А.Аршавин: "Купил бы Кержакова не задумываясь"
Травма, полученная на исходе августа, помешает Андрею Аршавину сыграть против Лихтенштейна. Да и участие в матче с Уэльсом под вопросом. Тем не менее, футболист в преддверии матча сборной находится вместе с командой.
- Чем запомнился август 2009-го?
- Прежде всего игрой с Аргентиной. И еще голом "Селтику" - первым моим в Лиге чемпионов.
- А взятие ворот "МЮ"? Да еще таким красивым ударом?
- К сожалению, тот матч не принес удовольствия: мы проиграли, я получил травму. Причем такую, которую активно лечить невозможно. Остается только ждать, а ждать и догонять - худшие из возможных занятий.
- Вам совсем не прописано медицинских процедур?
- Первые два дня ничего не делал. Но сейчас уже выполняю предписания врачей и даже начал тренироваться в зале. Врачи думали поначалу об уколах, но все-таки отказались от них: поврежденная мышца находится довольно глубоко и воздействовать на нее сложно. Кстати, травмируется она очень редко, но со мной, как всегда, все не так, как со всеми.
- Похожие повреждения в вашей карьере были?
- Нет, опыта подобных травм у меня не было.
- И насколько сложно переживаете новую ситуацию?
- О неприятной необходимости ждать я уже сказал. Еще очень непривычно находиться в команде, но быть, по сути, только рядом - разве что в обедах и ужинах участвую по полной программе. Все едут на тренировку, а ты остаешься в отеле. Разве для этого я сюда приехал? Но ничего, увы, не поделаешь.
- Вернемся к делам более приятным. Вас в очередной раз назвали "Звездой" месяца. А кого выделили бы в августе вы сами?
- Вову Быстрова. И за отличную игру, и за нашумевший трансфер, ставший самой популярной темой конца лета.
- Вы уже говорили, что "Зенит" поступил абсолютно верно, взяв игрока, который здорово поможет команде. А со стороны Быстрова все однозначно? С вами он советовался?
- Нет. Да, думаю, и сомнений особых у него не было: Быстрый давно хотел вернуться домой, в Питер.
- То есть деньги не сыграли никакой роли?
- Уверен: если бы те же деньги давали ему ЦСКА, "Рубин" или, скажем, "Сатурн", он никуда не ушел бы.
- Часть питерских болельщиков восприняла возвращение Быстрова в штыки. Насколько в подобных ситуациях следует обращать внимание на их мнение?
- Конечно, мы играем для болельщиков, но в данной ситуации они просто забыли, как Вова уходил из "Зенита", и не знают, как он хотел в него вернуться. Питерские фанаты ставят ему в укор поведение в "Спартаке". Но настоящий спортсмен всегда полностью отдается тому клубу, за который в данный момент играет, даже если его душа в другом месте. Быстров много сделал для "Спартака", но не меньше сделал и еще сделает для "Зенита". Не сомневаюсь: своей игрой он очень быстро вернет расположение фанатов. Ведь главное для них, как ни крути, результат, а Вова обязательно поможет его достичь.
- А как вы относитесь к тому, что болельщики высказывали предпочтение варианту с возвращением другой питерской звезды - Александра Кержакова, отступные за которого точно такие же, как за Быстрова, но предложение ему так и не было сделано?
- Думаю, Керж должен стать следующей покупкой "Зенита". Это сильный нападающий, а форварды сейчас нужны питерскому клубу, тем более свои. Я бы лично сделал такой шаг, особо не задумываясь.
- Вы сказали, что уровень российского чемпионата последние года полтора падает. Не изменили мнения?
- Напротив, в августе получил новые подтверждения этому. Во-первых, в виде коллективного фиаско наших клубов в Лиге Европы, а во-вторых, в итогах закончившегося трансферного периода. Из России уехали несколько сильнейших игроков, но на смену им футболисты такого же класса куплены не были.
- В чем причина тотального августовского провала в еврокубках?
- С "Амкаром" все понятно: фундамента для успешного выступления в Европе у этой команды просто нет. "Динамо" меня и до того удивляло: как можно с таким недокомплектом игроков держаться так высоко? Когда-то это должно было сказаться. А "Зенит" сейчас переживает такой период, когда все вроде бы хотят собраться на каждую игру, но все продолжает валиться из рук.
- Но, наверное, причины неудач не только в невезении?
- Мне трудно, да и некорректно рассуждать со стороны. Понятно, что ушли сразу несколько сильных футболистов и нужно перестроить ряды, для чего необходимо время. Но уверен: уже в следующем сезоне "Зенит" вновь громко заявит о себе. У него очень амбициозные руководители, они хотят побеждать, у них есть деньги и соответствующие возможности, поэтому все для возвращения на вершину будет сделано.
- В советские времена была популярна рубрика "Если бы директором был я...". Представьте себя в президентском кресле "Зенита" - каковы были бы ваши первые шаги, не считая покупки Кержакова?
- Самое главное сейчас - найти тренера.
- Все разговоры о нем так или иначе упираются в Италию. Подойдет вашему бывшему клубу тренер с Апеннин?
- Считаю, что гражданство будущего тренера "Зенита" не играет никакой роли - главное, чтобы это был сильный специалист. Плюс его философия не должна идти вразрез с клубной. Либо подбирать его нужно, исходя из соответствия нынешним зенитовским принципам, либо быть полностью готовым к его собственным футбольным и жизненным установкам.
- Как теперь, уже после ухода Дика Адвоката, можно расценить итоги его работы в Санкт-Петербурге?
- По большому счету все довольны: сам Дик, футболисты, игравшие при нем, руководство, получившее заветные призы. А все остальное - уже детали.
- Если вернуться к падению уровня российского чемпионата, в чем его причины?
- Клубы достигли потолка возможных финансовых вливаний, ввиду чего игроков более высокого класса приобретать уже не могут. Тем более, грянул экономический кризис и стали уходить даже те, кто был. Негативно сказывается и жесткий лимит на легионеров. Хочу, чтобы меня поняли правильно: я за лимит. Но на нынешнем уровне клубов он, безусловно, сказывается.
- В отъезде из нашего чемпионата звезд вы видите только минусы?
- Для самого турнира - да. Если бы на месте звезд сразу появлялись талантливые ребята - как в "Аяксе", например, - все было бы нормально. Но у нас заметную молодежь можно по пальцам перечесть. И порой в команды приходят такие футболисты, которых там ни при каких обстоятельствах не могло оказаться еще три года назад. Наверное, это системная проблема: детский футбол в России по-прежнему не очень массовый и находится на низком уровне.
- Но хотя бы для сборной отъезд ее лидеров идет в плюс?
- Тут тоже нельзя приводить все к общему знаменателю. Каждый случай индивидуален, каждый из уехавших игроков только по прошествии лет поймет, пошел ли отъезд ему на пользу. Но в целом, конечно, чем больше наших футболистов выступает в сильнейших чемпионатах, тем для национальной команды лучше.
- Летом в Англию переехали Юрий Жирков и Динияр Билялетдинов. Реакция на их появление одинакова? И каковы их перспективы?
- Перспективы хорошие у обоих, не сомневаюсь. Что же касается реакции, то их приезд, конечно, отметили, но потом это отошло на второй план - в Англии столько футбольных событий, что каждый день появляется масса новых тем. Вот когда оба начнут играть, внимание им будет обеспечено.
- В России многие сомневаются, что Билялетдинов освоится в условиях предельно жесткого футбола.
- Но никто же его в таких условиях не видел. Конечно, Динияру придется перестраиваться, а это непросто. Но перестраиваться приходится всем. И если у него получится, все остальное, чтобы заиграть, у Билялетдинова есть.
- В начале девяностых, когда сборная делилась на легионеров и тех, кто играет в России, между ними случались различные недоразумения. Сейчас, когда отъехавших за рубеж все больше, подобное возможно?
- Нет. Наша команда была и остается единой. Проблем здесь точно не будет.
- А вообще в сборной есть проблемы?
- Глобальных нет, а мелкие существуют в любом живом организме.
- Какие, например?
- Есть вот вопросы по обеспечению команды билетами на матч с Германией. Но разве это заслуживает публичного обсуждения? Надеюсь, все решится без вмешательства внешнего мира.
- В России есть сейчас еще одна острая проблема - все ругают судейство. Оно и впрямь так сильно отличается от английского?
- Отличие только одно, но коренное: при любой ошибке в Англии можно быть уверенным, что сработал обыкновенный человеческий фактор. В России же все сразу начинают обсуждать, взял ли арбитр деньги. Или, может, он возвращает какие-то долги. Или выполняет чье-то указание. И т.д., и т.п.
- Это особенности национального менталитета или отражение реального положения вещей?
- Не знаю, чего здесь больше, но у меня нет уверенности ни в одном из наших судей. Раньше импонировал Николаев, но сейчас и он стал допускать грубые ошибки.
- Есть выход?
- На мой взгляд, мы совершенно напрасно отказались от практики приглашения на ключевые матчи иностранных арбитров.
- Думаю, это тоже не выход. Но вернемся к сборной. На команды уровня Лихтенштейна нашей команде всегда было очень трудно настраиваться. Это объективный ход вещей?
- Не думаю, что сказанное вами относится ко всем таким матчам: были игры, когда мы забивали 4 - 5 безответных мячей. Да и вообще сейчас футбол таков, что главное - результат. Вот сборная Франции с трудом взяла три очка на Фарерах - разве ее кто-то дома ругал? Все записали очки в таблицу и тут же об этой встрече забыли. У нас же после Лихтенштейна целая волна пошла. Но и тогда, и сейчас самое главное - обойтись без ненужных потерь.
- Вы могли снова сыграть в Питере, но помешала травма. От этого особенно обидно?
- Обидно оттого, что я не могу сыграть, а в Питере или нет - дело второе. По "Петровскому", конечно, соскучился, но решающего значения место проведения игры в данном случае не имеет.
- А насколько вообще профессиональному футболисту свойственна ностальгия?
- Ностальгия свойственна любому человеку, а тому, кто работает за границей, далеко от дома, - тем более. Каждый приезд в родную страну, да к тому же - в родной город, переполняет тебя эмоциями.
- Вы говорили, что Арсен Венгер был не очень доволен, что вы, не достигнув еще оптимальной физической формы, провели на поле весь матч с Аргентиной. А как он теперь отпустил вас в Москву с травмой?
- Все происходило очень быстро - вечером мы сыграли в Манчестере, а утром я уже улетел в Москву из Лондона. При этом после игры у всех нас, в том числе и у Арсена, было столь плохое настроение, что было не до разговоров о сборной.
- Но сейчас вы на связи с клубом?
- Да, обмениваемся информацией. И если бы у меня не было ни одного шанса сыграть с Уэльсом, уже уехал бы в Лондон.
- То есть шансы все-таки есть?
- Сказать что-то определенное можно будет только через два-три дня.
- В нынешней ситуации, когда первая из спаренных встреч представляется куда менее сложной, не может ли у игроков возникнуть желание поберечь силы?
- Это будет неправильно. Наоборот, надо настроиться на первую игру по максимуму, чтобы обеспечить результат как можно раньше. Тогда могут возникнуть возможности для маневра.
- То есть при счете, условно, 3:0 стоит сбросить обороты?
- Это уже надо решать на поле в зависимости от ситуации, но никак не до игры.
- Матч с Аргентиной дал богатую пищу для размышлений?
- Мы увидели, что против топ-команд можно играть только в состоянии оптимальной физической готовности и при этом нельзя терять концентрацию ни в одном эпизоде. Первый тайм наша команда провела очень неплохо, но потом, когда нужный темп поддерживать стало трудно, более высокое индивидуальное мастерство аргентинцев сразу вышло на первый план.
- Сейчас на фоне клубных неудач сборная стала для российских болельщиков едва ли не единственной отдушиной. В команде это понимают?
- Никто это не обсуждает, а если нет разговоров, значит, никто об этом не думает. Все просто верят, что мы продолжим показывать хороший футбол и добиваться результатов.
- Но клубные неудачи не могут не влиять на настроение игроков.
- Конечно, влияют. Однако надо стараться переключиться как можно быстрее. Понятно: если у тебя проблемы - в футболе или в жизни вообще - это отражается на всем, что ты делаешь. Но в нашей сборной создана обстановка, позволяющая забыть о проблемах очень быстро.
- Каким образом?
- Новые эмоции, новая работа. Все зависит от нюансов - как тебя встретили, как общаешься, какая информация пришла, насколько загружен и т.д.
- Все в один голос говорят о том, что в сборной чуть ли не идеальная атмосфера. А за ошибки в команде "пихают" друг другу?
- Вообще-то да, но что-то я давно уже такого не припоминаю. Наверное, потому, что в этом году мы проиграли только однажды, да и то в товарищеской встрече.
- Такие стычки остаются на поле или имеют последствия за его пределами?
- Всяко бывает, но чаще это обычные рабочие моменты.
- В "Арсенале" тоже "пихают" друг другу?
- Там принято, что все говорит Венгер. Но сам он требует от всех спрашивать друг с друга на поле. Это профессиональный подход, без него трудно добиться результата.
- С вас часто спрашивают?
- Бывает.
- А вы?
- Нет, я пока адаптируюсь.
- То, что после матча с "Ливерпулем" от вас в каждой встрече требуют чего-либо, подобного тем четырем голам, сильно давит на психику?
- Давить не давит, но то, что я ассоциируюсь в Англии именно с этими четырьмя голами, точно. Хочется уже чего-нибудь нового.
- Вы говорите, что только адаптируетесь, а Венгер еще в конце прошлого сезона дал четко понять, что уже видит в вас лидера. Как это соотносится?
- Лидер у нас - Сеск Фабрегас. Как на поле, так и вне его у капитана огромный авторитет. А мне еще надо завоевать подобное отношение партнеров. Сумею - стану лидером, нет - сами понимаете. Но я не ставлю цели стать лидером или капитаном во что бы то ни стало. Веду себя обычно, так, как всегда.
- Что-то мне, зная вас, в это верится слабо.
- Да, я лидер по натуре, но делать что-то специально, чтобы это доказать, не по мне.
- Насколько нервируют случаи, когда пресса, особенно российская, достаточно вольно трактует ваши слова, как было с интервью, где вы говорили о трансферной политике "Арсенала"?
- Меня всегда беспокоит, когда пишут не то, что я сказал, или интерпретируют мои слова в совершенно отличном от оригинала духе. Но, к сожалению, искоренить это нельзя. А оправдываться последнее дело.
- "Арсенал" потерял двух лидеров, Коло Туре и Адебайора, приобретя взамен только Вермалена, и имеет большое количество травмированных игроков, причем таких ключевых, как Насри или Уолкотт. Но первые матчи создали впечатление, что команда этого просто не замечает. За счет чего?
- За счет поставленной игры и очень глубокого состава - у нас два с половиной десятка квалифицированных исполнителей. Но тем не менее покупать сильных игроков надо - всегда побеждать за счет глубины состава невозможно.
- Что стало главной приятной неожиданностью за полгода жизни в Англии?
- Пожалуй, очень хорошее отношение прессы. Она поддерживает меня с первого дня: все отзывы либо положительные, либо в худшем случае нейтральные. Очень комфортно с первого же дня чувствовал себя и в команде - думал, будет сложнее.
- А неприятной?
- Чего-то совсем уж неприятного не происходило. Необходимо было просто привыкнуть к совсем другому ритму жизни. В Англии все неспешно, рассудительно, ближайшее будущее расписано по дням и часам. После российской жизни, где всегда много неожиданностей и действуешь порой очень спонтанно, перестроиться непросто.
- Если бы вы попали в ситуацию Павлюченко, который сел на лавку в "Тоттенхэме", добивались бы трансфера любой ценой или спокойно ждали шанса?
- Такое трудно обсуждать теоретически: пока сам не попадешь в подобный переплет, не знаешь, как поступил бы. Но, думаю, для Ромы лучше то, что он остался. Шанс обязательно будет. Ну, вернулся бы он в Россию, где тридцать матчей за сезон, и отыграл бы их - так в Англии он их тоже отыграет, потому что игр здесь семь десятков. И уж в тридцати сыграешь обязательно. Тем более что возможны травмы и прочие неожиданности.
- Вокруг вас сейчас совсем нет трансферных телодвижений?
- Нет.
- Но грядущее повышение британских налогов может привести к исходу звезд, скажем, в Испанию. Вас это может коснуться?
- Не знаю. Однако вы правы: у испанской лиги есть возможность стать сильнейшей в мире - уход туда игроков уже начался.
- В этом сезоне у вас много турнирных целей - попадание на первенство мира, клубное стремление выиграть Лигу чемпионов, премьер-лигу, английские Кубки. Предложи волшебник исполнить желание, но только одно, что выбрали бы?
- Выход на чемпионат мира.
- И как расцениваете реальные шансы на это?
- Очень надеюсь, что все решится 10 октября в матче с Германией.
- Для этого надо брать сейчас шесть очков из шести. А вы точно не сможете помочь команде в первой игре и, очень вероятно, во второй.
- Думаю, у нее и без меня огромный потенциал. Надо ставить тех, кто сейчас в блестящей форме.
- Кто же это?
- Быстров, Кержаков, Бухаров.
- Дебютанта Бухарова стоит сразу бросить в полымя?
- А почему нет? Он сейчас - один из лучших форвардов. Вот и заменит меня.
- Но вы же совершенно разные!
- Так это и хорошо: будут готовиться ко мне, а выйдет он.
- В России вы сейчас настолько популярны, что в каждый новый приезд вас разрывают на части. Как относитесь к этому?
- Мне это очень не нравится. Такое количество мероприятий, как сейчас, просто ненормально. Именно поэтому я отказал всем до матча с Германией. Который, скажу еще раз, должен стать решающим.