Анна-Карин Зидек: "Допинг – большая проблема для всей Восточной Европы"
Биатлонная "Гонка чемпионов" в Москве собрала многих звезд мирового спорта. Заманить организаторам удалось и обладательницу золотой олимпийской медали, спортсменку международной команды Salomon Анну-Карин Зидек (ранее выступавшую под фамилией Олофссон-Зидек).
За несколько часов до старта соревнований Анна-Карин с удовольствием раздавала автографы российским поклонникам биатлона, а затем рассказала, что думает о России, проблемах с допингом и будущем биатлона в эксклюзивном интервью корреспонденту РБК-Спорт.
- Что для вас "Гонка чемпионов" - шоу или соревнование?
- Для меня в данном случае нет разницы. Есть элементы шоу, потому что все проходит стремительно, все надо делать очень быстро. Но с другой стороны это гонка, в которой очень хочется победить.
- Для Вас действительно важна победа в этом соревновании?
- Конечно, хочется выигрывать все гонки, в которых я участвую. Тем более, что этот сезон получился не совсем удачным.
- А вы раньше приезжали в Москву?
- Нет, я сейчас в первый раз здесь. Город мне очень понравился. Но хотелось бы побывать здесь в более теплое время, когда трава зеленая, листья на деревьях (смеется).
- А как вам Ханты-Мансийск, куда вы приезжали на этапы Кубка мира и на чемпионат мира в этом году?
- У каждого этапа есть какое-то своеобразие. Главная особенность гонок в Ханты-Мансийске заключается в том, что там все время очень холодно. Но в этом году холодно было везде.
- Многие биатлонисты говорят, что недовольны попыткой IBU (Международного союза биатлона) популяризировать этот вид спорта путем проведения гонок в Северной Америке, Азии? Вы как к этому относитесь?
- Мне кажется, что в принципе важно развивать наш вид спорта в разных уголках мира. Но на самом деле, если стоит именно такая цель, то в США или Северную Америку стоит ездить не каждый сезон, а, скажем, каждые два года. Например, один год поехать выступать в Соединенные Штаты, на другой год в Азию.
- В России телевизионные рейтинги биатлона могут побороться с футболом. В Швеции ситуация обратная. Не завидуете?
- Да не особо. Мне кажется, что в Швеции футбол, хоккей смотрит одна публика, а биатлон, лыжные гонки или горнолыжный спорт - совсем другие люди.
- Главный тренер сборной Швеции г-н Пихлер несколько лет назад заявил, что Россия - "самая проблемная страна" в современном биатлоне. Вы согласны с этим утверждением?
- Речь идет не только о России. Это общая проблема для всех стран Востока.
- Под "странами Востока" Вы имеете в виду страны бывшего СССР?
- Ну... в этих странах было много подобных скандалов. Так что... Ну, я надеюсь, что теперь-то ситуация поменялась к лучшему.
- "Война слов" Пихлера отразилась на ваших взаимоотношениях с российскими спортсменками?
- В то время это конечно не особо позитивно сказалось... Такой скандал,.. Впечатление было не очень хорошим. Но сейчас, мне кажется, все стало лучше.
- Кого из российских биатлонисток Вы бы назвали своей главной соперницей?
- На стартовой линии все равны.
- На стартовой линии зачастую 120 спортсменок. Вы всех считаете равными себе?
- (смеется) Нет, но в этом и прелесть биатлона. Никогда не знаешь, кто победит. Надо стрелять, надо бегать. А кто в лучшей форме подойдет к гонке - большой вопрос.
- Многие говорят, что Магдалена Нойнер - настоящее биатлона. Станет ли она и в будущем королевой?
- Она молода, у нее все впереди. У нее действительно есть большой потенциал. Но есть и другие спортсменки, которые намерены оспорить этот титул.
- Кто, например?
- Например, немка Мириам Гесснер. Она очень молода, но очень быстра на лыжне. Пока она не так хорошо стреляет, но и у Нойнер не все сначала получалось. Очень неплохо проявила себя в этом сезоне Кайса Макарайнен.
- А что Швеция? Вы считаете, что в вашей сборной есть потенциал для того, чтобы выступить, скажем, на Олимпиаде в Сочи?
- У нас проблема в том, что не так много людей занимаются биатлоном. Попросту не из кого выбирать.
- Но ведь биатлонисты-мужчины последние годы прогрессируют. Какая-то причина ведь есть?
- У нас есть программа развития биатлона, рассчитанная на многолетнюю подготовку спортсменов сборной. Но сказать, почему именно в этом году что-то начало получаться, я не могу.
- В России с оптимизмом восприняли включение в программу Олимпиады смешанной эстафеты? А как отнеслись к этому в Швеции?
- У нас были хорошие результаты в смешанной эстафете, так что мы в общем-то тоже рады. Правда, тут еще надо отметить, что на Олимпиаду все приезжают с особым настроем. Только Игры все решат.
- Что вы думаете о следующем сезоне? Какие ваши планы на будущее?
- Я пока не знаю. Я все еще в раздумьях (смеется).
- Вы хотите, чтобы Ваши дети стали профессиональными спортсменами?
- Только если мой ребенок этого захочет. Это должно быть его собственное решение.
- Но Вы же будете говорить о том, что биатлон - хорошо, плохо или такое тяжелое занятие, что и заниматься не стоит им?
- Да нет, пусть сам решает. Я буду не против, если мой ребенок выберет другой вид спорта. Я буду только рада и поддержу его решение.
- В России сейчас спортсмены думают об Олимпиаде в Сочи. А Вам не обидно, что за всю свою карьеру Вам ни разу не удалось выступить на Олимпиаде в своей собственной стране?
- Я рада, что в России будет Олимпиада. У нас тоже долго обсуждали заявку на проведение Игр. Думали об Эстерсунде. Но это так дорого стоит, а я не уверена, что наша страна потянет Олимпиаду. Швеция все-таки довольно маленькая страна.
- И самый важный вопрос. В биатлоне важней быстро бегать или метко стрелять?
- Раньше можно было хорошо стрелять, плохо бегать и выигрывать гонки. А бывало, что и наоборот. Сейчас нужно быть мастером во всем. Постоянно.