Главный скандал Олимпиады завершился дисквалификацией россиянок
Сегодня, 20 октября, президиум Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) принял решение о двухлетних дисквалификациях семи российских легкоатлеток, обвиняемых Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF) в подмене допинг-проб, начиная - с апреля или мая 2007 года.
Напомним, что перед Олимпиадой в Пекине семеро российских легкоатлеток, пять из которых реально могли претендовать на медали, были отстранены от участия в Играх. Причина - несовпадение ДНК спортсменов в анализах допинг-проб, взятых в 2007 году.
"На основании заключения специальной комиссии ВФЛА от 17 октября 2008 года, за нарушение пунктов 32.2 (b) и 32.2 (е) Антидопинговых правил IAAF, президиум ВФЛА принял решение применить к Елене Соболевой, Юлии Фоменко, Татьяне Томашовой, Светлане Черкасовой, Дарье Пищальниковой и Гульфие Ханафеевой предусмотренную частью 1 пункта 40 Антидопинговых правил IAAF санкцию в виде отстранения от участия в официальных международных и российских соревнованиях по легкой атлетике сроком на два года, - рассказал Валентин Балахничев "Всему Спорту". - Учитывая, что между датами совершения нарушений Антидопинговых правил IAAF и вынесения решения прошло более 16-и месяцев, причем, задержка произошла не по вине спортсменок, в соответствии со статьей 10.8 Всемирного антидопингового кодекса Всемирного антидопингового агентства (WADA), начать отсчет двухлетнего срока отстранения спортсменок с даты нарушения Антидопинговых правил IAAF. Для Дарьи Пищальниковой - с 10 апреля, для Елены Соболевой и Светланы Черкасовой - с 26 апреля, для Юлии Фоменко - с 27 апреля, для Гульфии Ханафеевой - с 9 мая, для Татьяны Томашовой - с 23 мая 2007 года".
Валентин Балахничев также уточнил, что седьмая обвиняемая Ольга Егорова, не принимавшая участия в расследовании, также получит двухлетнюю дисквалификацию - в соответствие с Антидопинговыми правилами IAAF и Кодекса WADA.
"Расследование по делу семи российских легкоатлеток, которых IAAF обвинила в подмене допинг-проб, стало одним из самых сложных в истории ВФЛА, - заметил Валентин Балахничев. - Я уже достаточно много выступал по этому поводу. Напомню, что в ВФЛА была создана специальная комиссия под председательством первого вице-президента ВФЛА Игоря Тер-Ованесяна, в задачу которой входило - собрать и проанализировать всю информацию по делу. Конечно, сразу после объявления решения IAAF об отстранении все воспринималось эмоционально, ведь из семи получивших обвинения девушек пять были участницами Олимпиады-2008 и реальными претендентами на медали, в том числе золотые. Но факты и аргументы, представленные IAAF, показали, что IAAF действовала в строгом соответствии со своими Антидопинговыми правилами и положениями Всемирного антидопингового кодекса Всемирного антидопингового агентства (WADA). В свою очередь, специальная комиссия ВФЛА не получила от спортсменок конкретных объяснений: почему в двух биопробах, взятых у них с разницей в несколько месяцев, оказался разный ДНК, кто виноват в случившемся. При этом, хочу особо обратить внимание: специальная комиссия ВФЛА в силу своего общественного статуса юридически не имела возможностей заниматься расследованием дела как детектива, то есть, конкретно - кто и как мог подменить пробы. Она лишь анализировала факты, представленные спортсменками.
Соответствующими нашему решению, ведь президиум ВФЛА опирался именно на рекомендации специальной комиссии. Из четырех членов комиссии трое, включая председателя Игоря Тер-Ованесяна, рекомендовали наложить на спортсменок двухлетнюю дисквалификацию. Исключение составил только Тагир Самокаев. Как практикующий адвокат он записал «особое мнение», в котором сообщил, что в ходе расследования не получил достаточных доказательств виновности спортсменок, не увидел, что именно они совершили подмену допинг-проб. В заключении специальной комиссии сказано, что несмотря на проведенный сбор информации, в распоряжении комиссии не оказалось прямых доказательств, опровергающих обвинения, что именно спортсмены осуществили подмену проб. У нас нет ни объяснений самих спортсменок, ни соответствующих показаний офицеров, ответственный за взятие допинг-проб, ни видеозаписей момента нарушения. Есть – только мотив, который является достаточным, но не абсолютным фактом виновности. Однако, согласно юридической практике, спортсменки, как наиболее мотивированные участницы события, могли совершить нарушение с наибольшей вероятностью. Двухлетний срок дисквалификации для Дарьи Пищальниковой начнется с 10 апреля, для Елены Соболевой и Светланы Черкасовой – с 26 апреля, для Юлии Фоменко – с 27 апреля, для Гульфии Ханафеевой – с 9 мая, а для Татьяны Томашовой – с 23 мая 2007 года. С обозначенных дат все результаты спортсменок будут аннулированы. Кроме того, они должны будут вернуть все средства, заработанные на официальных турнирах под эгидой IAAF и Европейской легкоатлетической федерации.
В соответствие с Кодексом WADA, может быть четыре срока начала срока дисквалификации. Первый - дата забора пробы, у всех спортсменок она разная, от 10 апреля до 23 мая 2007 года. Второй - дата объявления претензий, первым мы получили из IAAF письмо, датированное 21 июня 2008 года. Третий - дата отстранения от соревнований, соответствующее уведомление IAAF отправила 30 июля 2008 года. Наконец, четвертый - сегодня, 20 октября 2008 года, дата вынесения решения о дисквалификации. Мы проконсультировались со специалистами правового управления Олимпийского комитета России (ОКР), которые в соответствие Кодексом WADA и имеющейся практикой прецедентов посоветовали нам объявить спортсменкам дисквалификацию с момента даты забора проб. Учитывая, что между датами совершения нарушений Антидопинговых правил IAAF и вынесения решения прошло более 16-и месяцев, а задержка произошла не по вине спортсменок", - заявил Балахничев.