Г.Хиддинк: "У моих ребят коленки не затрясутся"
Вчера наставник сборной Гус Хиддинк дал интервью, в котором рассказал о конференции тренеров национальных сборных и о предстоящем матче со сборной Германии.
- В марте мы с вами встречались здесь же, в венском «Хилтоне», и вы сказали, что тренеры играют на конференциях роли свадебных генералов.
- А что было в марте? Хоть убейте, не помню.
- Как что? Совещание по подготовке к Евро.
- А, точно. Тогда действительно настоящей работой занимались сотрудники федераций, а тренеров собрали, чтобы подчеркнуть важность момента. А я тогда думал только об одном - как лучше подготовить команду к чемпионату Европы. Сейчас другое дело. Встретиться с коллегами, обсудить, что на Евро было хорошего, что надо улучшить, - это и важно, и интересно. Пообщаться с другими тренерами сейчас, когда нет такого напряжения, - просто здорово.
- Что-то новое вы для себя здесь почерпнули или для матерого тренера не осталось загадок в футболе?
- А вы думаете, только Саше Бородюку есть чему учиться, а мне уже поздно? - смеется Гус. - Воспринимать новое можно в любом возрасте - было бы желание. Конечно, речь не идет о новинках планетарного масштаба, но и то, что на первый взгляд кажется мелочью, в работе может очень даже пригодиться.
- Одну важнейшую проблему, которую поднял на совещании Оливер Бирхоф, решить, похоже, не может никто. Менеджер сборной Германии говорил о том, что его команде очень не хватает времени для подготовки к отборочным матчам. Вас, насколько понимаю, это тоже очень волнует?
- Конечно. Даже тех трех недель, которые у нас были перед Евро, для полноценной подготовки команды к серьезному турниру маловато. К тому же было бы здорово перед началом этой подготовки дать футболистам хотя бы недельный отпуск, но об этом, как вы помните, даже речи идти не могло. Об этой проблеме знают все. Но кто сможет ее решить? ФИФА? УЕФА? Национальные федерации? Не знаю. А говорить о серьезной подготовке к отборочным матчам и вовсе трудно, ведь все мы имеем четыре-пять, хорошо, если шесть дней.
- Что можно сделать за такое время?
- За четыре-пять дней? Можно провести нормальную тактическую подготовку, но реально улучшить физическую форму игроков невозможно.
- Наши сборники в своих клубах сейчас выглядят физически далеко не так здорово, как во время Евро.
- Почему вы так думаете? Я считаю, что в целом ребята находятся на приличном уровне. Просто чемпионат страны - это несколько иное дело, чем такой краткосрочный турнир, как чемпионат Европы.
- Но в Австрии и Швейцарии игроки сборной России по полю летали, а сейчас хорошо, если бегают. В матче с Уэльсом, кстати, это было заметно.
- В матче с Уэльсом все было не так уж мрачно. Отлично сыграли в первом тайме, слегка сдали в начале второго, но, пропустив ответный гол, сумели прибавить и вырвать победу. Вот как раз то, что смогли прибавить по ситуации, причем прибавить резко, мне очень понравилось. Это признак того, что у команды есть класс.
- Вы остались довольны стартом в отборочном турнире?
- Конечно. Взяли три очка у не самого легкого соперника.
- Продолжим тему неожиданных результатов. Ничья Германии в Финляндии вас удивила?
- Германия в нашей группе, что бы ни происходило, главный фаворит. А потому находится под постоянным психологическим прессом. Наверное, это и сослужило команде Йоахима Лева в Хельсинки неважную службу. Но и финны не только умело защищались, они и показали, что забивать умеют тоже очень неплохо. Ставить Финляндию выше Германии я бы не стал. Но думать, что после выезда в Дортмунд игра с финнами в Москве будет легкой прогулкой, могут только люди, не понимающие в футболе ничего. Давайте заранее настраиваться на то, что оба эти матча будут очень трудными.
- Помощник Лева Ханси Флик сказал мне в Вене: «Мы Россию не боимся, но относимся к ней предельно серьезно».
- Пожалуй, я и сам мог бы такие слова произнести по отношению к сборной Германии. После Евро мы тоже никого не боимся. Уважать надо любого соперника, бояться - никогда. Думаю, на стадионе в Дортмунде, где всегда настоящая футбольная атмосфера, мы будем играть без страха.
- Та еще атмосфера на «Сигнал Идуна парк»! Семьдесят с лишним тысяч фанатов, которые будут неистово поддерживать бундестим...
- Уверен, коленки у ребят не затрясутся! Не терять своей игры под самым страшным давлением трибун - это один из важнейших признаков класса. А он у нашей команды есть, на Евро в этом убедились все. Не могу гарантировать, что мы победим Германию, не могу гарантировать, что не проиграем, но в том, что не дрогнем, что будем биться по-настоящему, уверен стопроцентно.
- Над тактикой будущей битвы с немцами уже задумывались? Лев после ничьей с финнами сказал, что у его команды не остается других вариантов, кроме игры против русских «первым номером».
- Дома, да еще в Дортмунде, у Лева и при другом турнирном положении других вариантов бы не было - только вперед, только атаковать.
- Нам такие атакующие устремления немцев на руку?
- Посмотрим. Финны не раз ловили немцев на контратаках. Но, с другой стороны, немцы, атакуя позиционно, тоже три мяча финнам забили. А что творил Клозе! И кстати, еще неизвестно, всерьез Лев насчет игры «первым номером» говорил или специально напускал туману. Конечно, играть от обороны немцы не очень любят и не очень умеют. Понятно - имея таких форвардов, как Клозе, играть от обороны довольно глупо. Клозе - это большая угроза! Сумеем сдержать его - если не половину, то треть дела сделаем. Впрочем, у немцев еще и Баллак есть, и Швайнштайгер, и Подольски - да каждый игрок силен и опасен. Еще раз изучу последние игры бундестим, может, этот просмотр подскажет мне какой-нибудь удивительный, неизвестный футбольной науке тактический суперход.
- Записи игр соперника вам подбирают с каким языком сопровождения? С Бородюком вы общаетесь по-немецки, с Корнеевым...
- По-испански...
- А почему не по-английски или не по-голландски?
- Вообще-то и на этих языках общаемся тоже - иногда такая смешная смесь получается.
- Только русского в ней, кажется, не хватает.
- Увы, когда я обещал быстро выучить русский, недооценил и его сложности, и своего возраста. По-русски могу произносить отдельные слова. Впрочем, в общении с игроками это обстоятельство мне не мешает.
- Совсем? Ну, скажем, с Иваном Саенко вы можете на немецком общаться, с Андреем Аршавиным - на английском...
- А еще на французском с Сергеем Семаком, на английском - с братьями Березуцкими, Игнашевичем, Жирковым... Да почти все ребята в разной степени английским владеют.
- Роман Павлюченко, возможно, на языке родоначальников футбола и думать начнет вскоре...
- Переход Ромы в «Тоттенхэм» - большое дело, если он будет там играть, а не сидеть на лавке. Тогда наберется в Англии опыта, который и сборной пригодится. Думаю, что закрепиться в составе «Тоттенхэма» Павлюченко вполне по силам.
- Наверняка это удалось бы и Андрею Аршавину, но его «Зенит» никуда не отпустил.
- То, что происходило летом вокруг трансфера Андрея, дело игрока и клуба. Что бы о нынешней игре Аршавина за «Зенит» ни говорили... Для меня лично очень приятно и важно, что Андрей, приезжая в сборную, занимается с такой же отдачей, с таким же желанием, как и прежде. Конечно, Аршавину было бы полезно поиграть за границей, тем более предложения были от клубов отнюдь не бросовых. Но контракт есть контракт.
- Кстати, о контрактах. Ваш новый контракт, несмотря на все разговоры, так до сих пор и не подписан?
- Там никакой проблемы нет, все оговорено, все записано. Мои помощники Бородюк и Корнеев свои контракты уже подписали. А мне осталась формальность - поставить под готовым контрактом автограф. Для меня это, сами понимаете, не проблема.
- Не проблема? Но по Москве поползли слухи о том, что финансировать ваш контракт будет теперь не «Национальная академия футбола», как раньше, а миллиардер Сулейман Керимов.
- Слухов по Москве всегда ходит великое множество. Но я их слышать не хочу. Я ведь работаю в России не только из-за денег. Деньги - не последнее дело, я профессионал, смею думать, хороший, и когда мою работу хорошо оплачивают, это совершенно нормально. Но хорошо зарабатывать я мог бы и в другой стране, а вот такую интересную работу, такое широкое поле деятельности где-нибудь еще я вряд ли бы отыскал. Ведь важно не только национальную сборную на приличный уровень вывести, что мы понемногу и делаем. Чтобы этот уровень сохранить, надо строить футбольную пирамиду - начиная с детского футбола, юношеского. Надо смену готовить для главной команды страны.
- В последнее время великолепную игру показывает юный армеец Алан Дзагоев...
- За Дзагоевым мы внимательно следим. Как и за многими другими молодыми российскими футболистами.
- Но Дзагоев на общем фоне действительно здорово выделяется. А после матча армейцев с «Зенитом» Жирков во всеуслышание заявил: «Ждите появления Алана в сборной России!»
- Ха! Юра, оказывается, у нас селекционером работает! Что ж, чтобы не подрывать авторитет ведущего игрока сборной, придется Дзагоева и правда в сборную приглашать. Стоп-стоп, вы только всерьез это не напишите! Если без шуток, я не могу сказать, когда это произойдет... Одно могу сказать наверняка: будет и дальше играть здорово - сборная от него никуда не уйдет. Но сейчас... Не знаю. Над списком игроков еще будем работать, но, думаю, в таких серьезных играх, какие нам предстоят, огромную роль будет играть именно опыт футболистов. Особенно против Германии. Вы же сами говорили о том, какой пресс давит на гостей в Дортмунде, - впервые столкнувшийся с этим игрок может не выдержать, сломаться.
- Кстати, от вашего родного Варсефельда до Дортмунда - всего ничего, чуть больше сотни километров. Родственников на игру пригласили?
- Они не большие любители посещать стадионы. Им больше по душе смотреть футбол в кафе, с друзьями. В Варсефельде это происходит весело, в праздничной атмосфере.
- А у вас, Гус, когда побеждали Голландию, сердечко в груди не екало?
- Нет, конечно. Не только потому, что я профессионал и просто сделал свою работу. Дело в том, что я давно уже не считаю себя в России чужим. Мне очень нравятся люди, которые живут в России, нравится их приветливость, их открытость. А многие из тех, с кем мы вместе делаем большое дело - возвращаем российский футбол на тот уровень, которого он исторически заслуживает, стали для меня не только соратниками, но и друзьями. Россия сейчас для меня - не просто очередное место работы. Так что победа над Голландией никакой горечи у меня не вызвала - только радость за Россию, за российских болельщиков, за российский футбол. Очень хочется испытать подобные чувства снова - желательно поздно вечером 11 октября. Правда, неплохо было бы? - улыбнулся Хиддинк и стал внимательно всматриваться в дно кофейной чашечки. Чашка была пуста. Гус иронично развел руками в знак окончания беседы:
По материалам газеты Советский спорт