Н.Хабибулин: "Мне из сборной России никто не звонил"
Он позвонил сам. Похоже, лучшему российскому вратарю в истории НХЛ, которому в последние годы никто из России дозвониться не мог, нужно было расставить все точки над i. Наладить контакт с нашими тренерами, функционерами, болельщиками. Во всяком случае, так показалось. 36-летний лидер "Эдмонтона" очень спокойно и рассудительно восстановил хронологию своего мнимого молчания.
- Николай, где вы все это время пропадали?
- Я нигде не пропадал. В России, как мне кажется, Хабибулину в последние годы навесили ярлык "отшельник". И следили за тем, чтобы этот ярлык ни в коем случае не отклеился. Я с таким штампом не согласен.
- Тем не менее на вас не могли выйти не только мы, журналисты, но и главный тренер сборной Вячеслав Быков, а также президент ФХР Владислав Третьяк.
- Мне доводилось читать про то, что я якобы вечно недоступен. На самом деле это не так. Из сборной мне вроде бы никто не звонил. Разве что в прошлом сезоне как-то получил странное sms -сообщение.
- Какое?
- Дословно?
- Если возможно.
- Оно выглядело так: "Коля, позвони". Подписи не было. Но, по некоторым косвенным данным, я понял, что, возможно, его направил кто-то из штаба сборной. Впрочем, я не детектив, чтобы вести расследования.
Конечно, приятно, что обо мне иногда вспоминают. Но я никак не мог на это послание отреагировать. По большому счету не понимал, от кого конкретно оно пришло, кому на него отвечать. Если бы я кому-то вдруг перезвонил, то, согласитесь, могла возникнуть неловкая ситуация. Поэтому и промолчал.
- Ваш учитель Владислав Третьяк тоже как-то публично пожаловался на то, что вы недоступны.
- Очень уважаю и штаб нашей сборной, и Третьяка. Но у него уж точно есть мой телефон. Он всегда может мне позвонить.
- Как вы восприняли новость о том, что фамилии Хабибулин не оказалось в списке 38 приглашенных в Москву на олимпийский сбор?
- Меня этот факт, скажем так, не порадовал. Жаль, что не позвонили и не объяснили, почему было принято именно такое решение.
- А если бы вас вызвали в Москву, вы бы приехали?
- После драки кулаками не машут. Сейчас я могу сказать все что угодно. Все, поезд на этот сбор уже ушел, нет смысла обсуждать.
- Из ваших слов косвенно следует, что вы хотели бы сыграть на Олимпиаде.
- Полагаю, мне неплохо удалось помочь сборной на Играх в Солт-Лейк-Сити (по большому счету там Хабибулин в матче с чехами едва ли не в одиночку втащил нас в полуфинал. - Прим. ред.). Да, у меня есть желание сыграть в Ванкувере. Так что все зависит от того, заинтересован ли во мне наш штаб.
- Вы наверняка знаете о том, как здорово выступала в последние годы сборная России, которая дважды выиграла чемпионат мира. Как и то, кто защищал наши ворота в этих матчах. Вам удалось посмотреть какие-то игры сборной?
- К сожалению, у нас в Чикаго матчи мировых первенств увидеть практически невозможно. Правда, в 2008-м была организована трансляция финала квебекского турнира Россия - Канада. Однако она шла во время тренировки "Чикаго" - и живьем матч увидеть не удалось, только фрагменты.
Что же касается коллег по амплуа, то все они - настоящие профи. Например, мой замечательный товарищ Женя Набоков. В последнее время все никак не удается с ним связаться, поговорить, но, думаю, скоро, перед матчем его "Сан-Хосе" с моим "Эдмонтоном", встретимся, посидим.
- Следите ли вы за российским чемпионатом?
- Только по интернету. Знаю, что существует такая лига, как КХЛ, и что она довольно быстро развивается.
- За какую команду КХЛ переживаете?
- За свой родной клуб из Екатеринбурга. Немножко за "Ак Барс", за который играл во время локаута. Но в основном болею не за команды, а за людей.
- За кого конкретно?
- К примеру, слежу за статистикой капитана "Ак Барса" и сборной России Алексея Морозова. У нас с ним сложились добрые отношения еще во время локаута.
- Он не рекламировал вам нашу национальную команду, не приглашал в нее?
- Нет. Вроде бы он пока не скаут, а капитан команды.
- Суммируя все вышесказанное: спустя многие годы лучший российский голкипер в истории НХЛ готов вернуться в сборную. Это так?
- Звучит, может быть, излишне пафосно. Но в целом верно.
- Перейдем к вашим энхаэловским делам. Сейчас в это трудно поверить, но ведь ровно год назад вратарь Хабибулин никому в НХЛ не был нужен. "Чикаго" тогда подписал на большие деньги французского голкипера Кристобаля Юэ - и вы, по сути, оказались на драфте отказов.
- Все правильно - ситуация тогда была не из самых простых.
- За счет чего удалось ее перевернуть и летом 2009 года стать главным героем рынка свободных агентов?
- Я человек спокойный, стараюсь не терять веры в свои силы. Эта вера мне и помогла - спокойно восстанавливался после травмы, набирал форму, играл.
- Вы чувствовали, что в офисе "Чикаго" делают все возможное, чтобы первым номером был Юэ? Ведь в противном случае хозяин команды никак не понял бы генерального менеджера, который запросил такие большие деньги на подписание француза.
- Безусловно, такие течения были, в определенной степени Юэ давался карт-бланш. Но для меня все это оказалось дополнительным вызовом, который я принял. Ну а что касается генерального менеджера... По ходу сезона его и уволили...
- На личные отношения с Юэ клубная диспозиция откладывала отпечаток?
- Кристобаль оказался отличным парнем, настоящим профессионалом. Мы здорово с ним взаимодействовали, друг другу помогали. Хотя ситуация действительно была не из простых. Ему перед переходом в "Чикаго" многое наобещали, наверное, он рассчитывал, что окажется безусловным первым номером. Но разворачивался сезон, а в воротах все чаще появлялся я.
- Не было ли вам обидно летом покидать "Чикаго"? Все-таки многие называют "Ястребов" самой прогрессирующей командой лиги.
- Согласен с такой оценкой. В "Чикаго" я провел несколько сезонов и могу сказать, что в последнее время команда значительно изменилась. Появились люди на вырост - такие как Кейн, Тэйвз.
- Так почему там не остались?
- Все-таки рынок свободных агентов - мероприятие коммерческое. Плюс, наверное, выходил я на рынок в последний раз в карьере. Самый интересный контракт - и по сроку, и по деньгам - предложил "Эдмонтон". С ним мы и ударили по рукам.
- Свою карьеру в НХЛ вы начинали в "Виннипеге", поэтому, наверное, не опасались маленьких канадских городов?
- Да, Эдмонтон чем-то похож на Виннипег. В нынешней лиге Эдмонтон, пожалуй, самый маленький городок. Слышал, что многим хоккеистам здесь скучновато, но о себе я такого сказать не могу.
- Говорят, что в Эдмонтоне лучший лед в лиге.
- Это так. В былые годы любой вратарь, приезжая в Альберту, первые пять - десять минут матча должен был усиленно крутить головой и привыкать к новому режиму работы. Шайбы здесь летают со свистом, игры проходят в высочайшем темпе. Уже в тренировочном лагере я это заметил - и, надеюсь, перестроился.
- Для вратаря такой хороший лед - плюс или минус?
- Конечно, плюс! Полет шайбы, ее отскок становится прогнозируемым. В этом смысле хуже всего вратарям, выступающим на аренах Флориды и Калифорнии - особенно в гостях у "Пантерз" и "Анахайма". Там лед некачественный, шайба все время прыгает, все время ждешь беды.
- Согласны с тем, что "Эдмонтон" заметно слабее "Чикаго"?
- Не совсем. "Нефтяники" - команда молодая, веселая, играет в атакующий хоккей. Считаю, нам по силам завоевать путевку в плей-офф. И составить там "Чикаго" конкуренцию.
- Почти всю свою карьеру вы провели в Западной конференции - в "Виннипеге", "Финиксе", "Чикаго" и "Эдмонтоне". Есть ли различия в хоккее команд "Запада" и "Востока"?
- Во-первых, не забывайте мои сезоны в восточной "Тампе", где нам удалось завоевать Кубок Стэнли. Во-вторых, различия есть. На "Западе" больше силовой борьбы, игроки там крупнее, физически мощнее. А вот бросков везде много - и в одной конференции, и в другой. Так что для вратаря особых различий между "Западом" и "Востоком" нет.
- Кто для вас самый неудобный форвард в лиге?
- Навскидку готов назвать Илью Ковальчука. Еще когда играл в его дивизионе, в "Тампе", он мне забрасывал едва ли не в каждом матче.
- Тогда вы, получается, рады, что вернулись на "Запад", где "Атланта" Ковальчука гастролирует редко?
- Совершенно верно. И еще радует, что в Эдмонтон редко приезжают такие люди, как Саша Овечкин или Женя Малкин.
- Кого еще из неудобных "клиентов" отметите?
- Силен словак Мариан Габорик. Играя в "Миннесоте", он выбегал на мои ворота один на один чуть ли не в каждой игре. И обычно забивал. У него интересные руки.
- С кем из российских вратарей НХЛ общаетесь?
- Отличные отношения с Женей Набоковым. Правда, в последнее время все никак не удавалось с ним встретиться, посидеть. Знаю, что здорово прогрессирует Илья Брызгалов, но пока с ним тесного контакта нет. Радует наш новичок Семен Варламов, но ему, учитывая контрактную ситуацию в "Вашингтоне" и статус Жозе Теодора, придется нелегко. Впрочем, уже хорошо, что он быстро перерос фарм-клуб и находится в основной команде.
- На ваш, ветерана цеха, взгляд, российская вратарская школа прогрессирует?
- Тут двух мнений быть не может. В середине девяностых годов я был в НХЛ чуть ли не единственным представителем нашей школы. Сегодня же в лиге - целая колония российских вратарей. Есть кому передать эстафету!