Хиддинк: "Огонь должен гореть не только в камине"
Главный тренер сборной России Гус Хиддинк проинспектировал базы в Германии и Австрии, где команда будет готовиться к Euro-2008 и проживать во время турнира. После того, как голландец посмотрел будущий дом сборной, он дал интервью газете Спорт-Экспресс.
- В сравнении с отелем в Германии, где во время чемпионата мира-2006 вы жили со сборной Австралии, гостиница в Леоганге выигрывает или проигрывает?
- Два года назад у нас с австралийцами, помнится, были отличные условия, тишина и покой. В здешнем "Краллерхофе" я тоже нахожу много привлекательного. Во-первых, у нас будет отдельный вход, что позволит нам, когда необходимо, обособиться от остальных постояльцев. Во-вторых, роскошный спа-центр, где есть сауны и все прочее...
- Номера, предоставленные команде, вас устраивают?
- Мне угодить несложно - я непривередлив. Однако даже я понимаю: все, что я до сих пор здесь видел, сделано с большим вкусом. Австралийскую сборную, помню, тоже очень хорошо встречали в нашем германском тренировочном лагере. Похоже, россиян в Леоганге ждет не менее теплый прием. Словом, выбрав это место для базы, мои помощники не ошиблись.
- Недавно сборная Голландии играла в гостях с Австрией и по ходу встречи, как и сборная России, проигрывала 0:3. Но итоговый счет - 4:3 в пользу ваших соотечественников. Почему они смогли вырвать победу, а россияне в тот же день - нет?
- Я ту игру не смотрел, но могу предположить, как это было: голландцы, видимо, играли слишком расслабленно, но когда счет стал угрожающим, в них заговорила гордость. Если сравнивать Австрию с Голландией, то вторая явно сильнее. Если же Россию с Румынией, то у последней, считаю, сейчас больше опыта. Но и у нас, раз мы встречаемся с такими серьезными соперниками, он скоро появится.
- Вы собирались посетить последний матч "Байера" в Леверкузене, но рядом со спортивным директором клуба Руди Феллером вас почему-то не было видно...
- Придерживаюсь мнения, что мне не следует постоянно быть на виду.
- Поехали вы туда, как нетрудно догадаться, ради Дмитрия Булыкина?
- ...Который в тот день, что бывает не часто, вышел в основном составе. Впрочем, я не люблю слишком много распространяться о потенциальных кандидатах в сборную. Скажу лишь, что в нападении у нас на две позиции имеется шесть человек. Понятно, стольких взять с собой в Австрию я не могу. Мечтаю, чтобы форварды российской премьер-лиги поднажали и выкладывались не время от времени, а каждую неделю.
- Вы уже посетили новый стадион, где сборной предстоит тренироваться. Видели, наверное, и комнату, которая готовится специально для вас?
- Был, видел, только не думайте, что это помещение для моего персонального отдыха. Там у нас будет офис. Всегда хорошо, когда у сборной есть что-то свое.
- Тренировки будете проводить при зрителях?
- Национальная команда России принадлежит не мне, а всему народу. Смею заверить: болельщики получат возможность следить за своей сборной. Лишь временами нам будет необходимо остаться одним.
- А вход будет платным? Спрашиваю потому, что перед чемпионатом мира 2006 года довелось побывать в швейцарском тренировочном лагере сборной Бразилии - так она сделала из своего пребывания в стране банков большой бизнес.
- Бразильцы все-таки исключение. Слышал, посмотреть на их занятия приходило по 20, а то и 30 тысяч человек. Мы следовать примеру пятикратных чемпионов мира и требовать от своих почитателей деньги точно не собираемся.
- Перед приездом сюда разговаривал со Станиславом Черчесовым - он передавал вам привет. Похоже, разногласий между вами больше нет?
- А их, собственно, и не было. "Спартак" - отличная команда с хорошими болельщиками, и его руководство мне тоже нравится. Были кое-какие проблемы с коммуникацией, но теперь и они устранены. В нашей профессии иной раз может происходить недопонимание по мелочам, но стоит поговорить, как все встает на свои места. Так что, если с главным тренером "Спартака" будете общаться раньше, чем я, передайте ему привет и от меня.
- Интересно, что чувствует голландец, когда приезжает в горы?
- Да, у меня на родине - сплошная низменность. Ее преимущество в том, что далеко видно вокруг. Здесь же надо смотреть вверх. Мне в горах нравится: красиво, чистый воздух, вокруг удивительное спокойствие - словом, идиллия.
- Главный тренер чемпионов Европы Отто Рехагель говорил мне недавно, что хаос - греческое слово, дисциплина - немецкое, а для нас, россиян, он по моей просьбе придумал двойную характеристику: меланхолия плюс гениальность. Прав ли ваш немецкий коллега?
- В точку попал. Гениальность в российских игроках и правда имеется - они, как я заметил, умеют мыслить. Меланхолия, пожалуй, тоже присутствует. А что, если мы из этого здорового пессимизма попытаемся извлечь положительное зерно? В футболе бывает много ошибок, но надо не раскисать, а анализировать. Спросить себя: что ты сделал неправильно? И с еще большей энергией взяться за дело. По-моему, так нам и надо поступать. Ведь тот же самый хаос, о котором вы упомянули, Рехагель четыре года назад умудрился использовать в собственных целях.
- А что скажете по поводу другого его высказывания? Дескать, вовсе не мы с Хиддинком счастливчики, а Йоахим Лев. Намек на результаты жеребьевки Euro-2008...
- Я смотрю, вы с ним очень хорошо поговорили. И опять Рехагель смог перевести разговор в любопытное русло. Я же считаю так: если хорошо работать, счастье, о котором часто вспоминают в нашем виде спорта, можно спокойно поставить себе на службу.
- В гостинице, где мы с вами беседуем, много каминов - они есть даже в номерах, отведенных сборной. Признайтесь, вы любите смотреть на огонь?
- Люблю. Но не только на тот, который горит в камине. Огонь обязательно должен быть в глазах, а также здесь, - главный тренер России показал при этом на свои мускулы. - Тогда мы сумеем сделать так, чтобы россияне гордились своей командой на чемпионате Европы.
- Каковы шансы команды на Euro-2008?
- Все группы сильны, в том числе и наша. Сборная России, как я уже сказал, не фаворит, у нее, увы, еще мало опыта. Скажем, мы можем обыграть Англию, а затем наступает спад. Впрочем, чемпионат Европы - не Олимпийские игры, где главное - участие. Словом, будем бороться.