Д.Адвокат: "На пенсию не собираюсь"
В одном из последних в уходящем году интервью 61-летний главный тренер "Зенита"Дик Адвокат рассказал о Санкт-Петербурге, о своих увлечениях и наградах, а также о многом другом. Но начался разговор с болельщиков. "Зенит" стал первым клубом в долгой карьере Адвоката, где у него выстроились по-настоящему теплые отношения с фанатами.
- В Питере просто потрясающие болельщики! - утверждает голландец. - Наша арена одна из немногих в России, которая почти всегда заполняется до отказа. В связи с этим немного обидно, что у наших поклонников нет нормального современного стадиона, куда бы они могли приходить насладиться футболом, а не мерзнуть или мокнуть... Фанаты "Зенита" отличаются не только преданностью, но и постоянно устраивают какие-то акции в поддержку команды. Например, шоу с оранжевыми шариками, которое они соорудили в мой день рождения перед игрой с "Локо", меня тронуло. Такими фанатами клуб обязан дорожить и делать все возможное для их комфорта.
Адвокату нравится и Санкт-Петербург, о котором он готов бесконечно рассказывать в интервью голландским журналистам.
- Санкт-Петербург - удивительно красивый город, где не встретишь ни одного одинакового здания или моста. Мало где в мире в одном месте можно увидеть столько замечательных памятников. Но главное, я чувствую себя в этом городе более чем комфортно.
- Уже хорошо в нем ориентируетесь?
- Центр города знаю уже достаточно хорошо. С Кором Потом или Сергеем Фурсенко, когда тот был нашим президентом, мы часто выбирались в ресторан или куда-нибудь еще. Поэтому проблемы, куда сводить гостей, не возникает.
- Вы гуляете по городу с охранником?
- Нет, конечно! Его клуб нанял для охраны машины, на которой я добираюсь до базы (смеется).
- И не страшно одному совершать пешие прогулки?
- А чего бояться-то?! Если и подходят люди, то, как правило, с целью поблагодарить за работу. Часто просто здороваются, пожимают руку, а кто-то просит об автографе или возможности вместе сфотографироваться. Разумеется, никому из них не отказываю.
- Повышенное внимание со стороны общественности не напрягает?
- Нет, разве мне сложно поприветствовать человека или расписаться в его блокноте? С нашей профессией нужно быть готовым к большому вниманию - любишь ты это или нет. Конечно, это немного отвлекает от работы и личной жизни, но ничего не поделаешь. Например, уже сейчас могу точно сказать, что во время новогоднего отпуска мне будут звонить журналисты с просьбами прокомментировать то или иное событие - и я к этому отношусь спокойно, понимаю, что каждый зарабатывает свой хлеб как умеет. Главное - не переборщить.
Маленький Генерал, в отличие от многих своих голландских коллег, никогда открытостью и доступностью не отличался, за что его не особо жаловала тамошняя пресса. Даже Луи ван Гал после чемпионата Европы раскритиковал голландские спортивные СМИ за двойные стандарты. После проигранного полуфинала Euro-2004 только ленивый репортер не смешал с грязью Адвоката, тогда как к ван Бастену после поражения от России в 2008-м вопросов почти не было.
- Не обидно?
- В той истории есть доля моей вины. В Голландии отношения между прессой и тренером сильно отличаются от российских, и мой характер местных журналистов не устраивал. Однажды я сказал, что не нуждаюсь в прессе... Ясно, что голландских журналистов это задело за живое. Я понимал, что их критика в мой адрес никак не связана с результатами. Они-то как раз были вполне приемлемыми - цель, поставленную футбольным союзом, мы тогда выполнили. Я строил новую команду и со всеми футболистами сборной у меня тогда сложились хорошие отношения. Они никогда ничего плохого в мой адрес не говорили. Даже напротив. Несмотря на все плачевные прогнозы прессы по поводу моей карьеры, я до сих пор шагаю вперед.
- Говорят, после Euro-2004 вы заявили, что больше никогда не вернетесь работать в Голландию?
- С прессой то заявление никак не связано. В Голландии я работал с лучшим клубом страны, завоевав с ним чемпионский титул и Кубок. Дважды руководил сборной. То есть на родине достиг почти всего, что только можно было достичь. Поэтому если и вернусь в Голландию, то не тренером. Ну, только если у ПСВ, с руководством которого у меня до сих пор прекрасные отношения, будет серьезнейший кризис, и они попросят меня о помощи... В таком случае отказать клубу, который, как и "Зенит", считаю своим, едва ли смогу. Но сейчас, к счастью, у ПСВ все в порядке, так что о моем возращении в Голландию думать пока не приходится.
- Какие у вас, кстати, отношения с ван Галом?
- Хорошие, но нас нельзя назвать друзьями. Мы если и созваниваемся, то чтобы обсудить футбольные вопросы. А почему спрашиваете о ван Гале?
- В начале мая в Алкмаре ван Гал рассказывал мне, что ему предлагали возглавить ЦСКА. Он ответил отказом. Интересно, обращался ли ван Гал к вам за советом?
- По этому поводу - нет.
- А если бы обратился, что бы вы ему посоветовали?
- Над любым предложением нужно думать самому. Советы, конечно, хорошо, но решения и их последствия расхлебывать тебе. Думаю, примерно так же думает и Луи.
- Какие минусы и плюсы для работы иностранного тренера в России?
- Сначала о плюсах. В чемпионате России у каждого клуба собраны сильные исполнители, с которыми можно решать большие задачи. Взять тот же "Амкар", который неожиданно для многих - но не для меня - занял столь высокое место. Или наше домашнее поражение от "Шинника" - вполне симпатичной команды. До сих пор не могу понять, как ярославцы с такой игрой умудрились вылететь. В каждом матче для достижения положительного результата нужно отдавать все силы, а это говорит о высоком уровне лиги. В этом смысле мне очень интересно работать в России. Еще я рад, что не могу читать местную прессу - уверен, этот факт серьезно продлит мои годы (смеется). Если серьезно, то незнание языка в общении с футболистами - тоже минус, особенно когда только приехал в страну.
- Не жалеете о том, что из-за незнания русского вам сложно завести приятелей в Санкт-Петербурге?
- У меня и в Голландии приятелей немного. Если бы очень нуждался в общении, мог бы спокойно последовать примеру Пота и стать членом голландской общины в Санкт-Петербурге.
- У вас в России есть друзья?
- Когда Фурсенко жил в Санкт-Петербурге, мы дружили семьями, но из-за его переезда в российскую столицу мы стали контактировать гораздо меньше. Жаль, конечно, но такова жизнь. Впрочем, почти весь уходящий год я провел в разъездах - чемпионат России, еврокубки, подготовка к матчам, пресс-конференции... Время пролетело невероятно быстро.
- Много ли у вас друзей среди тренеров?
- Вы считаете, что друзей может быть много? Могу назвать лишь одну фамилию. Это Берт ван Линген, который в следующем году будет моим помощником. Кроме того, у меня очень теплые отношения с Дэвидом Маррэем, президнтом "Рейнджерс". С ним мы часто созваниваемся и при возможности встречаемся. Когда "Зенит" играл с "МЮ" в матче за Суперкубок УЕФА, Дэвид прилетал в Монако, где мы в уютной обстановке поговорили о жизни.
- Испытываете ностальгию по Голландии?
- Нет и никогда не испытывал.
- Неужели не скучаете по семье?
- Не без этого - я ведь не робот! Иногда приходит грусть, в такие моменты начинаешь думать об уходе из клуба - и от этих мыслей никуда не деться.
- И чем вы занимаетесь в такие моменты?
- Включаю хорошую музыку и наслаждаюсь, забывая о всех заботах на свете! Музыка, фильмы, книги - лучшее средство от скуки (улыбается).
- Можно сказать, что музыка - ваше главное хобби?
- Да, вместе с просмотром футбольных матчей и чтением это действительно мое любимое занятие. Но кто не любит красивую музыку? У меня есть плейер, в котором записанно несколько тысяч композиций: Кенни Роджерс, The Beatles, Майкл Болтон, Элтон Джон, голландские исполнители... Поверьте, это потрясающая музыка!
- Слышал, что вы давний фанат Майкла Болтона...
- Я даже был на его московском концерте! В свое время мы с ним переписывались, и у меня до сих пор хранятся его электронные письма. Он мне оставил свой номер телефона. Болтон превосходный человек и музыкант.
- После концерта пообщались?
- Хотел к нему подойти, но потом подумал, а помнит ли он меня? У них совершенно иная жизнь, свой мир... Поэтому не стал его трогать. Но от концерта получил неописуемые ощущения.
- Если он оставил вам свой номер телефона, значит, вы ему интересны и он вас наверняка помнит...
- Я ему никогда не звонил, поэтому не знаю, действительно ли это номер Болтона или его агента.
- Какой фильм можете посоветовать нашим читателями?
- "Отступники" с Мэттом Дэймоном, Леонардо Ди Каприо и Джеком Николсоном. Этот фильм понравится любому, кто любит детективы.
- А какую последнюю книгу вы прочитали?
- Название не помню, но это была голландская книга. Тоже про расследования (улыбается). А вообще больше всего люблю читать автобиографии. Очень понравилась книга про Андре Хазеса, которую написал его телохранитель. В Голландии Хазеса знают все - это народный артист, который был без ума от "Оранжевой" сборной. Оказывается, он так же, как и я, был одиноким человеком, хотя со стороны казалось по-другому. В общем, как видите, даже, если и появляется свободная минута, мне есть чем заняться - не скучаю. Но вот от желания побыть дома с семьей никуда не деться.
- Какие еще литературные жанры вам нравятся, кроме детективов и автобиографических книг?
- Для меня главное в книге - чтобы она читалась легко! Не люблю сложную литературу - отвлекает от работы.
В Голландии Адвокат заработал репутацию настоящего трудоголика. Как рассказывали люди, немало лет проработавшие рядом с Диком, он всегда первым приходил на тренировку и последним покидал базу. Не изменился он и сейчас.
- Футбол - главное дело моей жизни, о котором я думаю постоянно, даже находясь в туалете (смеется)! Впрочем, футболом наверняка болеет большинство тренеров.
- Дик, удивительный вы человек. В России работаете всего пару лет, но уже успели нажить себе врагов...
- Вы это о ком?
- О Бердыеве, с которым у вас в Казани произошла серьезная стычка.
- Нас с Бердыевым нельзя назвать друзьями, но и врагами тоже. Слово "враг" слишком жесткое, на мой взгляд.
- То есть при следующей встрече вы без колебаний пожмете ему руку?
- Не знаю. Таким желанием особо не горю. Скорее нет.
- Почему?
- Уважаю Бердыева, который с "Рубином" проделал фантастическую работу и выиграл чемпионат, но подавать руку ему не хочу. Почему? Когда я, например, подошел к одному российскому судье и протянул руку, он отказался от рукопожатия, ничего не объяснив.
- Можно поинтересоваться, о ком речь?
- Об Иванове.
- Младшем, Николае?
- Старшем (Валентине). Мне он очень нравился - был настоящим топ-судьей, но ко мне он симпатией, видимо, не проникся. Вообще считаю, что уровень арбитража в России очень высокий. Не понимаю, зачем было приглашать арбитров, скажем, из Бельгии...
- Кого считаете лучшим судьей в России?
- На этот вопрос едва ли когда-либо отвечу, будучи тренером российского клуба. Выделять действующих арбитров некорректно, да и для клуба опасно. (Смеется.)
К слову, судейство Валентина Иванова в матче Голландия - Португалия в Нидерландах до сих пор обсуждают, считая, что именно из-за российского арбитра был проигран матч. Но Адвокат с этим категорически не согласен.
- Нужно признать, матч был не из самых легких. А что касается судейства Иванова, то в Голландии больше, чем где-либо еще, любят покритиковать кого-то. Это у нас в крови.
- Правда, что в одном из матчей вы дали Захарову совет?
- Слышал, что журналисты признали его лучшим судьей в России. Хочется поздравить его. Все-таки у арбитров тяжелый труд, и к тому же на них обрушивается очень большое давление, поэтому всегда с большим уважением относился к их работе. А что касается совета Захарову, то я ему сказал следующее: "У вас и так достаточно харизмы, чтобы оказывать влияние на игроков. Показывать желтую карточку, чтобы повысить авторитет, несерьезно, тем более для арбитра с подобной харизмой". Захаров и без того представляется мне настоящей личностью. Не думал, конечно, что он прислушается к моим словам. Кстати, эта проблема актуальна для многих судей в России. Они слишком часто достают карточки, когда можно обойтись простым предупреждением или строгим взглядом.
- Вы всегда были сторонником расстановки 4-3-3?
- Нет. Сначала необходимо оценить возможности каждого футболиста команды - и лишь потом строить схемы и расстановки. В самом начале, если помните, у нас не все получалось, и в какой-то момент я даже стал играть с двумя форвардами вместо трех. Тогда эта схема была непривычной для игроков, не все знали, что делать при потере мяча, как действовать в той или иной ситуации. Сейчас с этим проблем нет, и вы видите, какую игру показывает "Зенит". К слову, когда я только приехал в Россию, почти все команды играли с расстановкой 4-4-2, за исключением ЦСКА и сборной, действовавших с пятью оборонительными футболистами. Сейчас же команд играющих по схеме 4-3-3 в России гораздо больше, так как при правильном использовании она хорошо работает и приносит плоды.
- Раз уж мы заговорили о схемах, примечательно, что, когда Газзаев перешел на игру 4-4-1-1, результаты команды пошли в гору. Как вы думаете, взлет армейского клуба связан с изменением игровой системы?
- Я считаю, что ЦСКА играет с расстановкой 4-3-3.
- Разве? У армейского клуба 4 защитника, 4 полузащитника, атакующий из глубины Дзагоев и Вагнер Лав на острие.
- Нет, нет... Вагнер на острие - все верно, по флангам - Красич справа и Жирков слева, а позади них действуют трое полузащитников - два "подстраховщика" и созидатель.
Адвокат оживился и на столе изображает пальцами схему ЦСКА. Стало ясно, что не о футболе с ним говорить больше невозможно.
- Как же? На мой взгляд, Дзагоев играет примерно ту же роль в ЦСКА, что и Аршавин в "Зените".
- Вы что! Дзагоев может играть в нападении и исполнять примерно те же функции, что и Андрей, но в составе армейцев он действует гораздо глубже к своим воротам, нежели Аршавин. Единственная большая разница между игровой схемой ЦСКА и "Зенита" в том, что у армейцев два опорника, тогда как у нас на этой позиции выступает один Тимощук.
- И все же, связан ли подъем армейцев с переходом на другую схему?
- Думаю, да.
- Сильно удивились, когда Газзаев объявил о своем уходе из ЦСКА?
- Нет. Думаю, Газзаев мудр, он - человек своего слова. К тому же он несомненно классный тренер. Достаточно вспомнить, чего Газзаев добился с ЦСКА, и все станет ясно. Но после столь длительного сотрудничества с одним работодателем всегда хочется получить какие-то новые импульсы.
- Смог бы российский тренер, к примеру, Газзаев, добиться успехов с крепким европейским клубом?
- А почему, собственно, нет?!
- Насколько мне известно, вы с большим уважением относитесь и к Леониду Слуцкому...
- А как может быть по-другому после его результата в "Москве"?! Убежден, что он с тем клубом взял максимум. Да и сейчас, в "Крыльях", он проделал неплохую работу, взявшись за построение абсолютно новой команды. Считаю, у Слуцкого высокий потенциал.
- Почему вы, кстати, не взяли к себе в "Зенит" российского ассистента?
- Я думал о Корнееве и даже разговаривал с ним на эту тему, но он предпочел работать в сборной.
- Других кандидатов не рассматривали?
- Нет, а кого?
- Мне на ум приходит фамилия Шукова.
- О нем я не подумал... Кстати, его игра в полузащите мне всегда импонировала. Он сделал неплохую карьеру в Голландии, но вот в сборную его почему-то никогда не вызывали.
- И заключительный вопрос. Долго ли вы намерены работать главным тренером?
- До тех пор, пока буду получать наслаждение от работы и буду чувствовать себя молодым. Для тренера в моем возрасте это самое главное. Пока даже маленькой мысли по поводу ухода на пенсию не возникает.