Хэмилтон стал чемпионом благодаря McLaren
Один из самых известных гонщиков в истории российского автоспорта делится впечатлениями по итогам 18-го этапа чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1", а также подводит общие итоги сезона-2008.
Колонка Сергея Злобина - автогонщика, в 2002-2004 г.г. тест-пилота команды Minardi (Италия) - участника чемпионата мира в классе "Формула-1"
Сразу после завершения последней гонки сезона-2008 я был расстроен так же сильно, как и сам бразилец Фелипе Масса - проигравший титул на последних секундах гонки. Если бы в тот момент я мог заплакать - я бы заплакал. Это было что-то невероятное... Все решил один последний круг - а, точнее, последние повороты. Тимо Глок, ехавший на псевдосликах, практически без борьбы пропустил вперед и Себастьяна Феттеля, и Льюиса Хэмилтона. Надо отдать должное немецкому пилоту Toyota: он молодец, что с началом дождя на последних кругах не поехал, как и все, менять шины, а решил завершить гонку с комплектом "сухой" резины. И Глоку не хватило совсем чуть-чуть, чтобы эта стратегия принесла ему успех - почетное четвертое место. И, конечно, если бы ему это удалось - то Масса стал бы чемпионом мира...
А так должен отметить, несмотря на все имевшиеся опасения относительно возможных инцидентов, в последней и решающей гонке сезона все пилоты вели себя на трассе очень корректно. Так, не стал ввязываться в борьбу Фернандо Алонсо, ехавший следом за Массой. В свою очередь, ехавший третьим Кими Райкконен не стал ввязываться в борьбу с Алонсо - чтобы, не дай бог, никакого столкновения не было.
В то же время, в очередной раз красавцем показал себя Феттель, обогнавший на последних кругах Хэмилтона и до предела обостривший борьбу за титул! Вообще, про талантливого немца хочется сказать, что шеф команды Герхард Бергер - это видно, - относится к нему, как к собственному сыну... Каждый раз, когда телекамера показывала нам вид из машины пилота Toro Rosso, то при переключении скоростей мы могли слышать характерное звучание двигателя, которое говорило, что он ехал так же быстро, как и в квалификационном режиме. Очевидно, в последней гонке сезона Бергер мог ему сказать просто: парень, мы ничего не теряем - жми!!! И было видно, как Феттель постепенно подбирался уже и к Райкконену, а чуть раньше - и к Массе: когда по ходу гонки ехал сразу вслед за ним. То есть, молодой пилот Toro Rosso был в этот день явно быстрее других на трассе.
В целом гонка была очень интересной и удалась: прежде всего, с точки зрения интриги и напряженности борьбы за чемпионский титул. Хотя, признаюсь, сам я грешным делом думал, что по ходу гонки кто-нибудь, все-таки, аккуратно "спихнет" с трассы Хэмилтона. Но, как уже отметил выше, вся борьба протекала очень корректно. И в этом смысле гонка, равно как и борьба за титул, не были омрачены скандальностью - как это иногда случалось в истории "королевских" гонках. То есть, никто попросту не стал вмешиваться в эту разборку британца и бразильца, Mclaren и Ferrari. Вся первая шестерка гонщиков заняла ближе к концу гонки в пелетоне "свои" позиции, которые их вполне устраивали. Никто не мешал Массе и, по большому счету, никто не мешал Хэмилтону.
Сейчас, когда темнокожий пилот McLaren стал чемпионом, слышатся голоса: мол, Рон Деннис поступил очень мудро, попросив своего гонщика не гнаться за лидерами, а держаться в районе пятого места. Такая стратегия оправдывала себя лишь до поры до времени. Пока на трассе было сухо, и Хэмилтон ехал в первой пятерке - он, конечно же, никуда особо не торопился. Но уже в конце гонки - когда пошел дождь, и надо было прибавить и поехать быстрее, - британец попросту уже не смог этого сделать. Было видно, что на том комплекте резины, на котором британец ехал в условиях полившего дождя, - он шел уже на максимуме. И мы видели, что Хэмилтон ничего не мог сделать с тем же Феттелем - это было очевидно. Конечно, пилот McLaren никак не мог предположить, что Глок не будет заезжать в боксы и останется на трассе. Поэтому реально он сделать уже ничего не мог. Но это просто оказался день Хэмилтона, он оказался фартовым парнем. Вот и все.
Можно ли в чем-то упрекнуть Глока, пропустившего Феттеля и Хэмилтона? Не думаю, что в тот момент немец мог проезжать повороты быстрее, чем он это делал. И если бы дождь не пошел еще более сильно, то пилот Toro Rosso, конечно же, мог вполне спокойно доехать до финиша и занять четвертое место. Но гнать машину в такой дождь, будучи на сликах, и на скорости проходить последние повороты - было бы, конечно, безумием. Парень рисковал, понимая, что ему ничего "не светит" и всеми силами хотел помочь Массе (для меня это было очевидным: что в тот момент он "работал" на Массу)... Но в том повороте он уже просто реально не мог поделать ничего.
Так получилось, что мой прогноз о том, что Хэмилтону не дадут стать чемпионом мира - не сбылся. Но прогнозы, как известно - дело неблагодарное. Мы видели, что того же Райкконена в течение сезона преследовали неприятности: и частые технические проблемы, и нелепые аварии в дождевой гонке в Спа и в Сингапуре... Хотя, ясно, что свою квалификацию гонщика высокого класса финн не мог утратить всего за один год. Я считаю, во многом Ferrari проиграла титул, став заложником той ситуации, что в первой половине сезона команда работала на Райкконена, а ближе к концу сезона "переключилась" на Массу.
В итоге это позволило Хэмилтону стать чемпионом. Если же говорить о тех главных козырях, которые помогли британцу выиграть, то, по моему мнению, к победе в чемпионате его привела собственная команда: которая действительно сделала для этого все возможное. Главная заслуга в титуле, завоеванном Хэмилтоном - Рон Деннис и великолепная машина. Потому что объективно по тому уровню, на котором сейчас находится сам гонщик - мне кажется, Хэмилтон еще не вырос в настоящего Чемпиона. Да, он умеет достаточно быстро ездить. Но по-настоящему бороться на трассе - пока все еще нет. Возможно, я покажусь слишком необъективным, но мне лично, как гонщик, британец не очень нравится. Впрочем, это я уже отмечал в одной из своих предыдущих колонок.
Что касается Массы, то даже, несмотря на такой драматичный финал, думаю, этот сезон он может считать для себя удачным. По большому счету, в этом сезоне бразилец должен был остаться вторым. Так оно в итоге и получилось. С той лишь разницей, что чемпионом мира стал не первый пилот Ferrari Райкконен, а представитель McLaren Хэмилтон. Таким образом, больше всех в этом году не повезло, как раз-таки, Райкконену - который после триумфального сезона-2007 остался в этом году лишь третьим. Да и то смог заскочить на ступеньку пьедестала лишь по итогам последнего этапа - после того как главный претендент на третье место, поляк Кубица, не смог взять в Бразилии ни одного очка.
В еще большей степени этот сезон не удался для Алонсо - которого, снова повторю это, сам я также недолюбливаю. Конечно, возвращаясь в Renault, он явно не предполагал, что его машина окажется столь неконкурентоспособной. Проблемы французской "конюшни" в этом году были не столько в мощности и надежности двигателя, - с этим как раз проблем у них не было, - сколько в отсутствии идеального баланса в настройках мотора и шасси. Команда смогла более-менее довести "до ума" свои болиды лишь под самый конец сезона. Мы видели, что они смогли ехать более-менее быстро лишь в трех последних гонках. Но это, конечно же, было уже слишком поздно, чтобы удовлетворить амбиции двукратного чемпиона мира и позволить ему вмешаться в борьбу за титул. В то же время, надо признать, что, получив более приличную машину, сам Алонсо ехал в последних гонках объективно лучше Массы и Хэмилтона. И, хотя, чемпионской машины у Renault, безусловно, по-прежнему нет, но то, что у них есть сейчас - позволяет им более уверенно смотреть на сезон-2009 и рассчитывать на гораздо большее.
Хочется сказать пару слов и про гонщика BMW Кубицу. Поляк стал одним из приятных сюрпризов года: выиграв один этап и долгое время претендуя даже на чемпионский титул. Было очень приятно смотреть за его прогрессом в ходе сезона. В этом плане немного жаль, что неудачная последняя гонка смазала Кубице всю концовку сезона и оставила его в итоге без третьего места в личном зачете - которое, я считаю, он вполне заслуживал.
Переключаясь на сезон-2009, трудно, конечно, сейчас делать какие-то более объективные прогнозы. Думаю, более справедливым и уместным было бы делать это после окончания зимних тестов команд. Но по тому состоянию дел, которое мы наблюдаем сейчас, я полагаю, что в лице Массы, Алонсо, Райкконена и Феттеля мы будем на следующий год видеть ту первую четверку пилотов, которая будет реально разыгрывать между собой титул. Эти четверо наверняка будут доминировать над всеми остальными, и шансы этих гонщиков я оцениваю именно в такой последовательности. Что касается гонщиков McLaren, то по имеющейся информации, эта британская команда будет иметь на следующих год более ограниченный финансовый бюджет. А это неизменно приведет к техническому отставанию от конкурентов.
Конечно, в сравнении с Ferrari и Renault у Toro Rosso - наименьший бюджет. Тем не менее, думаю, для всех очевидно, что Феттель - очень и очень шустрый парень, один из самых быстрых на сегодня пилотов в "Формуле-1". Касательно немца хочется сказать, что предоставить бы ему еще чуть-чуть более хорошую машину - и это был бы реальный претендент на титул. На мой взгляд, это самый талантливый из всех молодых гонщиков нынешней "Формулы-1", и в будущем мы будем о нем слышать еще больше и дольше, чем о "самом" Михаэле Шумахере.
Да, наверное, у Феттеля пока еще не так много опыта, но то, что он в свои годы иногда делает на трассе - иногда просто поражает. В общем, у него есть такой талант, который перекрывает все остальные пробелы и недостатки. Если вы внимательно смотрели трансляцию гонки и обращали внимание на прохождение гонщиками последнего поворота - с выходом на линию старта-финиша - то там, напомню, была связка левый-правый поворот. Так вот, во второй части этого двойного поворота - в том месте, где было скользко - из всех участников пелетона лишь двое "ложили" свою машину на идеальную траекторию: это Алонсо и Феттель (у испанца, что неудивительно, это получалось лучше).
И еще один момент обращал на себя внимание: когда на подсохнувшей трассе все гонщики ехали на сликах, то при прохождении этой же предфинишной связки поворотов лишь один человек водил машину исключительно управляя рулем, не отпуская педали газа. Это был Феттель. Все остальные, включая Массу, неизменно сбрасывали газ. Бразильцу, так же, как и многим другим представителям нынешнего поколения гонщиков "Формулы-1", езду очень портит их прошлое - участие в гонках "Формулы-3000". Хотя, на мой взгляд, уже можно было бы все-таки, привыкнуть к тому, что на машинах нет систем трэкшн-контроля. Поэтому, я думаю, что в следующем году Феттель еще обязательно потреплет нервы главным фаворитам чемпионата.