А.Аршавин: "Я временный хит продаж"
Один из лидеров российской сборной и форвард "Арсенала" Андрей Аршавин приступил к подготовке к матчам против Азербайджана и Лихтенштейна. Накануне футболист дал обширное интервью, в котором рассказал о предстоящих матчах, жизни в Англии и многом другом.
- Вы уже третий день находитесь на Родине. И как она вас встретила?
- В принципе ничего необычного. Вернулся домой, в знакомую обстановку, все, в общем, отлично. Тем более что впервые за последние три месяца увидел дочку. Пока папы не было, она начала ходить! А здесь, в Москве, встретился с другом, который провожал меня в Лондон. С одной стороны, времени вроде бы прошло много, но, с другой, оно пролетело так незаметно, что были те проводы словно вчера.
- Ваш друг не имеет отношения к футболу?
- Разве только в том отношении, что болеет за московское "Динамо". Но именно он три года назад подарил мне на день рождения скульптуру, где меня изобразили с женой, а третьей с нами была... пушка. Причем точь-в-точь такая, как на эмблеме "Арсенала"! Так что "канонирское" будущее было напророчено мне еще тогда, когда я ни о чем подобном не помышлял.
- Почувствовали, что интерес к вам в России резко возрос?
- Да уж - такое ощущение, что все СМИ, хоть в какой-то мере освещающие спортивные события, да и не только они, ловят каждое слово Аршавина. Но я прекрасно понимаю, что все это - преходяще. Сейчас все набрасываются на новую тему: человек, который десять лет отыграл за "Зенит", перешел в "Арсенал". Однако волна быстро уляжется, и в дальнейшем я буду интересовать прессу лишь в случае своей хорошей игры. Что справедливо.
- А во внутренних ощущениях что-нибудь новое появилось? В частности, приезд в сборную ничем не отличается от предыдущих?
- Отличается, конечно. Раньше, приезжая в национальную команду, видел те же лица, которые изо дня в день окружали меня в Удельной. А сейчас встречаюсь с теми, с кем не общался уже два месяца. Разница, согласитесь, есть. Кроме того, отвык уже от такой ситуации, когда в команде все говорят по-русски. Да и по нашей еде соскучился.
- Как вас встретили партнеры по сборной?
- Все здоровались по-английски и ехидно спрашивали: How are you? То есть - "Как дела?" В общем, подкалывали, как обычно.
- А что при встрече сказал Хиддинк?
- Спросил о состоянии моей ноги. Я ее, кстати, в понедельник успел показать и Арно Филипсу. А все остальное - приветствия и шутки.
- Будущий матч "Арсенала" с "Челси" часом не обсудили?
- Нет, да и не думаю, что когда-либо станем его обсуждать.
- Поскольку вы заговорили о ноге, самое время задать вопрос: не помешают ли последствия травмы в предстоящих играх?
- Сама травма ничего опасного собой не представляет, но разорвали мне ногу в таком месте, которое для футболиста - самое что ни на есть рабочее. Была бы возможность подержать ногу несколько дней в полном покое, все давно зажило бы. Но поскольку рану постоянно задевают, процесс восстановления затянулся. Однако помешать сыграть за сборную это никоим образом не должно.
- Нужно ли было выходить на поле через три дня после столь болезненного повреждения?
- Мне - да. Потому и вышел. Почувствовал, что играть могу, а для меня сейчас каждый матч в новой команде очень важен.
- После такого решения болельщики "Арсенала" полюбили вас еще больше?
- Я делал это не для того, чтобы набрать висты. Игра нужна была мне самому. Если бы понимал, что выйти на поле не могу, не стал бы этого делать.
- В субботу вечером, после матча с Азербайджаном, состоится торжественная церемония вручения вам второй "Звезды" лучшего игрока стран СНГ и Балтии - за 2008 год. Сейчас вы наверняка замахнетесь и на третью награду. Такие призы - дополнительный стимул для совершенствования?
- Если я скажу, что выхожу на поле и думаю: "Вот сыграю здорово и получу такой-то индивидуальный приз", то, конечно, обману вас. Но победить в конкурсе очень приятно ввиду его авторитетности. Мне нравится, что голосует в "Звезде" большое количество изданий из разных стран - это делает итог объективным и абсолютно неангажированным.
- На ваше настроение на церемонии результат матча с Азербайджаном сильно повлияет?
- Конечно. Если проиграем, то могу и не прийти.
- До этого, надеюсь, не дойдет...
- Я тоже. Но в любом случае настроение будет хорошим только при условии нашей победы. Чем старше я становлюсь, тем лучше понимаю, что ход игры волнует всех только 90 минут, а вот результат остается навсегда.
- И какой счет вас устроит?
- Любой в нашу пользу - будь то минимальная победа, будь 5:0.
- Вас не беспокоит тот факт, что, учитывая количество азербайджанцев в Москве, трибуны на домашнем матче вполне могут болеть за соперника?
- Чем больше зрителей, тем лучше. Но если ожидается много азербайджанцев, то я могу только призвать российских болельщиков к тому, чтобы они пришли на стадион и сделали его все-таки домашним. Надеюсь, они и сами готовы поддержать свою сборную.
- Такие соперники, как Азербайджан и Лихтенштейн, могут вызвать какой-либо драйв, особый настрой на игру?
- Первый из этих матчей мы проведем дома, что всегда добавляет эмоций. Главное, чтобы получалась игра, - тогда все, что происходит, воспринимается в охотку, и футбол доставляет радость независимо от соперника.
- Но предыгровое состояние перед так называемыми футбольными "карликами" вряд ли сравнимо с тем, что было, скажем, на чемпионате Европы или перед встречей с Германией.
- Это нормально. Разные соперники не могут вызывать одинаковые эмоции. Главное - чтобы хотелось играть и чтобы, не дай бог, нас не посетили шапкозакидательские настроения. Мол, в субботу набьем голов Азербайджану, а в среду - Лихтенштейну. Должен быть настрой на результат и понимание того, что соперник просто так три очка не преподнесет. Только если результат уже полностью обеспечен, можно слегка побаловаться и поиграть на зрителей. А до того не должно быть ни грамма расслабленности.
- У вас есть и личный неприятный опыт общения с "карликами" - взять ту же Андорру. Он помогает серьезному настрою на новые свидания?
- Если честно, я на любой матч выхожу с одной-единственной целью - выиграть. Кто конкретно моей команде противостоит, роли не играет.
- В последние два месяца вы привыкали к жесткому, сверхнасыщенному и сверхдинамичному футболу. Это поможет в игре, где все априори будет спокойнее?
- Это поможет мне лучше играть в принципе. А значит - и в каждом отдельном матче.
- Как сами оцениваете темпы своего врастания в английский футбол?
- Понемногу привыкаю, но сказать, что за два месяца случился огромный прогресс, не могу. Речь идет скорее о поступательном движении вперед. По субъективным ощущениям в последних турах чувствовал себя куда лучше, чем в дебютных.
- Не секрет, что на поле вы привыкли быть лидером. Но в "Арсенале" этого еще надо добиться. Получается?
- Во-первых, пока еще существует языковый барьер. Во-вторых, новому человеку нельзя прийти в команду со сложившимися устоями и сразу же навязать свои правила. Все надо доказывать своей игрой. Если она будет, то никаких проблем с ролью на поле не возникнет.
- Тем не менее, брать игру на себя вы стали гораздо чаще...
- Просто я стал лучше понимать партнеров, а они - меня. В целом же, просто играю в футбол, а не пытаюсь что-то кому-то доказать.
- Какой матч за эти два месяца вы назвали бы лучшим для себя?
- С "Блэкберном".
- Из-за гола?
- Не только. Та игра вообще давалась. А то, что забил до перерыва на игры сборной, - очень хорошо. Чем чаще буду это делать, тем лучше будут относиться ко мне в команде.
- Соперники вас тоже начали воспринимать иначе. И опекают жестче, и по ногам бьют чаще, а в последней игре кто-то из защитников "Ньюкасла" и вовсе хук левой в челюсть применил.
- Не думаю, что это из-за того, что я забил или хорошо сыграл. В Англии такой стиль игры. Но что касается упомянутого хука, то, как мне показалось, он был преднамеренным, о чем я и сказал судье. Однако тот подобное мнение не разделил. Но, в любом случае, хочу сказать: намерения сознательно нанести травму я в британском чемпионате не видел. Все что происходит - издержки жесткого, но не жестокого футбола.
- Вы уже привыкли к нему?
- Не то, что привык, но отлично понимаю: расслабляться не стоит ни на секунду.
- Судя по тому, что творится на фанатских сайтах, болельщики "Арсенала" уже возвели Аршавина в ранг кумира. Насколько это важно для вас?
- Естественно, важно и приятно. Но я не переоцениваю свои достижения - в Англии культура боления развита настолько и своих футболистов любят так, что каждое более менее заметное действие вызывает всеобщее восхищение. Там каждый знает все детали последних матчей, а уж о своей любимой команде может рассказать такие подробности, которые даже самой команде не всегда известны.
- И, тем не менее, на официальном сайте "Арсенала" именно ваша фотография встречается чаще всего и все предложения по атрибутике сопровождаются светлым обликом Аршавина. Партнеры по команде случайно не ревнуют к столь быстрому росту вашей популярности?
- Нет, особого внимания на подобные вещи никто в команде не обращает. Да в этом и нет ничего удивительного - я ведь самое свежее приобретение клуба. Атрибутика с изображениями других футболистов уже куплена-перекуплена, их фото скачаны-перекачаны, а тут что-то свеженькое. Вот приобретут летом еще кого-то, и хитом продаж станет он. Обычный маркетинговый ход.
- Когда мы встречались в Лондоне месяц назад, речь шла о том, что главная задача "Арсенала" - возвращение места в первой четверке премьер-лиги. Сейчас вы догнали "Астон Виллу" и даже слегка оторвались от нее. Не сделает ли это приоритетным соревнованием текущую Лигу чемпионов?
- Не думаю, что задача попадания в четверку уже решена. Сейчас у "Астон Виллы" случился сложный турнирный отрезок - она сыграла со всеми лидерами. Нам подобные встречи только предстоят. Думаю, абсолютно прав Арсен Венгер, который постоянно подчеркивает: самая главная игра - следующая, и именно на нее надо настраиваться. Тогда все сложится и в турнире в целом. Нынешняя Лига чемпионов очень важна, но и без следующей нельзя остаться. Все в команде это прекрасно понимают.
- А борьба за призовые места в ваших командных мыслях присутствует?
- Это в российском чемпионате призовые места важны, а в Англии есть чемпион - и все остальные. Среди этих остальных важно попасть в зону Лиги чемпионов. Если мы выиграем все восемь оставшихся матчей, то вполне еще можем стать чемпионами - ведь играем-то со всеми конкурентами. Стремиться к этому будем, но насколько подобное реально, только жизнь покажет.
- Главным фаворитом премьер-лиги по-прежнему остается "Манчестер Юнайтед"? Или мощная игра, которую демонстрирует в последних матчах "Ливерпуль", может привести к смене лидера?
- "Ливерпуль", конечно, провел несколько сумасшедших матчей, но чемпионат, скорее всего, выиграет "МЮ". А единственный, кто может помешать ему это сделать, - "Челси".
- Кстати, по приезде в Англию вы говорили, что в матче "Челси" Хиддинка с "Тоттенхэмом" Павлюченко будете болеть за ничью...
- То, что "Тоттенхэм" выиграл, меня только порадовало. Как и других конкурентов "Челси".
- Поражения обоих лидеров в последнем туре свидетельствуют о каком-то сбое в их победной поступи?
- Они свидетельствуют лишь о том, что в английской премьер-лиге в одном отдельно взятом матче каждый может выиграть у каждого.
- Что говорили вам в "Арсенале", отправляя в сборную, - желали удачи или, напротив, просили поберечься?
- Ничего особого не говорили. У нас сейчас вся команда разъехалась по сборным - даже Адебайор, который еще не играл после травмы, отправился в Того. Так что дело это для "Арсенала" абсолютно обыденное.
- В начале марта главными фаворитами Кубка УЕФА вы назвали "Зенит" и ЦСКА, после чего оба наших клуба дружно вылетели из турнира. Как прокомментируете такой поворот событий?
- Честно говоря, был удивлен. Ничего хорошего для российского футбола, естественно, не произошло - до сих пор уверен, что оба наших клуба могли претендовать на завоевание Кубка УЕФА. Что ж, теперь буду болеть за украинские команды.
- А если они сойдутся в полуфинале - кого выберете?
- Желаю успеха и "Шахтеру", и "Динамо", но выберу, пожалуй, киевлян - из-за Юрия Палыча Семина.
- В первых двух турах чемпионата России что-нибудь удивило?
- Разве что две победы "Динамо". Молодцы, да и Кержаков забивает в каждой игре, что тоже здорово.
- Вы с Павлюченко прибыли в Москву заранее и в хорошем настроении. А на игроках российских клубов последние матчи как-то сказались?
- Как только все собрались, подколок хватало - особенно армейцам досталось. Но уже на первом совместном обеде все, по-моему, о первенстве России забыли и переключились на дела сборной.
- С Павлюченко успели пообщаться?
- Да, обсудили несколько общих британских тем.
- На английском?
- На русском (смеется).
- И что за темы?
- Разные. Жилье, машина, парковки - да много чего. Рома знает о лондонской жизни куда больше меня, поэтому я в основном спрашивал. Но вопросов еще хватает. Думаю, подробно побеседуем по возвращении - наши жены уже созванивались, и Лариса сразу пригласила нас в гости.
- Юля, естественно, согласилась?
- Само собой.
- Каким было настроение вашей супруги в Лондоне?
- Хорошим. Еще раз могу повторить: ей важно то, что она с мужем, а место пребывания при этом вторично. С Лондоном она была знакома и до этого, но сейчас это знакомство значительно углубилось.
- А как чувствовал себя ваш сын Артем?
- Отлично. Он соскучился по папе, которого не видел два месяца, поэтому был счастлив.
- Английские словечки в речи сына не появились?
- Барьера в общении с англичанами он точно не чувствует. А словечки? Thank you или I'm sorry уже говорит.
- Вы упомянули о жилье - насколько продвинулся вопрос со своим домом?
- Пока он еще не решен. Но в апреле, надеюсь, все проблемы будут преодолены. С нетерпением жду этого момента, потому что такие вещи, как домашний уют и комфорт, а также возможность отдохнуть в своем собственном углу, напрямую сказываются на состоянии любого футболиста. Я не исключение.
- Не обнаружились ли в Лондоне места, напоминающие родной Санкт-Петербург?
- Хм, интересный вопрос. Места - вряд ли. А вот погода мой родной город действительно напоминает. Правда, такой она будет в Петербурге только через месяц, но это уже детали.
- Велик ли ваш прогресс в овладении английским языком?
- Честно говоря, в повседневной жизни заметить прогресс трудно. Пока той задачи, которую я поставил перед учителем в ответ на вопрос о моих целях - разговаривать свободно, - не достиг. Тут все дело в том, что ситуации изо дня в день повторяются - гостиница, база, стадион, ресторан, еще что-то, и лексикон в результате пополняется слабо. Вот как получил травму, сразу запомнил целый ряд медицинских терминов. Мыслю-то я по-прежнему на русском, и это особенно мешает в игровых ситуациях: на перевод внутри собственной головы уходят драгоценные мгновения.
- Тем не менее, должен вам сделать комплимент: последнее интервью официальному клубному сайту звучало гораздо убедительнее, чем те, которые вы давали по приезде в Лондон.
- Спасибо на добром слове, но я еще раз убедился, что с наскока языком не овладеешь. Будем работать, как говорится.
- К машине до сих пор подходите с левого бока?
- Да, время от времени случается обнаружить, что руль-то с другой стороны. Кстати, Рома рассказал, что его тоже довольно долго тянуло к левой двери.
- А к движению в другую сторону уже привыкли?
- Штрафов пока не получал (смеется). Спросил у кого-то из администраторов, пришли бы уже счета, если б нарушил, - ответили, что да. Значит, не нарушал.
- Главная проблема в Лондоне - парковка?
- Да. Я уже понял, что англичане стараются заезжать в центр своей столицы только по острой необходимости. Приткнуться там негде.
- Штрафы вам не приходили, а телефонные счета, наконец, дошли?
- Да. И я вздохнул облегченно - заплатить пришлось 500 фунтов за полтора месяца. Немало, конечно, но ждал куда более серьезного приговора. А учитывая тот факт, что семья теперь будет жить рядом, расходы станут совсем терпимыми.
- Такое ощущение, что в интервью вы стали более сдержанным по сравнению с Петербургом. Это влияние Англии?
- Там другие правила игры - все стараются быть джентльменами, поэтому никогда не скажут: "Ты плохой", в худшем случае: "Ты не очень хорош". Да и для "Арсенала" я пока совсем не то же самое, кем был для "Зенита".
- А что скажете тем, кто пойдет по вашим стопам, - в каком возрасте лучше всего уезжать в Англию?
- Чем раньше, тем лучше. Когда у тебя нет семьи, когда тебе нечего терять у себя на родине, все проходит гораздо проще. В моем же случае пришлось идти на определенные жертвы, чтобы добиться своей цели. Но я ни секунды об этом не жалею.