Футбол ,
С.Семак: "Хорваты нам больше не помогут"
Сборная России вступает в новый отборочный цикл. Накануне стартового матча против Уэльса интервью дал капитан команды Сергей Семак.
- Перед стартом нового цикла российские болельщики пребывают в радужном настроении. А чего бы вы, со своей стороны, посоветовали им ждать?
- Мы действительно подняли планку так высоко, что болельщики в любом случае будут ждать от нас только побед, добытых к тому же при хорошей игре. Но борьба предстоит очень тяжелая - и не только с немецкой сборной, как многие считают. Опыт всех последних крупных турниров показывает, что в футбол научились играть почти все европейские команды, и даже "карлики" способны в одном матче преподнести оглушительный сюрприз.
- То есть опасаться надо не только Финляндию с Уэльсом, но и Азербайджан с Лихтенштейном?
- Опасаться не надо никого, но внимание и концентрацию необходимо сохранять все 900 минут цикла. Матч с Азербайджаном в Баку не будет легким ни для одной команды в нашей группе. Лихтенштейну, правда, придется потяжелее, но кого-нибудь может "зацепить" и он.
- А что сложнее - бороться за два места с двумя топ-сборными, как это было в предыдущем цикле, или с одной, но за единственное место?
- Нынешний цикл сложнее, потому что на кону лишь одна прямая путевка в финал. А значит, любая осечка сразу же многократно усложняет задачу. И никто тебе потом, как Хорватия, не поможет. Кроме того, я думаю, что та же Финляндия вполне может вмешаться в борьбу - если и не за выход с первого места, то за вторую позицию точно.
- Как вы думаете, в соперничестве с Германией за прямое попадание в ЮАР нужно выигрывать все матчи с остальными командами?
- В идеале, конечно. Но я уверен, что очковые потери и у нас, и у немцев будут не только в играх между собой. Особенно тяжело и им, и нам придется в выездных матчах.
- Что труднее - бороться с сильнейшими командами континента в финальном турнире или завоевывать единственную путевку на подобный турнир в размазанном на полтора года отборе?
- Конечно, второе. Перед финальной стадией всегда есть длительный сбор, во время которого можно привести игроков в необходимое физическое и психологическое состояние и подготовиться к турниру как следует. В отборе же с футболистами могут случиться самые разные неурядицы. Кто-то приезжает в сборную уставшим, кто-то, наоборот, слишком долго не играл, кому-то надо набирать форму, а кому-то - преодолевать психологический кризис, связанный с проблемами в клубе. Да и невыполнение задачи выхода на крупный турнир ведет к гораздо более жестким последствиям, чем неудача в самом финале. Они порой отбрасывают страну на несколько лет назад.
- Сейчас, перед игрой с Уэльсом, тоже существует проблема различного уровня готовности?
- Сбор перед нынешним матчем продолжался неделю, поэтому времени для подготовки и переключения на дела сборной у всех нынче было достаточно. За такой достаточно длительный период тренеры успевают привести всех в общее нормальное состояние, но он ведь есть не перед каждой игрой.
- У вас существует какое-то личное отношение к сборной Германии?
- Нет. Все знают, что представляют собой немцы, насколько они дисциплинированны и сильны духом, но каких-то лично окрашенных ассоциаций, связанных с ними, у меня нет.
- А как вы относитесь к давнему высказыванию Линекера о том, что в футбол играют все, но выигрывают всегда немцы?
- Когда он это говорил, примерно так и было. Но сейчас у сборной Германии все-таки другие исполнители, и то, что они показывают, - почти максимум, который можно выжать из данного состава.
- То есть никакой боязни перед встречей с ними у нашей сборной не будет?
- Думаю, да.
- Каким представляется предстоящий матч сейчас, образно говоря, на берегу?
- Будет очень много борьбы. Уэльс наверняка уйдет в оборону, станет защищаться и числом, и умением. Нам предстоит переиграть достаточно организованную команду, раскрыть ее защитный панцирь. Это будет очень непросто - разрушать чужую игру сейчас умеют все.
- Матч валлийцев с Азербайджаном видели?
- Да. Если вы сейчас спросите, какие выводы могу из него сделать, то главный из них такой - игра еще раз подтвердила: выходя на поле, игроки сборной Уэльса отдают там все имеющиеся за душой силы. У них что-то может не получаться, но биться валлийцы будут до последней минуты и до последней капли крови. Это их главный козырь.
- Валлийские газеты активно вспоминают сейчас 2003 год, когда россияне лишили их сборную выстраданной путевки на чемпионат Европы, бывшей уже вроде бы в их руках. Это служит дополнительным стимулом для настроя на матч в Москве. В нашей команде тот матч тоже вспоминают?
- Не слышал. Я лично точно не вспоминаю, тем более что дополнительным стимулом, основанным на жажде реванша, он будет служить только для противника. У нас же другая цель - еще раз доказать, что мы сильнее. Уэльс дома обыгрывать сборная России должна.
- Как вам сюрпризы на старте отборочного турнира?
- Их будет еще очень много. Австрийцы, победившие французов, неплохо выглядели и на домашнем Euro, но там им не везло. Однако они не опустили рук и продолжили движение вперед. Вот и отличились. И они не одни такие.
- В вашей жизни что-то после чемпионата Европы изменилось?
- Практически ничего.
- Что, в Казани не было даже особой встречи?
- Были, естественно, поздравления - особенно приятным стал огромный баннер от болельщиков. Кстати, тепло встречали не только в Казани. Но сказать, что моя жизнь круто поменялась, не могу. Может, чуть чаще узнают на улице, но внимание болельщиков ощущал и до чемпионата Европы. Другое дело, что сейчас, после успеха на Euro, очень удачный момент для популяризации футбола в стране. Его стали смотреть даже те, кто никогда не знал правил нашей игры, в том числе женщины, в общей своей массе от футбола всегда далекие.
- Сейчас, когда эмоции давно улеглись, можно сказать, что сборная России прыгнула на Euro выше головы?
- Думаю, да. Медалей от нас точно никто не ожидал - все мечтали лишь о выходе из группы. Но мы оказались физически готовы и психологически раскрепощены в достаточной степени для того, чтоб одолеть грозных голландцев в четвертьфинале. К сожалению, оба вторых тайма в матчах с Испанией выпали из общей радужной картинки, но тут уже историю не перепишешь.
- Если бы сейчас вернуться назад, поменяли бы что-то в подготовке ко второму матчу с испанцами?
- Виртуально можно рассуждать о чем угодно, но вряд ли вероятно было бы поменять что-то коренным образом. Игра в полуфинале шла до гола - и забили его, к сожалению, не мы. В целом же, испанцы безусловно были сильнейшей командой турнира.
- Какой момент чемпионата Европы вспоминается чаще всего?
- Отдельного момента нет - вспоминается весь турнир, от первого матча до последнего.
- Что входит в обязанности капитана команды между матчами - вот сейчас на сборе, например?
- Никаких дополнительных обязанностей нет - я такой же член коллектива, как и остальные.
- А новые премиальные уже обсудили?
- Мы высказали свои пожелания, решение теперь - за руководством РФС и тренерским штабом. Но опять же это не было мнением только капитана или, скажем, нескольких ведущих игроков - если мы принимаем какие-то решения, то всегда сообща, всей командой. Пока особых разногласий не было - ни перед Euro, ни сейчас.
- А последствия недоразумений, случившихся с отдельными игроками, капитану разве не приходится улаживать?
- Обычно приходится, но в сборной пока никаких недоразумений просто не было.
- Получается, капитанские функции у вас есть только во время игры?
- Да, прихожу в раздевалку, надеваю повязку, заботливо выложенную нашими менеджерами вместе с формой, и тогда ощущаю, что я - капитан. Но это опять-таки не значит, что я должен в одиночку управлять командой на поле. Есть целая группа опытных футболистов, которые в любой момент могут подсказать остальным или взять ответственность на себя. Да и вообще игровой подсказ - дело каждого игрока, который оказывается в той позиции, где можно и нужно словами помочь партнеру.
- Были ли в вашей карьере команды, напоминавшие психологической атмосферой нынешнюю сборную?
- Сборную невозможно сравнивать с клубами - здесь партнеры собираются на короткое время, играют один-два матча и разъезжаются. Как-то особо сдружиться или, скажем, переругаться, что порой происходит в клубе, вряд ли возможно.
- Если мы заговорили о клубе: когда вы переходили в "Рубин", могли предвидеть, что команда достигнет таких результатов, как сегодня?
- Мы пока еще не достигли каких-то результатов - чемпионат России в самом разгаре, подводить его итоги рано.
- Понимаю ваши старания, направленные на то, чтобы не сглазить свою команду, но очков-то "Рубин" уже набрал очень много...
- Этому, конечно, можно только порадоваться, и преимущество перед конкурентами у нас действительно имеется, но что будет дальше, не скажет сейчас никто, а провести нужно еще целых десять матчей.
- Раньше вы играли в столичных клубах и оттуда взирали на провинцию, сейчас из провинции смотрите на Москву. Взгляд отличается?
- Не сказал бы. Будь я коренным москвичем, все, может быть, так и было. Но я никогда не был привязан к Москве так крепко, чтобы расценивать все остальные города, как провинцию. Казань - очень современный город, который мне лично симпатичен. Особенно тамошним "трафиком" - после Москвы это просто рай. В столице Татарии хватает ресторанов, кинотеатров, других мест для проведения досуга, так что и мне, и моей семье в Казани очень комфортно.
- В мае у "Рубина" началась неудачная серия, которая продолжилась потом и после Euro - вы провели без побед семь матчей подряд. Как удалось выйти из кризиса, как настраивались на матч с "Зенитом", где черная серия была прервана?
- На "Зенит" особо настраиваться никогда не надо. Да и какого-то внутреннего кризиса в "Рубине" не было - разве что везение, сопутствовавшее нам на старте чемпионата, на какое-то время покинуло. Однако к тридцатому туру количество везения и невезения обычно уравновешиваются, так что мы не опускали рук. А 22 ноября, после матча с "Локомотивом", узнаем, чего заслужили в нынешнем сезоне.
- "Зенит" наделал шороху в Европе, а вы его дважды уверенно обыграли. За счет чего?
- За счет самоотдачи, прежде всего. "Зениту" очень тяжело в этом сезоне - приходится постоянно переключаться с матчей в европейских турнирах на национальный чемпионат, играя порой при этом без всяких передышек. Это тоже сыграло свою роль во втором матче между нами.
- Кого вы сейчас считаете главным конкурентом в борьбе за российское чемпионство?
- Главный конкурент - та команда, которая находится к тебе ближе всего. На данный момент это московское "Динамо".
- Сейчас многие высказывают опасения по поводу того, как "Рубин" будет выглядеть в Лиге чемпионов. А вы сами об этом турнире уже задумываетсь?
- Знаю, что многие только и ждут, когда "Рубин" опустится хотя бы на пятое место. Но мы не обращаем на недоброжелателей внимание и пытаемся набирать очки в каждой игре. А о дальнейших перспективах задумаемся после того, как таблица чемпионата примет окончательный вид. Пока ни о какой Лиге чемпионов мыслей нет.
- В "Рубине", на ваш взгляд, есть еще потенциальные кандидаты в сборную, кроме вас и Сергея Рыжикова?
- Конечно, есть. В последнее время можно выделить Сашу Бухарова и Сашу Рязанцева, в перспективе может вырасти в игрока сборной и Саша Орехов. Да и Романа Шаронова я бы не сбрасывал со счетов, несмотря на возраст - сейчас ведь в паспорт заглядывать не модно и на опытных футболистов появился большой спрос.
- Каковы футбольные мечты капитана российской сборной?
- В сборной - набрать как можно больше очков в предстоящих в этом году отборочных матчах. В клубе - завершить чемпионат на той же мажорной ноте, на котрой мы пока его проводим.
- А если заглянуть дальше - мысли о чемпионате мира 2010 года вашу голову не посещают?
- Мысли-то, конечно, посещают, но надо, чтобы мои желания совпали на тот момент с моими возможностями. И чтобы наша сборная попала на чемпионат мира.
- Не думали о том, что этот мировой форум может стать яркой точкой в вашей карьере?
- Об этом задумываться вообще нельзя. С одной стороны, футбольная жизнь такова, что любой матч может стать последним - травмы, к сожалению, случаются со всеми. А с другой, есть ведь и примеры Мальдини с Костакуртой, которые и в 40 лет давали фору молодым. Пока желание играть у меня огромное и сил вроде бы тоже хватает. Но заглянуть в будущее никому из нас не дано.