Чемпионом станет Масса или Райкконен
Один из самых знаменитых гонщиков в истории российского автоспорта комментирует итоги 13-го этапа чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1". По мнению спортсмена, несмотря на текущее лидерство Льюиса Хэмилтона в личном зачете, он вряд ли станет чемпионом-2008...
Колонка Сергея Злобина - автогонщика, в 2002-2004 г.г. тест-пилота команды Minardi - участника чемпионата мира в классе "Формула-1" (Италия)
Прошедший в эти выходные 13-й этап чемпионата мира - Гран-При Бельгии - подарил нам еще одно захватывающее зрелище. Мы видели, что в квалификации доминировали пилоты McLaren Льюис Хэмилтон и Хейкки Ковалайнен, которые заняли на стартовом поле первую и третью позиции. Однако лично я ни секунды не сомневался в том, что уже сразу после старта вперед вырвется кто-то из гонщиков Ferrari. Так оно в итоге и случилось. Уже на втором круге, воспользовавшись ошибкой британца, на первое место вышел Кими Райкконен. После этого финн однозначно должен был выигрывать эту гонку и имел на это все шансы. Но... последние круги гонки стали для него роковыми.
Когда за пять кругов до финиша закапал дождь, с Хэмилтоном их разделяли полторы секунды. Но, увидев, что его соперник осторожничает, британец тут же бросился в атаку. Кульминация гонки наступила, когда за пару кругов до финиша его McLaren настиг-таки Ferrari Райкконена. Финн явно занервничал и - пусть и после упорной борьбы, - но пропустил британца вперед, а на предпоследнем круге и вовсе вылетел с трассы. Конечно, британский гонщик после пересечения финишной линии чувствовал себя настоящим героем!
Но радость Хэмилтона длилась недолго: события, предшествовавшие обгону, стали в итоге предметом разбирательств со стороны стюардов гонки. Сразу после окончания Гран-При они изучили спорный эпизод, когда в борьбе с Райкконеном Хэмилтон съехал за пределы трассы и срезал шикану. И пусть сразу после этого эпизода финн сохранил лидерство, но уже на следующей прямой британец смог сначала настигнуть, а затем и обогнать соперника. Стюарды решили, что самым правильным решением будет оштрафовать Хэмилтона "задним числом" на 25 секунд. Таким образом, победителем гонки был провозглашен бразилец Фелипе Масса, который финишировал вторым. На второе место, благодаря, перестановкам, поднялся пилот BMW Ник Хайдфельд, а Хэмилтон остался лишь третьим.
Действительно ли Хэмилтон нарушил правила и насколько оправдана такая мера наказания для него? Сказать честно, решение стюардов нисколько не удивило меня. Более того, я ожидал подобного развития ситуации. Еще в начале сезона говорил, что Хэмилтону не дадут выиграть этот чемпионат. Дело даже не в том, что, как принято считать, боссы "Формулы-1" и FIA симпатизируют Ferrari. Просто сам британец совершенно очевидно живет не по правилам, сложившимся в мире "Формулы-1". Иногда он ведет тебя очень некорректно, если не сказать, вызывающе.
Вспомните: когда человек финиширует первым в Монако и прямо в камеру некрасиво показывает жестами: "нате, мать вашу, вот вам всем!." Или другая сцена: когда правящий князь Монако Альберт II пытается его поздравить, а тот в ответ лишь "снисходительно" цедит что-то там сквозь зубы... Позвольте спросить: парень, ты кто такой, чтобы так себя вести?! В обоих случаях это было очень некрасивое и неприятное зрелище. Такого никто и никогда себе не позволял. Это было более чем некорректно. Так что, наказание стюардов, вынесенное Хэмилтону после гонке в Спа - это, в моем понимании, еще и в некотором смысле попытка как-то "воспитать" гонщика McLaren. И, судя по всему, его будут воспитывать и дальше.
К слову, посмотрите, как одевается папа Хэмилтона: ведь каждый раз мы видим, что, пребывая в боксах McLaren, он даже не считает нужным быть одетым в командную одежду?! Типа, я здесь все плачу... Но знаете, здесь, в мире "Формулы-1", так не бывает. В нем уже были в свое время личности, которые "все платили"... "Формула-1", я вам скажу, при всей своей "техничности" - все-таки, интеллигентный вид спорта.
Если же говорить не о моральной стороне дела, а о букве регламента, то все равно штраф со стороны стюардов, я считаю, по большому счету, правильный. Сразу после гонки я сказал: победный результат Хэмилтона логично пересмотреть. Потому что в той спорной ситуации ему реально нельзя было обгонять Райкконена. По большому счету, его поступок стоил финну ни много ни мало, финиша в этой гонке - и, как минимум, восьми набранных очков. Потому что сказать, что гонщик Ferrari "завелся" после той не самой спортивной попытки обгона - да это будет не то слово! Мне, как гонщику, чувства и ощущения пилота Ferrari были прекрасно понятны: когда человеку не выбрасывают флаг за такой агрессивный стиль вождения - даже если не черный, то хотя бы синий, - то тут, конечно, любой вскипит!
Хэмилтона лишили победы. И, как я сказал, решение стюардов было предсказуемым и формально даже оправданным. Это с одной стороны. С другой стороны, при всем при этом даже я не могу не признать: Хэмилтон, как это ни странно, прозвучит... имел право быть остаться победителем этой неординарной гонки. То есть, в данном случае я имею ввиду, что решение о 25-секундном штрафе было бы более оправданным, скажем, в борьбе за четвертое место. Если же человек выиграл гонку, то, я считаю, победителя подобным образом - как это было сделано в Бельгии по итогам гонки - судить уже нельзя. Ибо все это уже начинает смахивать на подковерную борьбу и закулисные интриги - что не делает чести руководству "Формулы-1" и подрывает репутацию данных соревнований. Я считаю, что Хэмилтона надо было наказывать во время гонки - выбросив ему флаг. Но этого сделано не было. Опять же, вполне логично, что после всего того, что произошло, руководство McLaren подало протест на решение о пересмотре итогов гонки. Но... шансов, думаю, у команды здесь никаких.
Вне зависимости от итогов рассмотрения апелляции, я по-прежнему считаю, что чемпионский титул между собой разыграют два пилота Ferrari. Для меня это совершенно очевидно. Думаю, уже по итогам ближайшего Гран-При в итальянской "конюшне" определятся с приоритетами: на кого из двух гонщиков будет сделана ставка, и на кого из них будет работать команда. Исходя из этой принятой стратегии, Хэмилтона, как главного конкурента, будут откровенно "прессовать" в ходе каждой гонки. Возможно, даже путем, словно бы, "случайных" столкновений в гонках. То есть, чемпионом мира станет либо Райкконен, либо Масса. Третьего, на мой взгляд, не дано.