Й.Блаттер: "Россия становится мощной силой в мировом футболе"
Президент ФИФА Йозеф Блаттер, приезжавший в Москву на Кубок Содружества, рассказал о шансах России получить право проведения чемпионата мира 2018 года.
- Есть ли у вас ощущение - а может быть, даже конкретная информация, - что Россия все же подаст заявку на проведение ЧМ-2018?
- Информации нет, а вот чувство, что Россия это сделает, есть. Не имею права настаивать, но полагаю, что сама идея подачи такой заявки уже хороша. В конце концов, есть не только 2018-й, но и 2022 год - ведь, напомню, строгой ротации континентов, принимающих мировое первенство, больше не существует. Как минимум для начала Россия может запросить у нас все документы, необходимые для оформления заявки, и официально объявить о своем интересе к проведению чемпионата мира. Да и позже, если выполнить какие-то требования окажется невозможным, заявку никогда не поздно отозвать. Но на данный момент, повторяю, у меня есть ощущение, что Россия собирается вести борьбу.
- Документы у вас РФС уже запросил?
- Нет, ведь мы только-только открыли заявочную кампанию. Эта неделя дается федерациям на то, чтобы определиться в своем кругу. Затем они должны будут объявить о своем интересе или отсутствии такового. При этом интерес опять же не обязательно автоматически означает, что страна станет кандидатом на проведение турнира.
- Уверены ли вы в том, что заявка России на этот раз будет намного серьезнее, чем на проведение Euro-2008? Ведь количество стадионов высшего уровня у нас с тех пор, увы, не возросло, а финансовый кризис заморозил строительство арен "Спартака", ЦСКА и "Зенита".
- Во-первых, решения об организации чемпионатов мира и Европы невозможно даже сравнивать. Мировое первенство - событие планетарного масштаба. С определенного момента у нас четкий принцип: такой турнир может проводить только одна страна. В 2002-м был опыт совместной организации чемпионата мира Японией и Кореей, и это оказалось сопряжено с большим количеством проблем.
Во-вторых, процедура заявки на проведение мирового первенства, я бы сказал, дело высшего уровня сложности. И нельзя не признать, что сейчас, открывая заявочную кампанию ЧМ-2018 и ЧМ-2022, мы делаем это в весьма сложной ситуации на рынке. Это касается и спонсоров, и телевидения. Столь раннее начало кампании во многом и связано с надеждой на то, что к концу 2010-го - началу 2011 года не только страны-кандидаты, но и они смогут подготовить убедительные пакеты предложений. Понимая сложность нынешней ситуации в мире, мы даем им, что называется, достаточно времени для разгона.
- Но что Россия может противопоставить той же Англии с ее "Уэмбли", "Эмирэйтс", "Олд Траффорд", "Сити оф Манчестер", "Стэмфорд Бридж" и другими супераренами, а также блестящей дорожной, гостиничной и прочей инфраструктурой? На футбольном поле мы, оказалось, способны обыгрывать англичан, но тут-то как?
- Есть базовые условия проведения чемпионатов мира, которые, уверен, могут быть выполнены не только Англией, но и Испанией, и США, и Японией, и Китаем, и Россией. Почему бы и нет? Тем интереснее будет получить возможность для сравнения. Затем решение будет принимать комитет из 24 человек. И эти люди будут свободны в своем выборе. Так что у России нет никаких оснований чувствовать себя обреченной.
- И все же: способна ли, по-вашему, Россия провести турнир масштаба чемпионата мира?
- Абсолютно уверен: способна! Послушайте: Россия - одна из главных стран мира. Это не просто большой, а огромный народ. И нет сомнений, что он может достойно организовать мировое первенство.
- Остались ли вы довольны организацией финала Лиги чемпионов в Москве?
- Он был проведен идеально. В то же время, высказывая безусловные комплименты организации финала этого уникального соревнования, отмечу другое: в финальной стадии чемпионата мира 64 матча, а не один.
- Сохранит ли Россия с уходом Вячеслава Колоскова место в исполкоме ФИФА? Насколько велики шансы Виталия Мутко заменить его в этой роли?
- По конкретной кандидатуре - без комментариев. Этот вопрос находится в компетенции РФС. Нам интересно будет узнать, кто будет рекомендован им в ФИФА. Там должен быть один представитель России, но я как президент ФИФА не вправе делать какие-либо заявления на сей счет.
- Словосочетанием "должен быть" вы хотите сказать, что место в исполкоме Россия при любых обстоятельствах не потеряет?
- Это будет решать конгресс не ФИФА, а УЕФА. На него я не имею никакого влияния, как не могу и заблокировать его решение по той или иной кандидатуре.
- Насколько влиятелен в ФИФА Колосков и в каких ключевых решениях в истории вашей организации он сыграл важную роль?
- Доктор Колосков пришел в ФИФА в 1980 году. В 80-м! То есть 29 лет назад. Два года, правда, его в исполкоме не было, поскольку он не был переизбран во время, я бы сказал, очень запутанных выборов в Лондоне. Но затем вернулся - и таким образом отработал в ФИФА 27 лет. Колосков отвечал за проведение футбольного турнира Олимпийских игр, а теперь он босс клубного чемпионата мира. Это большой футбольный профессионал с огромным опытом.
- Насколько жестко Колосков защищал и лоббировал в ФИФА интересы России?
- Он работал там не для того, чтобы защищать или лоббировать Россию. Он был в ФИФА для того, чтобы представлять мировой футбол! А еще - целый регион, включающий не только Россию. До 1989 года Советский Союз автоматически имел кресло одного вице-президента ФИФА, которым и был Колосков. Так же и в дальнейшем, когда СССР распался на полтора десятка стран: он продолжил представлять в ФИФА интересы стран всего бывшего Союза.
- Удалось ли Виталию Мутко органично войти в мировое футбольное руководство?
- Он член технического комитета ФИФА. За пять лет президентства в РФС мистер Мутко достиг в России таких результатов, что, безусловно, заслуживает больших комплиментов.
- Каково ваше мнение о совмещении им двух должностей - президента РФС и министра спорта? Не противоречит ли это основополагающему принципу ФИФА - невмешательству политики в футбол?
- Буква правил ФИФА гласит, что такое совмещение - внутреннее дело России. Никаких свидетельств вмешательства политики в футбол в вашей стране у нас не было.
- Как ФИФА отреагировала на публикации в испанской прессе о якобы договорном характере полуфинала Кубка УЕФА "Зенит" - "Бавария"?
- Если мы будем расследовать каждую публикацию в каждой газете мира, касающуюся подкупа в футболе, нам нужно открыть офис как минимум из 200 юристов. Футбол - это страсть. В этой страсти всегда возникают очаги огня, из которого рождаются подобные статьи. Не более того. Поэтому реакции со стороны ФИФА не было. Никакой.
- Почему, по-вашему, на последних чемпионатах мира и Европы не было российских арбитров?
- Сегодня представители РФС задали мне этот вопрос. Я переадресую его в наш судейский комитет, и там обратят на него внимание.
- Чем вы объясняете последние футбольные успехи России как на национальном, так и на клубном уровне: большими тренерами, серьезными денежными вливаниями или чем-то еще?
- Нет сомнений, что в России мы имеем дело с группой талантливых футболистов. А реализовать себя они смогли благодаря очень сильной организации и новой структуре, которая появилась в российском футболе. О ней во время сегодняшнего пленарного заседания подробно рассказал мистер Мутко. Сейчас это профессиональная структура, пирамида, которая позволяет раскрывать себя молодым игрокам - при том что таланты в России были всегда. Важно и то, что у вас стремятся развивать и выводить на высший уровень и женский, и юношеский, и мини-, и пляжный футбол. Вообще же то, что Россия становится мощной силой в мировом футболе, нормально. Она такой и должна быть.
- А как оцените роль зарубежных тренеров - таких, как Гус Хиддинк и Дик Адвокат?
- Иностранные тренеры высокого уровня вливают в национальный футбол свежую кровь, дают новые идеи и инициативы. А у местных специалистов, которые видят результаты работы маститых зарубежных коллег, появляется желание перенимать у них самые передовые методы в профессии. В результате чего вперед двигается весь футбол страны.
- Какое место в вашем личном рейтинге занимает Хиддинк среди лучших тренеров мира?
- Для президента ФИФА не представляется возможным каким-либо образом классифицировать тренеров или игроков. Я люблю очень многих. Кроме того, тренеры существуют не сами по себе, они должны работать с группой футболистов, которые оказываются в их распоряжении. И результат зависит от того, принимает ли группа этого тренера и как тренер способен на нее воздействовать. Есть немало примеров великолепных тренеров, которые никогда не были сильными футболистами. Допустим, Жозе Моуринью.
- Иной пример - феноменального футболиста, решившего стать тренером, - мы с недавних пор видим в лице Диего Марадоны.
- В Аргентине он - бог. Захотел стать тренером национальной команды - и получил ее. Посмотрим, что из этого выйдет, как сборная Аргентины под его руководством будет играть в отборочном турнире к ЧМ-2010.
- У вас есть прогнозы, получится ли у Марадоны?
- Прогнозов нет. Скажу только, что это человек, на сто процентов преданный футболу. Уверен, что он проделает хорошую работу.
- Не опасаетесь, что с резким падением цен на нефть сойдут на нет и столь приятные для нас футбольные успехи России?
- Не стал бы выделять Россию: нынешняя ситуация затронула весь мир. Рецессия коснулась и в еще большей степени коснется футбола как составной части мировой экономики. Поэтому сейчас всем нам как никогда нужны солидарность и единство. Особое внимание нужно уделить юным футболистам, и клубы должны вкладывать больше денег в развитие детско-юношеских школ, чем в приобретение за огромные средства футболистов на рынке. На мой взгляд, кризис приведет к изменениям в менталитете, благодаря которым люди поймут: деньги в футболе решают не все. На первый план выйдут истинные ценности - положительные эмоции, которыми заряжает болельщиков футбол в этом жестоком мире, солидарность футбольного сообщества всей планеты, четкая и честная организация соревнований.
- То есть, по-вашему, в кризисе есть не только плохое, но и хорошее?
- Да, убежден, что в конечном счете он будет иметь положительный эффект.
- Но тем более диким в нынешнее время представляется наличие таких клубов-нуворишей, как "Манчестер Сити", чьи хозяева-шейхи, не моргнув глазом, предлагают "Милану" 100 миллионов фунтов (!) за Кака.
- Без богатейших инвесторов, готовых не жалеть ради своего успеха ничего, не обходилось в любые времена. Это рынок, в который мы не имеем права вмешиваться. Но сегодня такие клубы и хозяева - исключения. Рецессия повлияет на футбол, и в этом у меня сомнений нет. Что же касается Кака, то пока это не более чем предложение. Что за ним стоит и чем оно обернется, только предстоит выяснить.
- Какова ситуация с подготовкой к ЧМ-2010 в Южной Африке? Вызывает ли у вас что-то серьезные опасения или, может, проведение всего первенства в ЮАР под угрозой?
- Никаких альтернатив Южной Африке нет. Безусловно, многое станет ясно в июне этого года, во время Кубка конфедераций. К его проведению все готово. Единственной проблемой остается безопасность. Чтобы обеспечить ее, уже на Кубке конфедераций будут приняты очень жесткие меры, не говоря о самом мировом первенстве. А потому, не сомневаюсь, чемпионат мира-2010 получится великолепным.