А.Кержаков: "Возможно, это мой последний шанс сыграть на чемпионате мира"
Накануне матча со Словенией интервью дал нападающий сборной России Александр Кержаков.
- В вашей карьере важных матчей было предостаточно. На какую полочку можно поставить игры со Словенией?
- На самую верхнюю. Реально учитывая свой возраст и возможности, прекрасно понимаю, что такой шанс сыграть на чемпионате мира и как-то проявить себя, может больше не представиться. Ведь если на 28-м году жизни форвард находится в расцвете своих сил, то на 32-м уже в любом случае идет с ярмарки.
- Как в такой ситуации правильно настроиться на предстоящий матч, чтобы и тонус не потерять, и не перегореть?
- Так, как мы это делаем. Атмосфера в сборной очень правильная - все прекрасно понимают значимость предстоящих игр, но никто не нагнетает обстановку.
- Перед Германией вы публично заявили, что сборная России победит, но этого не случилось. Теперь не рискнете высказаться в том же ключе?
- Перед Германией у всех был настрой только на победу, однако в итоге получилось так, что мои слова оказались похожи на бахвальство. Но никакие слова ведь просто так не говорятся, они только подтверждают чувства человека и его желание побеждать. Забей мы тогда первыми - уверен, выиграли бы. А пропустив, сразу поставили себя в сложное положение - немцы умеют удерживать перевес, как никто другой. И все же перед нынешней игрой от высказываний, пожалуй, на самом деле воздержусь.
- Со Словенией тоже все будет зависеть от первого гола?
- И от него, естественно, тоже. Но если мы будем играть в тот быстрый футбол, в который умеем, все должно быть хорошо.
- Какой счет в Москве будет, по-вашему, минимально комфортным перед поездкой в Марибор?
- Мы же договорились - я воздерживаюсь от всяких прогнозов!
- Вас не пугает то обстоятельство, что время стыковых матчей очень неудобно для нас: у россиян сезон на излете и накопилась усталость, а большинство легионеров имеют проблемы в своих клубах?
- У нас есть положительный опыт переходных матчей с Уэльсом как раз в ноябре, что доказывает - все проблемы решаемы. А если говорить обо мне лично, то чувствую себя очень хорошо и нахожусь, можно сказать, в стопроцентной готовности. Может быть, это связано с тем, что из-за болезни полторы недели отдыхал, но факт остается фактом: в ноябре обрел едва ли не лучшую свою форму.
- Центр словенской защиты состоит из таких же гренадеров, что и у немцев. Правильно ли играть против них маленькими форвардами?
- Вопрос не ко мне. Не сомневаюсь, что наши тренеры изберут наилучший тактический план на игру, а нападающих у нас хватает под любую схему.
- Все ли они в такой же идеальной форме, как вы?
- Во всяком случае, все работают с огромной охотой, и каждый хочет доказать тренеру, что ставку делать надо именно на него.
- Игры со Словенией либо продолжат путь сборной наверх, либо перечеркнут последние полтора года ее работы...
- Можете не продолжать: в нашей команде собраны неглупые люди, все прекрасно понимают, чего могут лишиться. Но это, как мне кажется, не давит на нас, а только придает дополнительные силы. Возможно, в день игры волнение усилится, но пока все работают спокойно и сосредоточенно.
- От чего зависит то, что одни матчи - такие, как в Хельсинки, к примеру, - удаются вам блестяще, а другие получаются значительно менее яркими?
- Мне кажется, что во всех матчах за сборную в этом году я действовал на неплохом уровне. И по объему работы, и по силам, оставленным на поле, все они примерно одинаковы. Но главная работа форварда, конечно, голы, поэтому вы и оцениваете игру в Финляндии выше остальных. С той же Германией у меня тоже были моменты, однако использовать их, увы, не удалось. Что ж, буду стараться исправиться со словенцами, если меня выпустят на поле. Тем более что есть хороший знак: перед Финляндией забивал голы в чемпионате России постоянно, потом перестал это делать, а сейчас вот возобновил пополнение счета. Голы - такая вещь, что, когда забиваешь их регулярно, каждый следующий дается проще, все происходит словно на автомате.
- У вас есть какой-то проверенный алгоритм подготовки к важным матчам?
- Честно говоря, не задумывался над этим - к любой игре готовлюсь примерно одинаково, отличаются только города, гостиницы, какие-то сопутствующие условия.
- И бронебойных примет тоже нет?
- У верующего человека не должно быть примет. Да они, на самом деле, только мешают. Привык ты, условно говоря, пить за три часа до матча определенную воду, а ее вдруг не оказалось. Что делать? Срочно бежать в магазин? Но раньше-то никогда не бегал, как это отразится на везении? Если примета по не зависящим от тебя причинам не исполняется, то что - можно заранее сдаваться?
- Но какие-то объективные вещи в день матча наверняка имеют для вас значение?
- Всегда стараюсь хорошо выспаться. Пообедать так, чтобы чувствовать себя заряженным энергией, но в то же время бодрым.
- А как насчет общения? Некоторые в день игры отгораживаются от внешнего мира, другим же, наоборот, надо подпитаться энергией человеческих контактов.
- У меня в этом плане все идет как идет. Не ищу дополнительного общения, но и не отказываюсь от того, что происходит естественным путем.
- И не подмечали, как получается лучше?
- Как только станешь это специально подмечать, сразу начнешь придерживаться определенной - в чем-то искусственной - линии поведения. Но мы уже выяснили, что это нехорошо.
- А бывает ли у вас перед игрой желание доказать что-то конкретному человеку? Или, напротив, сыграть как можно лучше ради кого-то?
- Раньше бывало. Сейчас уже вышел из того возраста. Хочется, конечно, радовать родных и друзей хорошей игрой, но это уже не самоцель.
- В субботу используете всю свою квоту в 30 билетов?
- Думаю, да.
- И кто будет вашим главным болельщиком в "Лужниках"?
- Главные останутся дома, у телевизора.
- Похоже, что ажиотаж вокруг матча со Словенией не дорастет до тех отметок, что были перед Германией...
- Возможно, он еще вырастет ближе к игре, но, по мне, это удивительно - значимость предстоящего матча никак не ниже предыдущего. Конечно, соперник не столь именит, но мне в последнее время казалось, что российские зрители ходят на свою сборную, а не на соперника. Получается, что это не совсем так.
- Согласны с теми, кто утверждал: поддержка команды в игре с немцами была слабее той, что сопутствовала матчу с англичанами два года назад?
- В каких-то моментах, наверное, но она все равно была мощной. И баннеры красивые сделали, и болели в целом здорово.
- А что важнее для футболистов - красочное оформление трибун или песни и крики без перерыва?
- Разумеется, поддержка во время игры. Энергетика трибун, так или иначе, передается игрокам, и они порой могут совершить чудо. Помню, как "Севилья" играла против "Тоттенхэма" в Кубке УЕФА в Лондоне - мы выиграли дома 2:1 и забили два мяча в первом тайме гостевого матча. Казалось бы, все. Но в начале второго тайма стадион стал поддерживать своих так мощно, что у них словно крылья за спиной выросли. В итоге мы еле-еле отскочили, сыграв 2:2. Болельщики действительно двенадцатый игрок своей команды. Надеюсь, что в субботу у нас в "Лужниках" будет именно так. При этом в команду надо верить до самого конца - в футболе одна-две минуты могут запросто перевернуть ход матча.
- То, что произошло с вами в "Севилье" и происходит сейчас с некоторыми другими нашими легионерами, не отпугивает от новой поездки за границу?
- Нет, потому что уже есть опыт и понимание того, что тебя там ждет.
- Вы прекрасно знакомы с тем, как нас оценивают за границей. Насколько спрос на российских игроков и отношение к ним будет увязано с попаданием нашей сборной на чемпионат мира и уровнем ее игры там?
- Самым прямым образом.
- То есть на кону в играх со Словенией стоит еще и международная репутация футбольной России?
- Не совсем правильно говорить, что она целиком поставлена на кон, но чемпионат мира в любом случае главная мировая выставка мод и главный рынок. Да и просто мечта каждого футболиста. Попав туда, чувствуешь себя личностью и понимаешь, что играл в футбол не зря.
- Исходя из вашего опыта, можете объяснить, почему у Аршавина получилось сразу вписаться в топ-клуб, а у других наших футболистов не получается?
- Здесь очень много факторов - мастерство игрока, его опыт, соответствие команде, в которую он попал, сумма прописью, которая была за него заплачена, и так далее. Если мы говорим об Аршавине, то он, во-первых, классный футболист. Во-вторых, уезжал в "Арсенал" уже звездой, которую знали в Европе и охотились за ней. В-третьих, Аршавин попал в команду, исповедующую стопроцентно подходящий ему стиль игры.
- Тут важна команда или тренер, ее возглавляющий?
- Когда мы говорим о команде, то имеем в виду не просто бренд, а ее нынешнее состояние, которое во многом и определяется тренером.
- Но вы, к примеру, ехали в одну "Севилью", а очень скоро оказались совсем в другой.
- Да, я ехал к тренеру, который уже видел футболиста Кержакова в своих схемах. А потом он ушел, и я потерял место в составе. Обычная история. Но мы не договорили о предпосылках успешного вживления в команду. Уезжая, ты должен прекрасно понимать, за что она борется, как играет, насколько велика конкуренция на твоей позиции. Немало значат и твои внутренние ощущения - если уверен, что тебе понравится город, в который едешь, чемпионат, в котором будешь играть, футбол, показываемый твоим новым клубом, то все получится гораздо проще. Но понимание таких вещей приходит только с возрастом.
И еще очень важно, сколько за тебя заплатили. Это и показатель, насколько ты нужен, и гарантия определенного количества шансов, которые тебе обязательно предоставят. Деньги ведь никто зря не выбрасывает.
- Все говорят, что главная беда российских футболистов - неумение сохранять концентрацию все 90 минут матча.
- Зря говорят. Голы пропускают все команды мира, а пропущенный гол и есть в той или иной степени потеря концентрации. Футбола без ошибок не бывает.
- Можете вспомнить свою самую удачную игру, когда на кону стояло если не все, то многое?
- Надеюсь, что она еще не сыграна.
- А самую неудачную?
- Наверное, матч с Бельгией на ЧМ-2002.
- Чем он отличался от других важных матчей?
- Результатом, чем же еще?
- А было ли нечто такое, что этот неудачный результат предопределило и чего нынче можно избежать?
- Трудно сказать. Ход любого матча невозможно предсказать до его начала.
- Но чем тогда мы можем успокоить российских болельщиков, которые просто не переживут неудачи в играх со словенцами?
- Только тем, что игроки заинтересованы в результате не меньше их. Болельщики должны понимать, что мотивация сыграть на чемпионате мира еще сильнее, чем мотивация увидеть свою сборную там.
- Многие, однако, считают, что у нынешних российских футболистов только одна мотивация - денежные знаки...
- И это грустно. Мне кажется, что как минимум чемпионат Европы доказал обратное. В сборной не играют за денежные знаки, здесь, как ни пафосно это звучит, играют за свою страну. В которой живешь ты сам, а также твои родные и близкие. Мы должны быть едиными и сплоченными со своими болельщиками, тогда все станет получаться значительно лучше. И чем быстрее они это поймут, тем лучше будет для сборной.
- Перейдем к вашим клубным делам. То, что вторая половина сезона получилась не совсем удачной для "Динамо", может отразиться на готовности к играм сборной?
- Не думаю. Более того, в последнем матче чемпионата России, как вы помните, мне удалось забить два мяча, а каждый гол добавляет уверенности в себе и необходимых любому спортсмену положительных ощущений.
- Вы так стремились забить в Нальчике именно потому, что тот матч был заключительным перед отъездом в национальную команду?
- Я стремлюсь забивать всегда - это главная футбольная работа форварда. Но два гола в Нальчике, безусловно, пойдут на пользу - необходимо было вспомнить вкус забитых мячей.
- В последнее время тема ваших будущих отношений с "Динамо" живо волнует всех - известно, что вам предложили новый контракт, но вы не очень-то хотите его подписывать.
- Это очень сложный вопрос. Во-первых, мне предложили не новый контракт, а продление действующего. Во-вторых, я пока не понимаю, что будет с командой в следующем году. Да, есть амбиции, да, присутствует солидный спонсор, но насколько "Динамо" укрепится и за что будет бороться, до конца непонятно. На данный момент у меня нет внутренней уверенности в том, что контракт нужно переподписывать. Да и не время сейчас этим заниматься - вот закончится сезон, тогда можно будет сесть, все хорошенько обдумать и принять окончательное решение.
- Нынешний ваш контракт будет действовать еще год. Если перед новым сезоном увидите, что "Динамо" действительно заметно усилилось, останетесь?
- Решение в любом случае буду принимать после взвешенного анализа ситуации. Но я осознаю, что не могу тянуть с ним долго. Понимаю, что будет правильным объявить руководству клуба о своих планах уже после окончания нынешнего сезона, поэтому и собираюсь решить вопрос зимой. А сейчас, помимо всего прочего, у меня осталось четыре игры - две за клуб и две за сборную, которые надо отработать по максимуму. Забивать в это время голову контрактными вопросами - значит, вредить футболу, это я уже проходил, причем дважды. Поэтому сегодня лучше от всего абстрагироваться и заниматься своим делом. Но уже в декабре, думаю, смогу расставить точки над i.
- Нет опасения, что если ваше решение окажется не в пользу "Динамо", то в следующем году, году чемпионата мира, могут возникнуть недомолвки в отношениях с клубом, которые отразятся на сборной? Вы ведь такое тоже проходили?
- Не думаю, что в "Динамо" возможно повторение той ситуации, на которую вы намекаете. Но в любом случае при принятии решения буду учитывать все факторы, в том числе и влияние ситуации на мое положение в сборной. У меня уже накоплен достаточно большой опыт, поэтому есть с чем сравнивать, и более или менее понятно, как себя вести.
- И, как я понимаю, есть из чего выбирать?
- Благодаря тому, что забил энное количество мячей в этом сезоне, спрос действительно существует.
- А если еще и Словении забьете...
- Словении я хочу забить совсем не с мыслями о будущем контракте. Есть цель покрупнее - путевка на чемпионат мира.