на исполком?
- Надеемся на искренний, профессиональный, эмоциональный разговор. Нам не стыдно за те пять сезонов, которые мы провели в национальной команде. У нас было все - и большие победы, и обидные поражения. Но работали мы честно - и постоянно чувствовали поддержку миллионов российских болельщиков, а также наших руководителей. За эту поддержку всем большое спасибо. Да, у нас было много критиков, которые не исчезали даже в самые удачные для нас годы и постоянно оказывали давление. Им тоже спасибо - за неравнодушие.