А.Аршавин: "Андорру надо обыграть красиво"
- Начинать восхождение придется в Андорре. Помните, была такая телевизионная игра "Пойми меня", в которой, в частности, один из игроков называл свои ассоциации к тому или иному слову или понятию, а команда пыталась их отгадать. Попробуйте определиться со своими ассоциациями к слову "Андорра".
- И вы их отгадаете?
- Постараюсь.
- Давайте.
- Плохое поле, подлый соперник, удаление, хеппи-энд. Есть попадания?
- Вы слишком быстро высказались, я успел определить только два своих варианта. Но один из них действительно "удаление".
- А второй?
- Карлик.
- Я мыслил менее глобально, отталкиваясь от того печально знаменитого матча трехлетней давности.
- Почему это он "печально знаменитый", если после него мы получили путевку на Euro?
- Но вам лично он кроме путевки принес еще и двухматчевую дисквалификацию. Интересно сейчас, по прошествии времени, вы по-прежнему воспринимаете то удаление трагично или после чемпионата Европы оно превратилось в забавный эпизод, не более?
- Забавным эпизодом оно никогда не станет. А вот одним из самых неприятных в карьере останется. В большом футболе меня удаляли очень редко - помню каждый случай.
- Сегодня вас можно вывести из себя так же, как три года назад?
- Если андоррцы будут снова играть, как играли (а с чего им меняться?), они могут вывести кого угодно. Но у меня теперь, естественно, имеется соответствующий опыт, который, надеюсь, позволит не попасть в одну и ту же ловушку дважды.
- Получается, три года назад вы не были готовы к толчкам, зацепам и прочим проявлениям подленького футбола?
- Готов, может, и был, но тогда все происходило на столь мрачном психологическом фоне после поражения от Израиля, что сдержаться было гораздо труднее.
- За прошедшее от Андорры до Андорры время Андрей Аршавин очень изменился?
- Естественно - полтора года жизни в Англии просто так пройти не могли.
- И каким образом туманный Альбион на вас отразился?
- Стал спокойнее, профессиональнее, значительно больше времени уделяю семье.
- А если говорить о футболе?
- Пожалуй, манера моей игры тоже изменилась. Она теперь, может быть, более эффективна, зато явно потеряла в яркости. Даже не помню, когда в последний раз забивал по-настоящему красивый гол.
- Это расстраивает?
- Конечно.
- А от чего такое положение вещей зависит, анализировать не пытались?
- Пытался, но причин не нашел. За то, что делаю до матча, упрекнуть себя вроде бы невозможно. Вполне вероятно, сказались прошлогодние травмы, из-за которых трижды пропускал по месяцу, но ссылаться на травмы - удел слабых.
- Не сказывается ли то, что "Арсенал" - суперклуб, где вы далеко не единственный лидер?
- Разумеется, "Зенит" и "Арсенал" играют в разный футбол, но в плане отношений с партнерами у меня в Лондоне нет никаких проблем. Хотя мяч на поле теперь доходит до меня реже, чем в Питере.
- А степень вашей личной раскрепощенности сравнима?
- Так раскрепощенно, как в "Зените", не смогу, наверное, чувствовать себя нигде.
- Вернемся к сборной России. В среду вы прилетели в Барселону - что почувствовали? Это особый для вас город в свете всех разговоров о любви к здешнему клубу?
- Этот город мне действительно нравится. Много гулял здесь и пришел к выводу, что Барселона чем-то похожа на Питер - не только такая же красивая, но еще кажущаяся очень большой с первого взгляда и оказывающаяся достаточно маленькой при близком знакомстве.
- Три года назад Барселона помогла вам отойти от израильского провала?
- Тот провал был таким оглушительным, что помочь не мог ни один город в мире. Даже родной.
- Прошлый цикл российские болельщики после Euro-2008 ждали с небывалым оптимизмом, сейчас же, наоборот, преобладает скепсис. А вы сами как считаете: насколько команда готова к нынешнему отбору?
- Оценить это невозможно - все покажет только игра. Судя по тому, как мы сыграли с болгарами, готовность вообще близка к нулевой - это явно не тот уровень, который могут показывать собранные в нашей команде футболисты. Но тот матч, надеюсь, был все-таки непоказательным для сборной России.
- Гнетущие мариборские воспоминания уже выветрились из ваших голов?
- До конца они выветриться не смогут никогда. Если с человеком хоть однажды случается что-то очень плохое, он живет с противным ощущением, что подобное всегда может повториться. Только красивые победные игры помогут потеснить Марибор на далекую периферию сознания. Пока же их у нас не было - мучились с венграми, мучились с болгарами.
- То есть даже с Андоррой, получается, надо не просто взять три очка, а постараться сделать это красиво?
- Конечно.
- Насколько при этом велика уверенность в своих силах?
- Я продолжаю верить в то, что в российской сборной собраны футболисты, способные на яркий и результативный футбол.
- Что вас сегодня волнует больше всего?
- Отсутствие нескольких футболистов. В первом матче не сыграет Юра Жирков, нет Кержакова и Денисова. Я бы очень хотел видеть их в составе команды.
- Потеря Денисова, основного нашего опорника, особенно ощутима при схеме, проповедуемой Адвокатом?
- Нельзя говорить, что у нас некому заменить Игоря, - игроков в сборной хватает. Но когда человек стабильно действует хорошо, его всегда хочется видеть на поле.
- Дик Адвокат за эти полтора сбора вас чем-то удивил?
- Нет. Вообще ничем.
- То есть от нынешней сборной можно ждать зенитовского футбола образца 2008 года?
- Думаю, нет. Дважды войти в одну и ту же реку нельзя, да и не нужно. Здесь собраны другие футболисты, кроме того, даже те, кто играл в том "Зените", вряд ли остались неизменными. Схема, возможно, будет той же, требования Адвоката остались теми же, но команда все равно станет иной.
- Сейчас многие требуют обновления сборной, но даже самые рьяные его сторонники признают, что свежую кровь взять практически неоткуда. Может быть, в этой связи стоит все-таки задуматься о натурализации? Не конкретного Веллитона, а в глобальных масштабах? Или это путь в никуда?
- Нельзя рассуждать об этом глобально - каждый случай абсолютно конкретен. Мы обсуждали это и пришли к такому выводу: Веллитон - нет, а вот, к примеру, Одемвингие - да. Я сейчас говорю не об их футбольных достоинствах, а о принципе: первый никогда никакого отношения к России не имел, а второй здесь родился, и его мама - россиянка.
- И где здесь проходит граница?
- Не знаю, потому и говорю, что каждый случай индивидуален. Иначе же можно решить вопрос совсем просто: наша страна достаточно богата, чтобы скупить, условно говоря, пятьдесят самых талантливых 15-16-летних футболистов со всего мира. Дадим им гражданство и получим через 5-6 лет сильнейшую сборную. Только нужна ли она будет российским болельщикам? Если да - то государству стоит задуматься над подобным проектом. Но мне почему-то кажется, что нет.
- Однако за сборную Германии, где коренных немцев уже меньше половины, болеют, и еще как.
- Там ведь совсем другая ситуация - как раз случай Одемвингие: тот же Езил, хоть и этнический турок, но гражданин Германии в третьем, по-моему, поколении. И прошел школу немецкого футбола.
- Вы верите, что чемпионат мира-2018 можно выиграть собственными силами, без натурализаций?
- А вы думаете, даже натурализация пятидесяти молодых талантов гарантирует нам победу? В футболе гарантий нет вообще.
- Тем не менее болельщики требуют только побед. И болезненно реагируют на любое поражение...
- В этом мы могли убедиться. Ладно, болельщики, но когда журналисты и так называемые специалисты опускаются до прямых оскорблений игроков сборной в прессе, то это уже, по-моему, за гранью.
- Как можно с такими критиками бороться?
- Вступать в полемику с ними бесполезно - она только добавит им пиара. Подавать в суд в нашей стране тоже неэффективно: вряд ли чего-то добьешься, а если даже отсудишь какие-то деньги, то пиар опять же с лихвой покроет расходы оппонентов. Набить морду - еще более проигрышный для тебя вариант. Остается только не реагировать и стараться доказывать все на поле.
- Но в итоге подобные товарищи чувствуют себя безнаказанными. Может, в данном случае стоит активнее действовать РФС?
- Это безусловно. Напомню, что Сергей Александрович (Фурсенко. - прим."СЭ") говорил о том, что игроки сборной - достояние российского футбола, что представлять свою страну на международной арене - огромная честь, а подобные выпады прямо влияют на репутацию данных игроков. В клубах, где все те же выпады бьют еще и по трансферной стоимости, реагируют в таких случаях очень жестко, в сборной трансферов нет, но реакция от того не должна быть иной. РФС обязан защищать футболистов сборной от подобных нападок.
- Слишком многие в России с готовностью включаются в обсуждение того, как легионеры выкладываются в клубах и валяют дурака в сборной. Не возникает ли в связи с этим желания плюнуть на все и вообще отказаться от национальной команды?
- Но тогда ведь эти люди окажутся правы! Подобное отношение крайне неприятно, однако никто из нас даже не задумывался над тем, что от сборной можно отказаться. Увы, в нашем футбольном мире действительно так: один сказал, другой подхватил, третий развил - и понеслось. Что ж, остается только стараться не обращать на это внимания.
- Верно ли тем не менее утверждение, что в клубе играть легче, чем в сборной?
- Не думаю. Сколько случаев мы помним, когда игрок, не блистающий в клубе, приезжает в сборную и творит чудеса. В том числе - и на чемпионате мира. Везде своя мотивация.
- Если уж мы заговорили о клубах, стартом "Арсенала" в английском чемпионате довольны?
- Если бы мы обыграли "Ливерпуль", все было бы просто шикарно.
- Это с точки зрения результата. А с точки зрения игры?
- Мы ждем полноценного возвращения Фабрегаса. Только когда он заиграет в полную силу, "Арсенал" станет "Арсеналом" - роль Сеска в команде очень велика. И в любом случае нам необходимо прибавлять.
- Теннисные счета первых туров премьер-лиги свидетельствуют о все большем расслоении в ней?
- Многие говорят, что да. Но посмотрите, как третий тур этот тезис опроверг. Мы обыграли "Блэкпул" - 6:0, а "Фулхэм" сделал ничью с "МЮ" - 2:2. Казалось бы, "Фулхэм" и "Блэкпул" - совсем разные по силе клубы, но первый едет ко второму и с огромным трудом добивается лишь ничьей. "Астон Вилла", лишившаяся в канун сезона тренера и лучшего игрока (Милнер ушел в "Манчестер Сити"), получает 0:6 от "Ньюкасла", но уже в следующем туре переигрывает "Эвертон". И таких примеров масса. А у всех этих 6:0, пусть они и произошли одновременно, совсем разная подоплека.
- За победу по-прежнему будут бороться "Челси" и "МЮ"?
- Надеюсь, что и мы к ним все-таки присоединимся. А еще внушительно выглядит "Сити". Но на самом деле все в первую очередь будет зависеть именно от двух лидеров - если они будут переезжать всех катком, как это сейчас делает "Челси", находящийся в сумасшедшей форме, это одна история. Если же начнут терять очки - совсем другая.
- "Ливерпуль" поднимется на прежние позиции?
- Если я сейчас скажу, что вряд ли, то он возьмет и поднимется. Но я все-таки скажу. Ближе к верху он, конечно, будет, однако в спор за первые места не вмешается. Очень многое зависит от Фернандо Торреса. Смотрите, сейчас, пока он был на поле и забил, счет был 1:0, как только ушел - стало 1:2. Суть здесь в том, что, пока твоя команда опасна впереди, это связывает руки сопернику, а как только опасность исчезает, тот смело идет вперед.
- Вы все время хвалите Торреса, но на чемпионате мира он выглядел довольно бледно...
- Это неудивительно, поскольку весь прошлый сезон в "Ливерпуле" Торрес промучился с травмой. Причем, как я понимаю, все время торопился, выходил раньше времени, снова травмировался... Вообще же это футболист высочайшего класса.
- Что вы можете сказать о своей собственной форме? Чего сегодня ждать болельщикам сборной России, повидавшим разного Аршавина?
- Не сказал бы, что эта форма сумасшедшая. Главное, чтобы сохранилось чутье у ворот, появившееся в последних играх (смеется).
- Мне в эти дни довелось сделать несколько интервью с игроками сборной, и у каждого я спрашивал, на какое количество очков в отборочном цикле они согласны после четырех матчей этого года. Все обычно соглашались на 10 - и только Широков не хочет меньше максимума. Вы к кому присоединитесь?
- Я вообще стараюсь ничего не загадывать о результатах предстоящих игр.
- А кого считаете главным соперником в группе?
- Первое место займет одна из трех команд - Ирландия, Словакия или Россия. А кто из двух наших соперников окажется опаснее - непредсказуемо. Сегодняшний футбол таков, что все могут финишировать рядом. Мне кажется, что нам надо избегать ничьих, настраиваясь в каждой игре цикла только на победу.
- Словакия не кажется вам похожей на Словению?
- Еще как кажется! Полная копия. И вспомните, как мы с ней сыграли в 2005-м: 1:1 дома и 0:0 в гостях. Ничего не напоминает? Будь это плей-офф, вылетели бы из-за гола, который пропустили дома.
- И что, мариборский опыт теперь поможет? Или, наоборот, повысит уровень тревожности?
- Трудно сказать - опыт-то не самый сладкий. Может быть, станем играть в более сдержанный футбол. В любом случае уверен: если покажем свою игру - победим. При плохом футболе достичь результата будет сложнее. Но тоже возможно.
- Не повлияет ли на состояние сборной стресс, пережитый многими ее игроками в "Зените", проигравшем "Осеру"?
- А что тогда говорить о железнодорожниках, уступивших не только "Лозанне", но еще и "Зениту"? Конечно, любое поражение бьет по настроению, но профессионалы должны быстро выходить из стресса. А в нашей сборной собраны профессионалы. Да и атмосфера здесь лечит.
- Кстати, об атмосфере: как укладывается в нее широко обсуждавшийся инцидент между Акинфеевым и Анюковым в петербургском матче? Есть ли на самом деле конфликты в команде на межклубной почве?
- На поле я этого конфликта не видел, узнал о нем только из газет, после чего пересматривать фрагмент не стал. Но могу, положа руку на сердце, засвидетельствовать: никаких межклубных трений в сборной нет, ни на поле, ни тем более вне его. Естественно, на тренировках, как и в каждой команде, бывают случаи, что кто-то кого-то задел и кто-то кем-то недоволен, но это - рабочие моменты. А все слухи о каких-то распрях - полная ерунда.
- Однако они упорно появляются. Что, все хотят видеть свою сборную хуже, чем она есть на самом деле?
- Надо же журналистам о чем-то писать. К тому же в нашем менталитете - замечать худшее, а не лучшее. И еще, увы, завидовать и желать в связи с этим зла.
- На встрече команды с президентом РФС Сергеем Фурсенко перед вылетом в Барселону быстро договорились о премиальных?
- Никаких проблем не возникло. Вообще, сколько себя помню в сборной, их никогда не было. Знаю, что раньше таковые случались, но теперь мы о них давно забыли.
- Больные места российского футбола с президентом не успели обсудить?
- Времени для глобальных вопросов особо не было. А вы сейчас о чем - о договорных матчах?
- Да, о них, родимых.
- Хорошо, что сейчас об этом говорят больше, чем когда бы то ни было, но важен прецедент. Для действий, а не разговоров, нужны доказательства и соответствующее наказание.
- Можно ли вообще покончить с этим явлением?
- Тут надо смотреть в корень проблемы. Сам футбол у нас устроен так, что для договорняков существует хорошая почва. Свои собственные деньги никто воровать не станет, а вот на бюджетные многие не прочь позариться. Пока у нас большая часть клубов кормится из бюджета, почва для освоения государственных денег, в том числе и через договорные матчи, будет всегда.
- Переход на "осень - весну" одобряете?
- Сейчас - нет. Мы говорили об этом с Сергеем Александровичем, и его аргументы в пользу перехода меня убеждают, но... Понимаете, идея действительно хороша, только вот получается, что сначала будет принято решение, а потом наша футбольная система начнет это решение подгонять под себя. В нормальном мире, как мне кажется, все делается наоборот.