Й.Гус: "Россия - это своего рода спящий медведь"
Максим Алексеев
Имя голландского футбольного тренера Йелле Гуса известно у нас в стране по его прежней работе - со сборной Эстонии. Уже год как этот специалист работает в Москве, возглавляя детско-юношескую школу ПФК ЦСКА. А не далее как 18 августа он был назначен еще и тренером "дубля" основной команды ЦСКА. Назначение Гуса было связано с серьезными изменениями в системе подготовки кадров для основной команды. Передавая в руки голландского специалиста как детско-юношескую школу, так и молодежную команду, руководство ЦСКА дало старт крупному бизнес-проекту по подготовке высококлассных игроков. О личности Гуса, о его творческих планах и о "голландской" методике подготовки футболистов - в его интервью с корреспондентом "РБК-Спорт".
- Йелле, расскажите, что вас побудило принять предложение ПФК ЦСКА и приехать на работу в Россию? Чем вас так заинтересовал клуб?
- Прежде всего, поясню, что уже около года я работаю техническим директором детской футбольной школы ПФК ЦСКА и около месяца назад приступил к работе в качестве тренера дублирующего состава. Все те годы, что я до этого проработал в Эстонии - в том числе, в качестве главного тренера сборной этой страны, - помогли мне составить для себя определенную картину о России и российском футболе, ведь многие эстонские футболисты играли за российские клубы.
Кроме того, дважды, по ходу отборочных турниров к чемпионатам мира-2006 и Европы-2008 вверенная мне команда встречалась со сборной России. Уже тогда я увидел, что у России огромный потенциал. Россия это своего рода спящий медведь и все, что нужно сделать для его пробуждения - это сложить хорошо продуманную философию футбола с тщательно выверенной стратегией по развитию футбола. Я для себя решил, что пробуждение мишки должно проходить мягко и постепенно, то есть каждый шаг должен быть продуман, каждое решение должно быть дальновидно, только так мы сможем развивать футбол в этой стране.
Приглашение Евгения Гинера стало, своего рода, вызовом для меня. К слову, сначала ко мне обратился Гус Хиддинк, который на тот момент уже работал в России в качестве главного тренера сборной страны. Он намекнул, что, возможно, один из самых титулованных клубов России заинтересован в моих услугах и скоро сделает мне предложение. И действительно, в скором времени у нас состоялась теплая встреча с Гинером. Евгений Леннорович подробно рассказал мне о ПФК ЦСКА, тщательно обрисовал структуру клуба, объяснил, как функционируют и взаимодействуют между собой различные его составляющие.
После очередных плодотворных встреч с президентом клуба Евгением Гинером и генеральным директором Романом Бабаевым я понял, что в ближайшее время мне искать работу не придется. Меня привлекло то, что идеи господина Гинера и философия самого клуба нацелены на развитие и профессиональный рост футболистов, - а не на достижение чисто спортивных результатов, как это происходит зачастую.
То есть, задача состоит именно в том, чтобы растить и развивать футболистов. Конечно, в теории все выглядит красиво, но на практике пока один лишь Игорь Акинфеев смог шагнуть из молодежной команды в первый состав. А значит необходимо срочно улучшать ситуацию, тем более что все аспекты внутриклубной жизни этому способствуют. Например, стоит взять на вооружение, что для Игоря выступления за команды ПФК ЦСКА младших возрастов сыграли решающую роль в его профессиональном росте. На мой взгляд, этот момент как раз добавил ему энтузиазма, стал залогом интенсивной работы и подтолкнул его к дальнейшему профессиональному росту. Мне также понравилось, что философия клуба позволяет растить игроков, которые придают первостепенное значение скорее не денежному вознаграждению, а чаще командным и клубным успехам.
- Но были ли сомнения ехать в Россию?
- Абсолютно никаких. Я уже много знал о России. Я семь лет проработал в соседнем с Россией государстве, и для меня этот переезд не был "прыжком в неизведанный космос". Я уже примерно представлял, куда я попаду, и что я там буду делать - тем более мне и раньше доводилось бывать в России.
"Мы пытаемся критически оценивать работу клуба"
- Что вы можете сказать о тех молодых российских ребятах, которых вы здесь увидели и с которыми начали работать?
- Когда я только начал работу в ПФК ЦСКА, то мы с руководством первым делом задались целью подготовить высококлассных игроков для первой команды из числа молодых российских футболистов. Я знаю, что у вашей молодежи есть потенциал в этом отношении. Потом мы задались вопросом: как можно претворить в жизнь те цели, которые мы перед собой ставим? Оказалось, это то же самое, как начинать какой-то бизнес. Есть поставленная задача, и дальше мы решаем, как ее успешно претворить в жизнь. Для этого сначала нужно оценить организацию всего дела в клубе, внимательно присмотреться к структуре клуба. Далее важно критично оценить состояние дел: как мы тренируемся, как мы выступаем, и как работает наша селекционная служба.
Не менее важно также проследить то, как происходит взаимодействие между тренерами и игроками, между самими тренерами и между селекционерами, между селекционерами и руководством и т. д. Потому что все взаимосвязано, целое не может существовать без частей, также как и части без целого. Есть тренер, который работает с командой восьмилетних ребят. Он может достигнуть в этом больших успехов. Но, скажем, работать с 17-летними - это уже совершенно другое. Это требует от тренера иных, уникальных качеств. И если тренер будет оставаться девять лет с одной командой, вести ее с 9- до 17-летнего возраста, - то это значит, что в нашей большой компании будет существовать своя отдельная маленькая компания. Но такого быть не должно. Как и в бизнесе, на каждую позицию, на каждую возрастную группу здесь нужно искать своего специалиста - а в конкретном случае тренера, специализирующегося на работе с детьми определенного возраста. Совершенно очевидно, что не каждый тренер детской школы способен работать с 17-летними ребятами.
То есть, нужно критически оценить всю организацию дела в клубе и его структуру и соответственно, расставить на каждое направление хороших и качественных специалистов. Тогда со временем можно будет добиться успеха - долгосрочного, а не одномоментного. Это сравнимо с футбольной командой на поле: люди работают в одном отделе, но действительно ли они работают над одной общей целью? Люди могут работать изо всех сил, но не знать, к чему им нужно двигаться, не видеть перед собой общей цели. И если тренер будет работать только над одной целью: достижением лишь спортивных побед, но при этом, не будет заботиться о профессиональном росте игроков - то тогда он пойдет по неверному пути.
Всегда должен быть какой-то общий знаменатель, должна быть система. Если сейчас футболисту 15 лет, это значит, что лет через семь он либо будет игроком основной команды, либо нет. Поэтому важно понимать, что происходит с футболистом на каждом возрастном этапе. И очень важно, чтобы тренеры и селекционеры одинаково хорошо видели общую картину происходящего. Мы должны готовить своих подопечных к игре на высочайшем уровне, ориентируясь на следующие семь-восемь лет их жизни. То же самое и в бизнесе. За год работы в любой компании вы не сможете вырасти до специалиста топ-уровня, и не сможете сразу перейти в самую лучшую компанию на данном рынке.
Придя в ПФК ЦСКА, я увидел, что нужно создать хороший план работы - если хотите, бизнес-план, который позволит нам ясно видеть то, как мы хотим тренироваться и как мы хотим играть на уровне команд младших возрастов, а также покажет, какие нам нужны тренировки и какие критерии отбора футболистов. Потому что не каждый мальчишка сможет вырасти в игрока топ-уровня. За прошедший год с момента моего прихода многое уже сделано. Но сейчас мы по-прежнему продолжаем дорабатывать план своего развития. Мы пытаемся создать действительно хорошо работающую программу, которая позволит нам в будущем построить отлаженный механизм по подготовке футболистов. Поэтому нужно смотреть не на следующий год, а на пять лет вперед. Повторю, мы пытаемся критически смотреть на работу. И нельзя просто сказать, что конкретный тренер плохой и выгнать его из команды. Это слишком просто и недальновидно. Надо посмотреть, какие у этого тренера сильные качества, и дать ему возможность их проявить. То же самое и с игроками. Возможно, игрок тактически очень умный футболист. Но над техникой ему нужно работать: скажем, над контролем мяча и передачами. Но самое важное - чтобы все, кто работает в школе и дубле - чтобы все они руководствовались одной общей целью. Это неотъемлемая часть кропотливой работы с молодыми игроками для того, чтобы подготовить их к уровню первой команды.
"Копировать "Аякс" - глупо"
- То есть, вы в первую очередь, управляющий футбольной школы клуба, и только затем - тренер молодежной команды?
- В данный момент я занимаю две позиции, которые трудно совместить в равной степени. Прежде всего, физически. Бесспорно, ситуация сложная и в двух местах одновременно находиться нельзя, но мы стараемся сейчас максимально эффективно продолжать работу.
- Как вы думаете, какой именно опыт вашей предыдущей работы заинтересовал Евгения Гинера?
- Наверное, нужно задать этот вопрос ему самому (смеется).
- Но вы уже работали с молодежью?
- Четыре с половиной года я работал в голландской федерации и отвечал за регион Амстердама. То есть, там было много футболистов "Аякса". В Голландии страна была разделена на "футбольные регионы", в каждом из регионов было создано 14 команд для каждой возрастной группы. Я в этом отношении руководил работой селекционеров и занимался вопросами образования тренеров. Я руководил системой из 8 инструкторов, 24 селекционеров и 12 тренеров. И практически то же самое я делал в Эстонии. Там я получил незаменимый опыт по работе с тренерами, с игроками, понял, как нужно выстраивать структуру работы с региональными и молодежными командами страны. Но мне, как руководителю, было бы глупо утверждать, что я уже все знаю. Любой человек всегда может научиться чему-то еще у людей, которые его окружают. И неслучайно, когда я пришел в ПФК ЦСКА, мне хотелось иметь вокруг себя сильных тренеров. Помощники, которые у меня сейчас есть в команде дубля: Валерий Минько, Евгений Варламов и Андрей Саморуков - все они легенды российского футбола. Они имеют огромный игровой опыт. И вместе мы пытаемся создать крепкий механизм по подготовке молодых игроков.
Конечно, не было такого, что когда я пришел в ПФК ЦСКА, то сказал: «я все знаю и я буду вам все объяснять». Нет, необходимо работать вместе. У нас много опыта и мы должны объединить наш опыт. Только после этого мы сможем добиться больших результатов. Но понятно, что при этом нам нужна некая единая «красная линия», которой мы должны придерживаться, и нужна структура, которая была бы подчинена нашей общей единой цели. Все должны понимать: вот это путь, по которому мы хотели бы идти. И уже, исходя из этого организационного момента, возделывать плоды своего опыта.
- Можно ли сказать, что перед вами поставлена задача выстроить систему подготовки футболистов по аналогии со знаменитой школой "Аякса"?
- Это не так. У всех нас здесь есть единая общая цель. И было бы глупо сказать, что мы возьмем схему "Аякса", скопируем ее и перенесем в ПФК ЦСКА. Это невозможно, потому что здесь совершенно другие условия. Например, у нас с тренерами часто возникают интересные дискуссии. Допустим, есть хороший футболист. Почему хороший? Потому что он рослый и физически мощный, а также быстрый и агрессивный. А потом возникает вопрос: а в футбол он, собственно, играть умеет? Понимает ли он игру? Есть ли у него техника? «Да, мы провели тестирование его физического состояния и видим, что оно на великолепном уровне», - отвечают тренеры. Но умеет ли он играть 4х4 и 6х6 - достаточно ли он умен для этого? - задаюсь я вопросом. Потому что в игре он тоже бегает, ускоряется и участвует не только в командной борьбе, но и ведет порой немаловажные единоборства. И поэтому кроме проведения физических тестов важно оценить футболиста и на поле, в игре. И, разумеется, ему нужно быть как физически сильным, так и физически подготовленным. Но взять, скажем, Лионеля Месси или Уэсли Снайдера. Они не самые высокие парни. Или в России: Дмитрий Торбинский, Алан Дзагоев - разве крупные парни? То есть, мы видим, что это всегда интересная дискуссия. Можно быть большим и сильным, но если ты не понимаешь игру - то на этом ты как футболист заканчиваешься. И вот тогда мы начинаем обсуждать: как мы будем оценивать игроков, которые у нас есть в клубе? И этот подход - можно ли его назвать типично голландским?... Я не знаю. Это просто взгляд на футбол.
Еще одно наблюдение. В командах младших возрастов, здесь в Москве и в России, не проводятся соревнования. Лишь в последнее время мы вместе с ФК "Динамо" начали работу по организации такого неофициального соревнования. И поначалу никто не хотел участвовать в данном турнире. Потому что тренеры команд младших возрастных групп боялись проигрывать. А раз они проигрывают - то, вроде бы, на работе с ними будут прощаться. Но если вы хотите работать со своими игроками, то вы не должны сводить свою работу к одному принципу.
Я имею в виду ситуацию, когда тренер изо всех сил старается своих футболистов приучать к победам: идите вперед, бейтесь и забивайте голы - мне все равно, как вы это сделаете, мне от вас нужна только победа. У нас в ПФК ЦСКА этого, слава богу, нет. Если руководство будет всегда требовать от тренеров лишь побед, то тогда и тренер точно так же будет призывать своих футболистов только побеждать, неважно каким образом. Но в таком случае тренер просто не будет задумываться о развитии футболистов. Все его мысли будут только о том, как выиграть сегодняшний матч, завтрашний и так далее.
То же самое и в бизнесе. Если сотрудники, как и игроки, будут бояться ошибок, то они будут стараться действовать как можно безопаснее и перестанут проявлять инициативу. Они будут мыслить следующим образом: «я буду делать только то, что мне говорит тренер, и если он мне говорит, что я должен просто пинать мяч вперед, то я буду маленьким винтиком, и не буду проявлять инициативу, пытаться что-то творить и создавать. Потому что если я совершу ошибку - я потеряю работу». То же самое для футболистов и для тренеров. Нужно стараться создать для них такие условия работы, чтобы и игроки, и тренеры имели право на эти ошибки и могли извлекать из них полезный опыт. И чем ближе все это подходит к топ-уровню профессионального футбола, тем лучше футболисты должны понимать свои задачи на поле. И тренеры также должны лучше понимать свои задачи. Но даже в этом случае они по-прежнему имеют право на ошибки. И мы снова возвращаемся к детским турнирам, в которых другие клубы упорно не желали принимать участия. Они боялись поражений, они боялись, что проиграют эти соревнования. К счастью, сейчас нам удалось разорвать этот порочный круг. По крайней мере, сейчас есть клубы, готовые принимать участие в этих соревнованиях. Также я хочу еще раз подчеркнуть, что в ПФК ЦСКА со стороны руководства нет принуждения тренеров к победам, по крайней мере, это не является их единственным условием работы. Здесь стараются, чтобы тренеры работали именно над подготовкой футболистов. Именно поэтому я захотел работать в ПФК ЦСКА. И я бы никогда не принял его предложение, если бы видел, что философия клуба лишь в том, чтобы заставлять маленьких футболистов всегда и все выигрывать.
Понятно, что нам еще есть к чему стремиться. Так, если мы говорим о развитии футболистов, то им нужно дать пространство для мышления. Нужно постараться, чтобы футболисты научились думать на поле - ведь влияние тренера на его действия во время игры минимально. И если он совершает ошибку на поле - не нужно на него кричать. Не нужно кричать: "Зачем ты отдал плохой пас?". Все и так это прекрасно видят и сами понимают, что пас плохой. Не нужно быть футбольным тренером, чтобы увидеть, что футболист потерял мяч на поле. Какой тогда смысл кричать на ребят во время игры? То есть, лучше, чтобы тренер, как руководитель, проанализировал: почему он совершил эту ошибку? Что сам тренер может улучшить в тренировках, чтобы игрок смог извлечь опыт из той ошибки? Смысл в том, что если вы каждый раз будете с криком обращаться к своим подчиненным, то не надейтесь, что кто-то будет доволен таким местом работы. Возможно, лучше сесть вместе и поговорить. Подход к тому, как тренировать игроков, подход к самим игрокам - очень важен: в плане развития игроков. Особенно это касается работы с молодыми футболистами. Повторю, нужно дать им больше свободы в мышлении на поле. И точно так же дело обстоит с профессиональными командами, в том числе, с национальными сборными.
Итак, основное, что мы пытаемся сделать в рамках ПФК ЦСКА: выявить оптимальный вариант, как нам тренировать футболистов и как найти к ним подход. Не надо забывать, что у всех футболистов разные характеры. А значит, к двум разным игрокам нужен разный подход со стороны тренера. Можно высказывать претензии и критиковать футболиста, но при этом нужно всегда уважительно относиться к нему. Да, приказы нужны, потому что кто-то должен руководить общим процессом работы. Но взаимное уважение будет возможно лишь в том случае, если все в команде будут знать, в каком направлении мы движемся.
Вы можете быть хорошим сотрудником, но не понимать суть задачи. Я могу злиться на своего правого защитника. Но если я не сяду рядом с ним и не объясню, чего мы ждем от него в игре при атаке и при обороне - то, как я могу злиться на него? И прежде чем я начну орать на игроков - возможно, мне лучше сначала посмотреть на себя со стороны? Задать себе вопрос: может быть, мы, тренеры, что-то не так сделали? Конечно, если кто-то уже объяснил игроку суть его работы, но он совершает те же ошибки или постоянно опаздывает на тренировки и вообще вне поля ведет себя не как профессионал - то это уже другой вопрос. Это уже вопрос отношения к делу самого футболиста. Но прежде чем сгоряча делать выводы и скоропалительно принимать меры - нужно всегда пообщаться с игроком и дать ему понять, чего мы ждем от него. И это на любом уровне: даже с серьезными командами. Просто когда работаешь с детьми - там нужен другой подход: там нужно проникнуть в мышление ребенка, понять логику его мыслей. Лучший тренер и лучший руководитель - это тот, кто всегда старается быть на одном уровне с командой. Нужно быть на одном уровне со своими подчиненными...
Важно всегда понимать, с какими игроками тебе приходится иметь дело, и какие требования нужно предъявлять к ним. Для тренера это большая разница: работать в команде, которая борется за выживание, или в команде, которая борется за чемпионство. Это разные вещи. Это разное давление на тренеров и на игроков - в больших командах оно гораздо больше, чем в маленьких.
Для того чтобы быть хорошим тренером, всегда нужно оставаться критичным по отношению к самому себе. Нет ничего постыдного в том, что тренер десять лет работает только с малышами. Это значит, что этот человек обладает соответствующими качествами, это значит, что он специалист такого направления. В этом нет ничего плохого. Равно, как и нет ничего постыдного в том, чтобы работать всю жизнь с 17-летними. Это, опять же, говорит о твоих сильных качествах в данном направлении. Тренеру нужно добиваться максимума от себя и от игроков. Если это удается - то значит все прекрасно.
Продолжение следует...