М.Божович: "Даже попадание в Лигу чемпионов не спасло бы "Москву"
Откровенное интервью дал черногорский специалист Миодраг Божович, тренировавший в прошлом сезоне ФК "Москва".
- На данный момент вы хотя бы номинально остаетесь главным тренером "Москвы" или уже можно говорить, что завершили работу?
- Контракт еще не расторгнут, это должно произойти в первую неделю марта. Вот тогда можно будет вести речь об окончании карьеры в "Москве".
- Рассчитаться по договору, заключенному до конца 2010 года, с вами обещают полностью?
- Они мне сказали, что все будет сделано по-человечески. Но значение этого слова мы, не исключаю, понимаем по-разному.
- "Они" - это руководители "Норильского никеля"?
- "Они" - это "они".
- Хоть за одно какое-нибудь ваше высказывание в прессе вас "они" осудили?
- Нет. Никто ничего не говорил.
- А вообще контакт с руководством "Норникеля" у вас есть?
- Нет. Все, что касалось и касается меня, делается через бывшего президента клуба Игоря Дмитриева. Правда, три дня назад впервые встретился с Исаковичем (руководителем компании "Спортивные проекты", курирующей спортивные направления "Норникеля". - Прим. ред.).
- О чем говорили?
- О погоде, о чем еще? Обсудили, как много снега этой зимой навалило.
- Какое впечатление произвел Исакович?
- Думаю, он не принимал решений. Делал только то, что ему говорили. Видно, что он не очень важная фигура.
- С Дмитриевым когда в последний раз общались?
- В субботу, во время прощальной встречи с сотрудниками клуба.
- Как показалось: у Дмитриева есть чувство вины за случившееся?
- Не знаю. И не думаю, что он в чем-то виноват. Наоборот, сделал все, что было в его силах, для сохранения клуба. Решение о судьбе "Москвы" - вы, полагаю, знаете это не хуже меня - принималось в таких местах, что оставалось только слушать и исполнять.
- Но не считаете, что Дмитриев самоустранился?
- Он умный человек. Возможно, ему кто-то и посоветовал: думай о себе, о клубе уже не надо.
- Можете назвать фамилию человека, слово которого решило судьбу "Москвы"?
- Я ее знаю. Но называть не хочу.
- Боитесь?
- А почему вы не хотите ее озвучить? Не ошибусь, если предположу, что у вас есть два-три варианта. Назовите любой - и вряд ли сильно промахнетесь.
- То есть, по вашему, все решалось в Кремле.
- Не знаю. Гулял там, но никого не видел. Наш тренер вратарей Бранислав Джуканович там вообще каждый день прогуливается и тоже говорит, что ни с кем не встречался. И внутрь мы не заходили.
- Сколько футболистов, которых вы считали игроками основного состава, остается в команде?
- Вопрос не решен, если не ошибаюсь, только с Вукичем. И, по-моему, не до конца наступила определенность у Амельченко. Но варианты у обоих есть, и, думаю, проблем возникнуть не должно.
- А как вообще происходит процесс ухода игроков "Москвы"? На знаменитой пресс-конференции Исакович сказал: поскольку профессиональный статус клуба сохраняется, долгов перед игроками нет, никого дарить не будем. Но в последнее время в отношении "горожан" звучат формулировки "покинул команду на правах свободного агента".
- Не в курсе подробностей. Но во время последнего сбора в Турции все происходило так. Приходит ко мне футболист, говорит: "Меня позвали". "Хорошо, до свидания, - отвечал. - Удачи".
- Исакович последнее время часто говорил одно, а чуть позже случалось противоположное. Четыре дня назад он заявил: у "Москвы" остается, дескать, возможность играть во втором дивизионе, и "Норникель" не исключает, что ею воспользуется. Но создается стойкое ощущение: все идет к ликвидации клуба, он вскоре прекратит существование. У вас какое чувство?
- Знаю не больше вашего, но чувствую: клуб закроют. Думаю, Исакович тоже не в курсе судьбы "Москвы", "они" ему еще не сказали.
- Банкротство футбольного клуба, как показывает возможность краха английского "Портсмута", реально где угодно. Но может ли где-то, кроме России, возникнуть политико-экономическая ситуация, аналогичная той, что случилась в "Москве"?
- Нет. Но в "Москве" и не было банкротства. За клубом не числилось никаких долгов. Имевшихся денег хватило бы для участия в чемпионате на протяжении полугода. Принятое решение было на сто процентов политическим.
- Почему же "Норильский никель" столь сурово обошелся с клубом?
- Знаю это лишь приблизительно. Всей правды, может быть, не знает никто.
- Вместе с тем руководство "Норильского никеля" заявило, что руководствовалось экономическими аргументами: мол, в бюджет компании средства на "Москву" не закладывались, так что ее судьба была предрешена еще в декабре.
- Везде в мире бывает, что спонсор отказывается от поддержки клуба. Очень плохо то, что в нашей ситуации тренер и игроки узнали об этом в последний момент.
- Компания поступила так умышленно?
- Думаю, нет. Просто до "Москвы" компании не было дела.
- С Исаковичем эту ситуацию обсуждали?
- Нет. Что обсуждать, если он не принимал решений?
- Получи "Москва" место в еврокубках, рискнул бы "Норникель" снять ее с соревнований?
- Возможно, нет.
- Выходит, в прошлом сезоне вы могли приложить руку к сохранению клуба?
- Думаю, максимум на полгода. Попади мы в Лигу Европы или даже Лигу чемпионов, нас все равно расформировали бы, как только мы оттуда вылетели бы.
- Попробуйте объяснить, что все-таки произошло с "горожанами" в последних трех турах минувшего чемпионата?
- По-моему, ребят надломила игра с "Кубанью". Вести два мяча и получить в итоге только очко - кого угодно такое психологически подкосит. Может, мне с игроками стоило больше разговаривать, заводить их, в Краснодаре бегать по бровке, кричать. А я успокоился и заснул так же, как моя команда. До 69-й минуты счет был 2:0. Я знаю, что в футболе никогда нельзя заранее быть уверенным в победе, но в тот момент даже у меня мелькнула мысль: все. Игра-то была полностью под нашим контролем, создали много моментов. У соперника же не получалось абсолютно ничего. И вдруг за 13 минут пропустили три гола! Необъяснимый провал. А потом еще и со "Спартаком" из Нальчика сыграли очень плохо.
- Быть может, многие футболисты к тому времени уже догадывались, к чему все катится, и подумывали о переходах?
- Не знаю. Но чувствовал: ребятам что-то мешает. У многих действительно уже были заманчивые предложения других клубов. Возможно, именно это и не позволяло сконцентрироваться. Но о том, что они не хотели играть, даже мысли не допускаю.
- В последнем туре вы не поставили на матч с "Динамо" Епуряну, уже зная, что он уходит туда. Ваше было решение?
- Мое. Стопроцентно. Я поговорил накануне с Сашей и сказал: мол, ты уже подписал контракт, и мне хочется, чтобы в случае какой-либо ошибки (а место центрального защитника ключевое) никто ничего плохого не смог бы сказать.
- А о Самедове, Чеснаускисе не знали тогда ничего?
- Слухи доходили, но они играют на гораздо менее взрывоопасных позициях.
- Каких футболистов "Москва" планировала приобрести этой зимой?
- Первым делом - Семака. А если серьезно, речь шла об игроках "Крыльев" - Ярошике, Олеге Иванове. Впрочем, мы больше думали не о покупках, а о продажах. Это у "Москвы" получается гораздо лучше.
- Какой команде теперь будете симпатизировать в премьер-лиге?
- "Амкару", естественно.
- А за "Аланию", рискнем предположить, болеть не будете?
- Думаете, именно из-за нее сняли "Москву"? Возможно, "Алания" здесь ни при чем.
- Чем "Москва" отличалась от команд, где работали прежде?
- Потрясающей аурой. На базе, в автобусе или в гостинице - везде чувствовалось, что у нас хорошая атмосфера и прекрасный коллектив. Очень жаль, что "Москвы" больше нет.
- Знаком вам смысл слов "залить горе"?
- Да. На последнем сборе в Турции после матча с "Карпатами" устроили с командой прощальный ужин. Выпили немножко пива, вина. Пообщались. Настроение, правда, было как на поминках.
- Какие новые русские слова узнали за последний месяц?
- О, вот об этом говорить не хочу.
- А из приличных?
- Сейчас вспомню. Во-первых, "ликвидация". Во-вторых, эти, которые убивают клубы. Курорты? Нет, кураторы!
- Много предложений отклонили за это время?
- У меня возникли два-три варианта не в России. Я их еще не отклонил, но, думаю, не буду работать. Десять лет тружусь без перерыва, что не очень хорошо. Тренеру, мне кажется, иногда нужно брать передышку на полгода - год. В моем случае вряд ли случится столь длительный перерыв, но отдохнуть два или три месяца будет полезно.
- Предполагаете, первая отставка в премьер-лиге случится через два или три месяца?
- Увольнения здесь последуют быстро, даже раньше. Но я не жду чьих-то отставок в премьер-лиге. Не сказал ведь, что непременно буду работать в России. Мне бы хотелось, но это ничего не значит.
- В сборную Черногории вас не приглашали?
- Давно, в самом начале ее становления. Но я тогда работал в "Будучности". А с тех пор приглашений не поступало.
- Когда покинете российскую столицу и надолго ли?
- Если все будет нормально, в течение недели. До отъезда хочу уладить все финансовые вопросы с "Москвой".
- Во время отдыха отойдете от футбола совсем?
- Нет-нет, никогда так не делаю. Конечно, первым делом мечтаю встретиться с детьми, которых не видел два месяца. Там, в Голландии, возможно, посещу тренировки какого-нибудь клуба, может, побываю на каких-нибудь курсах. Посмотрю.
- РФС к вам не обращался? В прессе-то вы, вероятно, знаете, обсуждался вопрос, не стоит ли пригласить Божовича в сборную России.
- Если бы его решали вы, возможно, я ее и возглавил бы. Поражаюсь и горжусь тем, сколько народа, включая некоторых футбольных экспертов, предлагают меня в тренеры российской сборной. Читаю об этом и в интернете, и в газетах. Мне удивительно, что люди меня здесь так, посмею сказать, полюбили. Но сборная это сборная. Никто со мной насчет нее не говорил.
- В Доме футбола бывали хоть раз?
- Лишь гуляю возле него: живу на Таганке.
- Квартира служебная?
- Да.
- Ключи от нее еще не забрали?
- Пока нет.
- И автомобиль оставили?
- А у меня его и не было. На тренировки в Мячково возили. А так в основном пользуюсь метро.
- К нам в редакцию на метро приехали?
- Нет, поймал такси.
- Вы представляете себе, сколько нужно заплатить, чтобы добраться до того или иного района Москвы?
- Конечно. Знаю и то, что можно торговаться.
- Какова самая большая сумма, уплаченная вами московскому таксисту?
- Наверное, тысяча рублей.
- Признайтесь, вы уверены, что долго без работы не останетесь?
- Полагаю, не останусь, потому что люблю работать. Но сейчас, повторю, мне очень нужна пауза.
- Вы говорите, что охотно вернетесь в Россию. Даже после всего случившегося вас сюда тянет?
- Думаю, однажды - через полгода, год или два - я в вашу страну все-таки вернусь. У меня жизнь так складывается, что я возвращаюсь туда, где работал. И в Японию, и на Кипр наведывался.
- Чему вас научила история со снятием "Москвы" с чемпионата?
- А чему она может научить?
- Например, больше никому не верить.
- Так я и раньше никому не верил. Теперь утвердился в том, что не надо этого делать и в дальнейшем.
- В каком возрасте к вам пришло такое убеждение?
- Лет десять назад. Конечно, речь идет только о мире футбола. Как можно встретиться с друзьями, выпить с ними... чаю, кофе, пообщаться и не верить? А из футбола я не вынес ничего позитивного в плане отношений с теми, от кого зависит решение вопросов. Видимо, дело в том, что здесь крутятся большие деньги и в дела лезут не самые хорошие люди.
- Которым совести не хватает?
- Да.
- Неужели не встречали в футболе ни одного порядочного человека?
- Таких очень мало.
- Кто-нибудь все-таки удивил вас порядочностью?
- Японцы.
- А в России?
- Президент "Амкара" Валерий Чупраков.
- Так вы же с обидой на него из пермского клуба уходили? Говорили, что ждали-ждали, а новый контракт так и не предложили.
- Там принципиальные для меня моменты были. Не договорились - да, но это другое дело.
- Если бы в 2008 году у вас была возможность заглянуть в будущее и вы узнали бы заранее про историю с "Москвой", подождали бы предложения от "Амкара"?
- Поступил бы точно так же, как тогда, потому что работой в "Москве" я кое-что доказал себе самому.
- "Москва" должна была в четвертьфинале Кубка России встречаться с "Амкаром". Не было желания сразиться хотя бы дублерами?
- Нет. Я очень рад, что "Амкар" теперь точно попадает в полуфинал.
- Если выйдет в финал, приедете поболеть?
- Скорее всего.
- В полуфинале "Амкар" попадет, скорее всего, на "Зенит". И каковы шансы?
- Если матч будет играться в Перми, у "Амкара" очень хорошие шансы.
- То, что стали хорошим тренером, поняли в России?
- Я еще не думаю о себе как о хорошем тренере. Но есть неплохая возможность им стать.
- За какой матч в российской карьере особенно обидно?
- За финал Кубка ЦСКА - "Амкар". Наверняка там были и мои просчеты, но особенно хорошо помню ошибки Сухины и его бригады.
- А какой матч считаете лучшим?
- Первый тайм матча "Москва" - ЦСКА, который мы выиграли - 3:0. Кажется, мы первыми в истории забили армейцам три гола за тайм.
- Была в том матче какая-то ваша находка?
- Ничего специального не придумывал, знал только, что у армейцев большие проблемы на левом фланге обороны. Щенников отсутствовал из-за травмы, и играл Григорьев. Но ни он, ни Березуцкий не могли справиться с оппонентами - не их позиция. Мы этим и воспользовались: много играли на Самедова. Каждый пытался снабжать его передачами. Ну и удача, конечно, оказалась на нашей стороне. Могли даже больше забить.
- Самедов заиграет в "Динамо"?
- Должен.
- За кого из бывших подопечных особенно тревожитесь?
- По-человечески волнуюсь за всех. Команда-то у нас дружная была. В игровом же плане за каждого спокоен. У одного будет высокая конкуренция, у другого - пониже, но я ни за кого не боюсь. Все заиграют.
- И Жевнов вытеснит Малафеева?
- Вратари - особый случай. Но для Малафеева приход Юрия будет очень полезен: конкуренция возрастет. Готов даже утверждать, что голкипер "Зенита" станет в наступившем году одним из лучших вратарей.
- Какой из двух?
- Жевнов поздновато появился в "Зените" и не готов на сто процентов. Так что начнет сезон, наверное, Малафеев. А дальше посмотрим.
- Верите, что Набабкин заиграет в ЦСКА, а Тарасов - в "Локомотиве"?
- Будет трудно: конкуренция в этих клубах очень серьезная. Но, думаю, они справятся. Оба - талантливые футболисты.
- Год назад, приглашая Тарасова в "Москву", рассчитывали на него как на твердого игрока основного состава?
- Да. Я еще в Пермь хотел забрать Тарасова. Он мне очень понравился в 2008 году в матче "Амкара" с "Томью".
- Прогресс какого из игроков "Москвы" вас особо удивил?
- Набабкина. Он выдал прекрасный сезон, хотя на сборах не особо выделялся.
- От кого ждали большего?
- От Маренича. Одаренный парень, но что-то мешает ему раскрыться. Возможно, слишком большое желание проявить себя на поле.
- Где, к слову, сейчас Маренич?
- Не знаю. Надеюсь, без команды не останется.
- С кем из бывших подопечных созванивались последний раз?
- С Самедовым. Узнав о проблемах "Москвы", он сам позвонил, решил поддержать.
- А Бракамонте звонил?
- Я хотел с ним пообщаться, но потерял номер его мобильного. Общий знакомый рассказал об этом Бракамонте, и он сам позвонил мне. 16 февраля у Эктора был день рождения. К сожалению, я так замотался, что забыл его поздравить. Придется сделать это через вашу газету.
- В "Москве" среди игроков у вас были друзья? Или всегда держали дистанцию?
- Дружба, наверное, громко сказано, но с Якубко сложились теплые отношения. Мартин - очень хороший человек.
- Почему за тренерскую карьеру вы ни в одном клубе, кажется, больше сезона не задерживались?
- Ошибаетесь, в "Бораце" отработал два года. Но намек понял: считаете, я из тех тренеров, которые бегают за деньгами?
- Мы не хотели вас обидеть. Речь о другом. Вас словно рок какой-то преследует.
- Что-то в этом есть, вы правы. Ничего, со следующим клубом подпишу контракт сразу на три года! Если руководители не испугаются. А то, как и вы, посмотрят статистику и подумают: ну его! Заключим соглашение надолго, а через год - бац! - и цунами наш клуб накроет.
- Вы не первый год в нашем футболе. Прогрессирует он или сдает позиции?
- В инфраструктуре, увы, ничего не меняется. Да и других проблем немало.
- Каких?
- Не хочу говорить. Однако у России есть все, чтобы двигаться вперед. И качество, и деньги. Должно что-то меняться. Но я приехал не для того, чтобы вас учить. Зачем умничать?
- Как оцениваете программное заявление нового главы РФС Сергея Фурсенко, что Россия в 2018 году станет чемпионом мира?
- Никто не может знать, кто выиграет первенство планеты.
- Один человек, выходит, исключение.
- Дай бог, чтобы победила ваша страна.
- А у вас на родине как бы к подобному предсказанию отнеслись?
- Подумали бы, что это не совсем серьезно. Но стремиться-то к высокой цели надо. Наверное, именно это Фурсенко и имеет в виду.
- Россия хочет заполучить этот чемпионат. Можете подобное допустить?
- Почему нет? Надо только построить несколько хороших стадионов. В Самаре, например, Краснодаре, Перми. В Москве уже есть очень красивые арены. В Химках, Черкизове мне очень нравится. А на Восточной улице прекрасное место для строительства.
- Куда кроме Голландии отправитесь в отпуск?
- В Черногорию, Сербию. Очень хочу отправиться в путешествие по миру. Посмотреть на Кубу, Доминиканскую Республику.
- С детьми?
- Один.
- Кубинки, говорят, красивые.
- Не знаю. Вы были?
- Нет, только слышали. Невесту себе в России не присмотрели?
- Нет. Времени не хватило.
- Поклонницы одолевали?
- Никого не было.
- Ой ли?
- Вы думаете, они существуют? Что ж вы раньше не сказали?
- Можете представить, что однажды женитесь на русской девушке?
- Почему нет? Но после прежней жены, голландки, уверен, что каждый должен искать жену на родине. Это лучше всего. Хотя у нас с вами похожий менталитет. Думаю, с русской девушкой у меня сложилось бы.
- Какой видите идеальную жену?
- Красивой. Чтобы хорошо готовила и убирала квартиру. Никогда не ссорилась с мужем. И, главное, молчала. Вот такая дама мне нужна.
- Такие бывают?
- Надеюсь! Может, японцы смастерят такого робота?
- Чего в ней точно не должно быть?
- Не должна смотреть на других мужчин.
- Приходилось слышать выражение "загадочная русская душа"?
- Конечно.
- Она действительно загадочная?
- Мне нравится фраза "умом Россию не понять". Так и есть.
- К чему в России так и не смогли привыкнуть?
- К пробкам. Поэтому и не сажусь за руль сам. Ни с погодой, ни с людьми, ни с языком у меня проблем нет. Чувствовал себя в России очень хорошо. Для меня она, как вторая родина.
- Нигде в мире таких пробок не встречали?
- Нет. В Голландии тоже бывают большие, но на автобанах. В городах такого нет. Да и как можно сравнивать Голландию с Москвой? Там во всей стране живет 15 миллионов человек. А в Москве никто не знает, сколько жителей: у многих нет документов, регистрации.
- У вас документы в Москве проверяли?
- Ни разу.
- В метро узнают?
- Иногда. Молодежь со мной фотографируется. В последнее время подходили болельщики других команд: "Приходи к нам".
- И в какие же команды зазывают?
- Ну, скажем, в "Торпедо-ЗИЛ".
- Год назад вы говорили, что Пермь больше любите, чем Москву. С тех пор ничего не изменилось?
- Нет. В маленьком городе у меня было больше знакомых, там я имел возможность встречаться с друзьями. А в Москве ни на кого времени нет. Пару дней назад простоял в пробке четыре часа. В вашем городе можно за день встретиться только с одним человеком. До второго просто не доберешься. Хорошо в Москве только 9 мая.
- Город пустой?
- Вот-вот.