Провокаторы начинают и выигрывают
Дмитрий Крюков
Второй за два года крупный турнир заканчивается одинаково - провокацией против одного из лидеров одной из команд, его удалением и победой команды провокатора по пенальти.
Марко Матерацци я еще могу понять - он прямой и тупой защитник, жизнь у него такая. Более того, он мне даже чем-то симпатичен - примерно как волк из "Ну, Погоди". Такой, откровенно негативный герой со своим обаянием, над которым силы добра как правило всю дорогу издеваются.
Но Карлосу Тевесу же Бог еще талант ведь немаленький дал... Он прекрасный форвард и необычный футболист. Так нет, всю игру своими штучками доводил "Челси" и в итоге довел.
Дидье Дрогба, конечно, сам виноват. Как и Зидан. Уж точно Дрогба виноват в том, что врезал не Тевесу, а Видичу (хотя, конечно, никто теперь не признается, что сказал ему Видич). Но ведь кашу-то заварил Тевес, решивший проигнорировать принципы fair play. И очевидно, что Дрогба (как и Зидан) наверняка бил бы в серии пенальти, и с огромной вероятностью как раз вместо Терри. А сам Тевес свой пенальти преспокойненько забил.
Совпали вчера в Москве два товарища - Любош Михел, один из самых слабых европейских судей последних лет, который Бог знает из каких соображений пользуется симпатиями боссов УЕФА, и провокатор Тевес.
Господам из УЕФА и ФИФА надо бы озаботиться, чему они учат молодежь. Мы периодически играем во дворе в футбол, и молодежь в возрасте до 14 лет повально ныряет в штрафной площади и валяется на газоне после каждого столкновения. Вероятно, это не те люди, кто в будущем будет играть за сборную России, но общая установка прослеживается.
Простите, что не об атмосфере всеобщего праздника пишу, как остальные. Просто весьма горько оттого, что Большой Футбол слишком часто стал зависеть от вот таких вот мелких пакостей. В хоккее провокатора всегда можно поставить на место (хотя и там в последние годы они расцвели), а в футболе, получается, поощряется молчать-терпеть. Что-то тут не так, мне кажется.
А матч был, конечно, прекрасный. Со своей драматургией.
В первом тайме "Манчестер", как и положено по статусу фаворита, играл в свою игру, играл красиво, забил гол, местами даже выпендривался, мог забить еще пару раз. Сложно сказать, что было бы, забей Гиггз с пяти метров (а ведь "Челси" спас в нечеловеческом прыжке как раз тот самый Джон Терри, который потом не забьет решающий пенальти). По идее, конечно, 0:2 с "Манчестером" не отыгрываются. Но "Челси" не откажешь в воле, и чудо могло бы произойти.
Но 0:2 не стало. И "Челси", забив в одной из редких контратак еще в первом тайме, после перерыва за считанные минуты взял и придушил "Манчестер". Крепко взял в свои руки нити игры, должен был забить не раз и не два. Казалось, сейчас задавят. Две штанги, с десяток моментов, гораздо более голевых, чем те, которые превратил в голы Дрогба в полуфинале с "Ливерпулем".
Но и эти не задавили. То ли "Челси" действительно невезучая команда, то ли у судьбы был какой-то свой план на конечный исход.
В принципе, до самого удаления Дрогба "Челси" так и играл лучше. Не совсем понятно, зачем Авраам Грант выпустил Анелька, но ведь изнутри-то виднее. Может, Анелька был прекрасно готов, но просто не пошло. Иногда казалось, что здесь не хватает Шевченко, который в таких матчах съел пуд соли, но ведь и это ностальгическая иллюзия - Шевченко в последние годы уже совсем не тот, что раньше. А может и забил бы по старой памяти - кто теперь угадает.
Ну а дальше уже была трагедия Джона Терри, который выходил бить пятый пенальти в десяти секундах от статуса капитана лучшей команды Европы. В десяти секундах от исполнения мечты жизни Романа Абрамовича, Авраама Гранта, всех игроков и болельщиков лондонского клуба. И Терри развел Ван дер Сара и мяч по разным углам. Но поскользнулся, и мяч, подумав, ушел чуть правее штанги.
Анелька выходил бить с обреченным лицом, о чем, если я правильно понял сбивчивые сообщения СМИ, и признался команде лично. Но когда играешь вдесятером и бьешь седьмой пенальти, выбирать особо не приходится. Где Дрогба? Где Шевченко? Эх.
Терри, конечно, дико жаль. Терри - это и есть нынешний "Челси". Если бы не его игра все эти годы, "Челси" не поднялся бы так высоко. Если бы не его "сейв" в первом тайме, не было бы, наверное, этой серии пенальти. Чудовищно больно, когда великие мажут решающие пенальти: вспомним Франко Барези и Роберто Баджо.
Теперь "Челси" и Терри могут ожидать два варианта развития событий. Либо команда не выдержит нервного напряжения и перестанет существовать на таком высоком уровне (таких примеров много - из недавних, скажем, "Валенсия"). Либо, наоборот, станет еще сильнее, поставит себе цель обязательно взять реванш и возьмет его. Помню, как в чемпионате Испании "Депортиво" дважды останавливался в двух минутах от завоевания титула, но в итоге взял его гораздо более слабым составом, когда все уже поставили на "неудачниках" крест. Или тот же "Милан", который мужественно дождался реванша с "Ливерпулем".
Терри, дай Бог ему силы воли, наверняка останется в команде. Останется ли Авраам Грант - вопрос.
А "Зениту" теперь играть с "Манчестером" в матче за Суперкубок Европы. Не хочу так заранее говорить о шансах. Долго еще.
Ну и напоследок - собственно о первых итогах проведения матча в Москве. До финала со всех сторон хватало скепсиса - и с нашей стороны (почему Лужники?!), и уж тем более со стороны англичан, которые крайне боялись ехать в страшную и незнакомую Москву.
В итоге все вроде бы прошло не так плохо. Не обошлось без традиционного для России/СССР перекрытия всего, чего только можно, но милиция вела себя корректно, обошлось без драк и других форс-мажоров. Погода, конечно, подкачала, и как следствие, газон, и в итоге поскользнулся Джон Терри - но такое могло случиться где угодно.
А завершить статью я хотел бы цитатой из блога Антона Носика, которая прекрасно подводит черту под этим странным, трагичным и во многом прекрасным финалом: "Вообще, как мне показалось, непонятность, непогода и неуют ночного мегаполиса быстро вытеснили у гостей столицы воспоминания о прошедшем матче. Им явно хотелось уже попасть куда-нибудь поближе к теплу и свету, подальше от этой жуткой ночной дороги, забитой машинами. Но до Фрунзенской им оставалось идти ещё полтора километра, а Спортивную им было бы в жизни не найти. Так что они обречённо шли в темноту, как пинкфлойдовские дети - в мясорубку, и на лицах у них много всякого разного было написано".