Д.Адвокат: "За матч с Уругваем нам пришлось бы много заплатить"
Перед товарищеским поединком со сборной Ирана большое интервью дал наставник российской национальной команды Дик Адвокат.
- ОАЭ - не совсем чужая для вас страна, - говорю Адвокату . - В 2005 году вы возглавили ее сборную, но проработали в ней какие-то недели...
- Да, это была интересная история. К тому моменту накопилась психологическая усталость. В 2004 году я работал со сборной Голландии на чемпионате Европы, вышел в полуфинал, но столкнулся со множеством проблем, особенно во взаимоотношениях со СМИ. Затем пять месяцев возглавлял "Боруссию" из Менхенгладбаха, и это был не лучший период.
После того как расстался с немецким клубом, как раз и получил предложение из ОАЭ. Мне было 57 лет. Рассматривал этот вариант, признаться, как хорошо оплаченные каникулы. И планировал, что на этом завершу тренерскую карьеру. Это был июль, здесь было страшно жарко. И я был совершенно расслаблен.
В моем контракте было прописано, что в случае моего увольнения федерация футбола ОАЭ не должна будет мне никаких отступных. Услышав это, я ответил: "В Европе так не принято, но давайте тогда я поставлю ответное условие". Они с ним согласились: если я получу более выгодное предложение, то, со своей стороны, тоже смогу уйти бесплатно. И, представляете, не успел я проработать в Эмиратах и четырех недель, как получил предложение возглавить сборную Кореи и принять с ней участие в ЧМ-2006!
Я сделал это - и за девять незабываемых месяцев в Корее ко мне вернулся профессиональный голод. А последующая работа в "Зените" еще больше разожгла футбольный аппетит, так что больше об уходе на покой я не задумывался.
- В Эмиратах не обиделись на ваш стремительный отъезд?
- Они сделали ошибку, прописав такие условия контракта. Причем инициатива подобного соглашения принадлежала им, и что они могли возразить? Особенно с учетом того, что они мне сразу выплатили зарплату за два месяца и я ее вернул, чего в принципе мог не делать. Словом, никаких обид не осталось. Жил я, кстати, в Дубае, а не в Абу-Даби.
Вскоре после этого я со сборной Кореи приезжал на матч с командой ОАЭ. Да и "Зенит" здесь тренировался каждый год. Все это, по-моему, исчерпывающе говорит о том, что никаким конфликтом мой отъезд не сопровождался. Сами руководители, с которыми мы остались друзьями, говорили: мол, Адвокат - хороший тренер, и мы сами сделали ошибку.
- А со стороны местных болельщиков негативной реакции не ожидаете?
- Нет. Все-таки это было шесть лет назад, и с тех пор я и отдохнуть сюда приезжал, и интервью местной прессе давал - все в порядке. Кроме того, почти не сомневаюсь: зрителей на матче Россия - Иран будет мало. Думаю, вряд ли больше двух тысяч. Я люблю играть при большом стечении публики, но в данном случае это не является ключевым моментом.
- Заплатили ли Эмираты РФС, чтобы получить право на проведение этого матча?
- Да, конечно. Кроме того, они покрыли расходы, связанные с нашим пребыванием здесь. В связи с этим хотел бы разъяснить ситуацию по теме, которую вы подняли в своем вчерашнем материале в "СЭ". (Как видим, Адвокату оперативно переводят все, что выходит о сборной в прессе. - Прим. И.Р.) Вы написали о том, что не все футболисты добирались в Абу-Даби вместе с командой. Уверяю вас: если бы речь шла об официальном матче, команда в полном составе прибыла бы в Москву, откуда отправилась бы на выезд.
Но тут мы не могли не учесть, что через неделю с небольшим четырем клубам предстоят матчи Лиги Европы. И если у кого-то была возможность добраться из Марбельи или Англии в Эмираты напрямую, мы не могли им этого не позволить. Мы обсуждали этот вопрос с мистером Фурсенко и решили: пусть все добираются, как смогут. Поступили так исключительно в интересах игроков и их клубов.
- За игроками "Зенита" в Испанию прилетел чартер "Газпрома", но почему в таком случае футболистам ЦСКА пришлось лететь из Турции в Эмираты через Москву - фактически как из Москвы в Питер через Владивосток?
- Это была их идея!
- То есть не ваше распоряжение?
- Ни в коем случае. Если бы я потребовал явки футболистов сборной в Москву, то это касалось бы всех игроков. А если не всех - значит, никого. Вы, думаю, уже хорошо знаете мои принципы управления, один из которых таков: не бывает правил для некоторых. Если есть правила, они - для всех. И в данном случае каждый был волен делать все, что захочет. Более того, перед тем, как принять решение, мы узнали мнения всех заинтересованных клубов - как лучше всего поступить. Игроки ЦСКА сказали: мы хотим сначала вернуться в Москву. РФС тут был ни при чем.
- То есть единственным вашим требованием было то, чтобы вся команда была в отеле Fairmont к 11 вечера в понедельник?
- Именно так. Но один игрок примерно на полчаса опоздал.
- Билялетдинов?
- Да.
- Будет ли он как-то за это наказан?
- Нет. Но мы с ним это обсудим. Хотя бы по той причине, что он, проведя в субботу матч за "Эвертон", был свободен уже в воскресенье. Однако наказание, тем более на деньги, в такой ситуации чрезмерно. Разговора должно быть достаточно. К тому же мне надо сказать ему еще кое-что.
- Изначально планировалось, что игра пройдет в Дубае, но затем ее перенесли в Абу-Даби. Почему?
- Потому что в среду в Дубае местные клубы проводят на своих полях матчи национального чемпионата, и там элементарно не будет стадиона, где мы могли бы сыграть. Мы могли провести матч и в Лондоне. Но он тоже находится в пяти часах лета от Москвы!
- В четырех.
- В четырех с половиной. А Абу-Даби - в 4.45.
- Зато четырем игрокам вообще никуда не надо было бы лететь...
- Но подавляющему большинству-то - надо! Ну и погода, согласитесь, здесь куда лучше.
- Допустим, на юге России - в том же Краснодаре - она тоже неплоха.
- Дело в том, что в данном случае мы через агента получили приглашение от Ирана провести матч на нейтральном поле. Соперник нас устроил, и мы согласились.
- Вы провели товарищеский матч в Воронеже. А как насчет официального за пределами двух столиц?
- Нет, официальные пока будем играть в Москве и Санкт-Петербурге. Но воронежский опыт - если, разумеется, не считать результата матча - был очень позитивным благодаря великолепной атмосфере. Однако в конце сезона в полной мере настроиться на товарищеский матч оказалось трудно.
- Не лучше ли было тогда сыграть с более сильным Уругваем, который тоже предлагал свои услуги? Тогда и настрой был бы иным.
- В этом случае нам пришлось бы платить, причем большие деньги. И большой вопрос, сумели бы мы их "отбить". Речь, по-моему, шла о сумме в 500 - 600 тысяч фунтов.
- Но разве это не было бы полезно для команды?
- В тот момент года - не уверен.
- В ноябре появилась информация о переговорах насчет февральского матча в Лондоне между Россией и США.
- Помимо прочего мы хотим, чтобы на товарищеских матчах РФС зарабатывал деньги. Это происходит в случае домашних встреч - телеправа, продажа билетов и прочее. В Лондоне, если бы мы играли против Австралии (а такой вариант был), стадион был бы пуст, и никакой прибыли федерация не получила бы.
- Почему прервались переговоры о лондонских матчах?
- В том числе потому, что за игру мы ничего не получили бы. Речь шла только о компенсации расходов на дорогу и проживание.
- Здесь, соответственно, получите?
- Да, немного.
- А с футбольной точки зрения можете сравнить иранцев с теми же американцами или австралийцами?
- В плане технических навыков иранцы куда больше похожи на Армению, с которой нам скоро предстоит играть. Австралия же играет в совершенно другой футбол.
- Иранцев знаете в деталях?
- В общих чертах. Когда играешь товарищеский матч, детального изучения соперников не требуется. Куда больше внимания уделяешь собственной команде.
- Тем не менее Афшин Готби, лишь после недавнего Кубка Азии покинувший пост главного тренера иранцев, был вашим ассистентом в сборной Кореи. Это как-то облегчило переговоры?
- Никак. Это не более чем совпадение. Я давно уже знал, что после Кубка Азии он уйдет из сборной Ирана и уедет в Японию. То есть встретиться с ним здесь мы не могли ни при каких обстоятельствах. Мы с ним даже не говорили об этом товарищеском матче. Разве что позвонил ему во время турнира, пожелал удачи - и в ответ он сказал: "Жаль, что мы не встретимся во время матча Ирана с Россией".
- По-вашему, нынешний Иран может идти в сравнение с той командой, которая в 1998 году обыграла на чемпионате мира США и вообще показала убедительный футбол?
- Почему нет, если иранцы очень достойно выглядели на Кубке Азии и лишь с минимальным счетом проиграли в четвертьфинале Корее?
- Вы когда-нибудь бывали в Иране?
- Нет. Предпочитаю проводить свободное время в Голландии и Испании (улыбается). А вы?
- Тоже не доводилось. Знаете, что там женщинам запрещено ходить на футбол?
- Да, слышал. Но при этом на всех матчах сборной, говорят, там аншлаги, да и посещаемость встреч клубов высока. Кстати, здесь, в Эмиратах, женщин на стадионах тоже не увидеть. Здесь это абсолютно мужской вид спорта.
- Как вы к этому относитесь?
- Надо уважать разные культуры.
- Все ли футболисты, приехавшие в Абу-Даби, выйдут на поле?
- Не хочу рисковать здоровьем тех, кому скоро играть в еврокубках. Если чье-то состояние будет вызывать вопросы, этот человек на поле не выйдет.
- Поэтому Дзагоев и не поехал?
- Да. Он, между прочим, хотел быть с нами! И это - хороший знак, демонстрирующий, что этим игрокам нравится играть в национальной сборной.
- Широков не сыграет?
- Нет смысла рисковать здоровьем игрока, которому на следующей неделе предстоит матч с "Янг Бойз".
- Аршавин может сыграть полный матч?
- До игры сложно говорить, кто проведет все 90 минут, кто - нет.
- Но каких-то просьб лимитировать его игровое время от Арсена Венгера не было? И от других коллег?
- Нет. Думаю, Венгер будет только рад, если я позволю Аршавину сыграть 90 минут. Потому что в "Арсенале" он нередко играет по 20, и это позволит ему добрать игровой практики. Вообще я не хотел бы в матче с Ираном делать столько замен, сколько против Бельгии. У нас не так много возможностей играть вместе, и надо этими шансами пользоваться.
- Планируете дать больше времени тем игрокам, кому не хватает практики в клубах?
- Стартовый состав будет близок к тому, который выйдет против Армении.
- То есть игра с Ираном - генеральная репетиция перед встречей с армянами не только по времени проведения, но и сути?
- Безусловно.
- Это будет первый матч в новой, полностью алой форме, пришедшей на смену кирпичной. Как относитесь к смене цветов?
- Новая форма в большей степени соответствует традиционной расцветке российской сборной.
- Если возвращаться к теме футбольного Воронежа, возглавляемого вашим другом Константином Сарсания, как относитесь к решению РФС отдать вакансию в 1-м дивизионе "Факелу", который по ранжиру был только 17-м?
- Это хорошо для города, в котором, как я увидел, действительно любят футбол. Что же касается поднятой вами темы, то я не хотел бы ее обсуждать. Не люблю лезть в вопросы, к которым не имею никакого отношения.
#ntright#
- Ощущаете отсутствие Сарсания, с которым вы привыкли работать вместе?
- Сейчас он не оказывает никакого влияния на работу РФС, но мне важнее, что я все равно могу позвонить ему в любое время. Этим вообще отличается дружба между людьми в России. А мы с Константином - друзья, и я могу в полной мере ему доверять. Он мог бы работать на других должностях где угодно. Но сердце Сарсания отдано тренерской профессии! Я говорил ему: "У тебя столько других качеств. Забудь об этом!" Но он стоит на своем, и это хорошо. Всегда хорошо, когда человек следует зову сердца. И я смотрю на его будущее в этой роли позитивно.
- В отличие от Гуса Хиддинка, в феврале проводившего двухдневные тренировочные сборы, вы предпочитаете играть.
- Когда я был тренером "Зенита", то был очень рассержен, когда мои игроки уехали на сбор, во время которого не было предусмотрено матча. Вскоре нам предстояла игра Кубка УЕФА против "Штутгарта", и во время подготовки к сезону нужна была игровая практика. Учитывая еще и интересы клубов, всегда предпочитаю, чтобы на таких сборах были не только тренировки, но и игра.
- Если Россия, не дай бог, проиграет второй кряду товарищеский матч, будете рассматривать это как серьезный симптом? Или контрольные и официальные матчи - принципиально разные вещи?
- Я всегда хочу выигрывать. Но при этом стремлюсь и к хорошему футболу, который ставится в том числе и в подобных матчах. Однако главное - выйти в финальную стадию Euro. Если мы добьемся хороших результатов против Армении, все тут же забудут о поражении от той же Бельгии и - если ваше "если" вдруг сбудется - Ирана.
- Удивила ли вас классная, агрессивная, смелая игра армян против Словакии?
- В этом цикле - их шанс. Отсюда и слухи, которые в последнюю неделю активно обсуждались - о том, что Россия якобы купила игру. Они уже начали нагнетать обстановку! Цель этой акции вижу еще и в том, чтобы таким образом заранее свести с ума свою публику. Чтобы ее эмоции были вдвойне более яростными.
- Не может ли этот скандал обрушить дополнительное давление на наших игроков, вызвать у них нервозность?
- Нет. Опытные люди, они привыкли к любому давлению, оно для них - норма.
- Собираетесь поговорить с ними на эту тему?
- В этом нет никакого смысла.
- Еще одна тема, часто обсуждающаяся в последнее время, - снайперские подвиги Дмитрия Булыкина в "Ден Хаг". Что ему нужно сделать, чтобы доказать свое превосходство над конкурентами?
- Удивляюсь тому, что эта тема так широко обсуждается. По-моему, всем очевидно, что трое других игроков этого амплуа сильнее. Не хочу ходить вокруг да около, поэтому говорю прямо: Булыкин уступает и Павлюченко, и Погребняку, и Кержакову. Вижу его матчи по ТВ регулярно, да и домашняя арена "Ден Хаг" находится в двух километрах от моего дома. Поэтому могу судить не по чужим рассказам.
- Вы с ним когда-нибудь общались?
- Нет. Но я знал о нем и раньше, поскольку он в составе "Байера" из Леверкузена забил гол "Зениту" в ответном матче Кубка УЕФА. При всем сказанном должен отдать Булыкину должное: он очень хорошо играет за мою бывшую команду. Вся она - большой сюрприз, последние 10 - 15 лет были для нее очень сложными. И россиянин вносит в ее успехи немалый вклад.
- Получат ли игроки сборной России премиальные в случае победы над Ираном?
- Нет.
- Какую систему премиальных вы предпочитаете - только за итоговый результат или в том числе за каждую отдельную победу?
- Являюсь приверженцем комбинированной системы, какая, кстати, у нас и принята. Если вы не выходите в финальный турнир, то получаете значительно меньше денег, сколько бы отдельных побед ни одержали. Но и совсем не платить за выигрыши тоже кажется мне неправильным.
- Участвовали вы в разработке нынешней системы? Интересовалось ли руководство футбольного союза вашим мнением на сей счет?
- Если честно - нет. Но отношусь к этому совершенно спокойно. Вопрос решался на встрече, в которой участвовали игроки и босс РФС. То, о чем договорились в итоге, устроило всех.
- На той встрече была вся команда или ее представители?
- Вся! И это хорошо, поскольку они показали себя единым коллективом! Причем, насколько помню, мистер Фурсенко предполагал, что там будут 3 - 4 игрока. А когда пришел - обнаружил всех до единого. Это было в сентябре, перед первым матчем цикла.
- Общались ли вы с Рудом Гуллитом с того момента, когда он возглавил "Терек"?
- Еще нет. Но для российского футбола очень хорошо, что такая личность стала его частью.
- Считаете ли вы его хорошим тренером?
- Начнем с того, что он был одним из лучших игроков в мире. Но и тренировал такие именитые команды, как "Челси", "Ньюкасл"... Очень его уважаю, в том числе и как тренера. А еще скажу, что он человек, совершенно не похожий на других. Со своим лицом. Он способен вести за собой.
- Оптимистично относитесь к его перспективам в Грозном?
- Конечно, он выбрал не самый легкий путь. Но если такая фигура, как Гуллит, едет туда - это, повторяю, хорошо для России. Совершенно честно вам об этом говорю. Позитивно относитесь к тому, что Гус, я, Руд приезжают в Россию! И если у Руда будут такие же возможности себя проявить, как у нас с Гусом, - с чего кто-то взял, что этого не произойдет?
- Почему между российским (да и не только) футболом и голландскими тренерами образовалась такая успешная взаимосвязь?
- Мы уважаем культуру стран, в которые приезжаем. Знаем иностранные языки. Но какие-то обобщения я бы искать не стал. У каждого - свое имя, характер и лицо. Нет одинаковых людей. Даже если они принадлежат к одной национальности.
- Готовы ли вы на данный момент продолжить работу в сборной России после Euro-2012?
- В моем контракте прописано, что, если мы выходим из отборочной группы, мы продолжаем работу. Но, по-моему, сейчас не время обсуждать этот вопрос. Надо заниматься делом - и сначала попасть на чемпионат Европы.
- В ирландской программке к матчу с Россией я вычитал, что во многих своих командах вы в раздевалке в качестве настроя включали знаменитую песню Тины Тернер "Simply the best".
- Не в раздевалке, но включал. Тем самым хотел внушить команде, что, она - "просто лучшая". А звучала эта мелодия из стадионных динамиков в тот самый момент, когда мои парни выходили из тоннеля на поле. Использовал этот прием в сборной Кореи, "Рейнджерс", ПСВ, периодически в "Зените". Но пока - не в сборной России. Поверьте, игроки и даже тренер испытывают классные ощущения, настоящий моральный подъем, когда слышат эту песню!
- Когда вы придумали это делать?
- Если честно - не я. Когда возглавил ПСВ, эта песня перед играми уже звучала, рассматривалась как неофициальный гимн клуба. Но мне идея очень понравилась, и я стал использовать ее там, где работал.
- Когда же она зазвучит на матчах нашей сборной?
- С того момента, как мы выйдем в финальную часть чемпионата Европы.