Йелле Гус: "Россия - это своего рода спящий медведь" (ч.2)
Максим Алексеев
"РБК-Спорт" публикует вторую часть интервью голландского тренера Йелле Гуса, который возглавляет детско-юношескую школу ПФК ЦСКА. Первую часть можно прочитать здесь.
"Мне хочется созидать и развивать"
- Вы видите сейчас призвание именно в работе с молодежью? Или допускаете, что вернетесь к работе с большими командами?
- Мне часто задают такие вопросы: какие у тебя амбиции? Вы, знаете, что еще 2,5 года назад работал с первой командой Эстонии. Мы играли с такими сборными, как Португалия, Англия, Россия, и я знаю, что это такое - играть на высшем уровне, на стадионах при 80 тысячах зрителей. Мои амбиции заключается в том, что мне хочется созидать и развивать. Сейчас для меня основная цель - помогать клубу ПФК ЦСКА. В нем я работаю с такими же энтузиастами, которые тоже хотят что-то создать - с тренерами и с игроками. Если я вижу, что ребята воспринимают с энтузиазмом все, что я им даю - это значит, мы двигаемся в правильном направлении. Возможно, не всегда и не все удается, и возможно требуется время, чтобы плоды общих усилий проявились более полно. Но я точно знаю, что у меня нет такой цели: через два года стать тренером топ-команды в России или в Голландии. Такие мысли будут только мешать текущей работе. А мне нужно сконцентрироваться, в первую очередь, на своей нынешней работе. Здесь, в рамках клуба, мы все должны думать о достижении тех целей, которые у нас есть, а не о своих личных амбициях. Иначе я буду человеком, занимающим не свое место.
- Значит ли это, что финансовые условия вашего контракта с ПФК ЦСКА не были решающим моментом?
- Конечно. Ведь я мог остаться в Эстонии и мог зарабатывать там. Финансовые условия не имели отношения к моему выбору ПФК ЦСКА в качестве нового места работы. Если бы для деньги были главным приоритетом, я думаю, уже через два месяца наше сотрудничество уже бы закончилось. Потому что тогда и люди, работающие в клубе, увидели бы мое отношение к делу и сделали бы выводы.
"В Голландии служил в армии"
- Клуб, в котором вы работаете, называется "Профессиональный футбольный клуб ЦСКА". Чувствуете ли вы, что это действительно серьезный профессиональный клуб, и нет ли специфики "армейского" клуба?
- Здесь всегда есть дисциплина, и она всегда должна быть. В каждом клубе топ-уровня всегда есть дисциплина. И Голландии - где я служил в армии и был спортивным инструктором, - также есть высокая дисциплина. Так что здесь есть определенная связь. Но понятно, что название ЦСКА - больше связано с историей команды, чем с нынешней ситуацией. Здесь мало что говорит об "армейском" прошлом команды. Здесь в помине нет такого, что мы приходим в клуб и отдаем друг другу честь. Все, что сейчас объединяет клуб с армией - это разве что название и эмблема. И мне нравятся история и традиции этого клуба, мне нравится здесь работать.
Что касается статуса профессионального клуба, то, безусловно, это очень серьезный клуб. Думаю, иначе бы он просто не смог в 2005-м году выиграть Кубок УЕФА, а также выиграть столько трофеев и столько золотых медалей чемпионата на внутренней арене. Конечно, нам еще есть много над чем поработать. Но начинается все с базы, с фундамента. Это структура клуба, его работа с игроками... То есть, нужно взаимопонимание внутри клуба. Я уверен, - да вы и сами это видите, - что пропасть между ведущими клубами Европы становится все меньше. Это отлично видно на примере клубов Англии и Испании, где многие команды стараются подтянуться к своим лидерам. Если взглянуть на такой фактор как население Земли, то в России проживает 140 миллионов людей. Это самая большая страна в Европе, а значит, по сути, здесь имеется самый большой потенциал.
Но ничего не получится без базы. Замечательно, что сейчас ПФК ЦСКА занимается строительством стадиона европейского уровня. Следующий шаг - это строительство базы для молодежной школы. Также нам нужно больше полей, нам нужен манеж. Нужно сделать систему такой, чтобы иметь возможность проводить больше тренировок. Важно, чтобы все ребята - маленькие футболисты - ходили учиться в одну общеобразовательную школу. Хорошее образование наших футболистов - это очень важно, и мы несем ответственность за это, а не только за их чисто футбольное образование. Потому что очень низка вероятность - может быть, лишь 1-2% - что футболист продолжит профессиональную карьеру. Поэтому мы в ответе за их будущее. К слову, ведь кто-то из них может продолжить карьеру и в других клубах.
Все эти моменты вместе - философия, идеи, условия для работы - все это как раз влияет на то, удастся ли нам приблизиться к этому высшему уровню. Сейчас этот процесс пришел немного в движение и, возможно, в будущем наши лучшие футболисты будут уезжать в сильные зарубежные чемпионаты. Но таковы правила игры, это жизнь, и в этом нет ничего страшного. Я уверен в потенциале молодых российских футболистов, хотя понятно, что раскрытие этого потенциала потребует достаточно много времени.
Например, в Голландии сейчас приходится в первую очередь заниматься процессом "выращивания" новых футболистов. Потому что лучших футболистов мы не способны удерживать в Голландии - как со спортивной, так и с финансовой точки зрения. Те времена, когда наши клубы могли выиграть Лигу чемпионов - ушли в прошлое. Повторю, в этом нет ничего негативного - что футболисты уезжают в более сильные чемпионаты. В конце концов, это приносит огромную пользу нашей национальной сборной.
Еще один важный момент: к 2010 году в чемпионате России на поле одновременно смогут играть лишь пять иностранных футболистов. Поэтому нужно действительно усиленно работать над тем, чтобы готовить сменный резерв российских футболистов. А для этого остались в запасе лишь несколько лет. Так что нам есть, куда расти и к чему стремиться.
- Программа развития клуба разработана при вашем участии?
- Мы вместе обсуждали и готовили ее с господином Гинером и с Романом Бабаевым. Если мы говорим о своих целях - а мы хотим готовить футболистов для первой команды, - то у нас должны быть лучшие тренеры, которые будут готовить лучших молодых футболистов. Для этого наши селекционеры должны искать талантливых ребят. Тренеры должны их готовить ориентируясь на уровень первой команды. Также важно создать идеальные условия для тренировок. Потому что можно обладать хорошими футболистами, но не иметь хороших тренеров и качественных условий для работы. И если у клуба нет хорошего плана развития, и в клубе не сложилось взаимопонимания с руководством, то в таком клубе не может быть успехов. Все-таки, руководство клуба тоже должно быть профессиональным, и люди, работающие в клубе, должны быть на своих местах. Поэтому важным фактором в системе подготовки футболистов является грамотное управление школой. В школе должна быть создана правильная структура, элементами которой являются тренерские программы и разработанные школой системы подготовки игроков. Это требует больших усилий.
- Какую детскую футбольную школу в Москве вы считаете лучшей среди клубов премьер-лиги?
- Я уже год наблюдаю за детскими и молодежными соревнованиями в Москве. Допустим, я видел много талантливых футболистов в "Спартаке" или "Локомотиве". И я вижу у них хорошее качество игры в футбол. Думаю, "Локомотив" тоже идет по правильному пути в плане развития своей детско-юношеской школы. И я не вижу в этом какую-то угрозу для ПФК ЦСКА, это действительно приятно.
"Футболисты должны быть креативными"
- Сравните менталитет молодых российских и голландских игроков...
- Жаловаться на менталитет россиян или на их желание играть и тренироваться - не приходится. Все хотят хорошо играть и все хотят тренироваться. Мы стремимся изменить наши клубы в лучшую сторону - и нужно больше привлекать к этому самих игроков, чтобы они не приходили на тренировку с таким отношением, что "это моя работа". Чтобы они приходили на тренировку с желанием чему-то научиться на этой тренировке. И тренер - это самая важная личность, которая напрямую влияет на этот процесс. Для тренера очень важно донести до футболистов и объяснить им: почему мы здесь собрались и что мы здесь все делаем. Ты хочешь стать профессиональным футболистом? - хорошо. Тогда вопрос: что нам нужно для того, чтобы сделать из тебя хорошего профессионала? Здесь, на базе ПФК ЦСКА в Ватутинках мы каждый день работаем с дублерами только для того, чтобы стать лучше: как в "физике" и тактике, так и в технике и психологии. Футболисты вовсе не должны тренироваться с каменными и серьезными лицами. Они должны чувствовать какую-то свободу - чтобы творчески относится к своему развитию, быть креативными. Тренеры должны давать им возможность именно совместной работы - обе стороны должны быть вовлечены в тренировочный процесс, и мы должны вместе работать над ростом игрока.
Мне нравится работать с российскими ребятами - они дисциплинированны и готовы работать в поте лица. Возможно, даже, что той свободы действий в совместной работе, о которой я говорю, в Голландии даже слишком много, в то время как в России - в недостатке. Нам нужно стараться найти золотую середину в этом подходе. И общая философия клуба имеет здесь большое значение. Вам нужно суметь мотивировать футболистов, вовлечь их в тренировочный процесс и заинтересовать - иначе футболист будет лишь слепо делать только то, что говорит тренер. Вы можете сами увидеть, как повышается энтузиазм игроков, когда вы позволяете им проявлять креативность в тренировочном процессе. Посмотрите на сборную России: на Евро-2008 ваши игроки показали, что достигли какого-то огромного позитивного заряда и даже вдохновения - в желании играть и творить на поле. Они были очень заинтересованы в совместном достижении результата - сначала на тренировках, а затем и в играх. Игроки должны понимать, что то, чем они занимаются сообща, позволяет их команде стать лучшей, и это имеет огромное значение.
"С Гинером - интересно"
- Ваш непосредственный руководитель - Евгений Гинер. Если позволите, ваше мнение о нем...
- Евгений Леннорович - человек с четкой философией и с четкими идеями. Он знает, чего он хочет. Помимо того, что он хороший руководитель и хороший менеджер - он еще и хороший человек. Хотя, я считаю, что это нечто неразделимое: нельзя быть плохим человеком и хорошим руководителем. Мы общаемся не каждый день, и иногда можем не видеться целую неделю, но мы регулярно встречаемся и обсуждаем рабочие и жизненные моменты. С Гинером интересно говорить об игроках, о клубе и что-то обсуждать. Вообще, для меня одно удовольствие работать с ним. Потому что мне еще и очень четко понятно, в каком направлении он хочет двигаться. Мы уважаем друг друга. Всегда приятно работать, когда вы уважительно относитесь друг к другу. Это не значит, что мы всегда и во всем соглашаемся, но если вы не будете, прежде всего, уважать друг друга, то из такого сотрудничества не родится ничего хорошего. Также я хотел бы упомянуть и Романа Бабаева, генерального директора ПФК ЦСКА как человека, с которым мне очень приятно работать и который очень много делает для развития клуба.