Настоящая борьба начнется в Европе
Один из самых известных гонщиков в истории российского автоспорта комментирует итоги третьего этапа чемпионата мира в классе "Формула-1". По его мнению, первые Гран-При были своего рода репетицией – реальная расстановка сил в чемпионате будет ясна с началом европейских этапов.
Колонка Сергея Злобина, в 2002-2004 г.г. - тест-пилота команды-участницы ЧМ по автогонкам в классе "Формула-1" Minardi (Италия)
Первые этапы сезона-2008 показали, что действующий чемпион мира, финн Кими Райкконен, продолжает показывать чемпионский класс вождения. И судя по тому, как складывалась квалификация третьего этапа в Бахрейне, мне показалось, что он намерен - и действительно имеет все шансы - выиграть предстоящую гонку. Шансы Райкконена выглядели предпочтительными еще и потому, что Масса и Кубица полностью выложились в борьбе за лучшее время в квалификации. Это было видно по их эмоциональному состоянию после квалификационных заездов. И, как показала гонка, оба этих гонщика, видимо, психологически "перегорели" перед стартом.
Тем большей неожиданностью для меня стало то, что Кими Райкконен, имея все шансы на победу, сам "не захотел" выиграть эту гонку. Я очень удивился, когда по ходу гонки он первым заехал на пит-стоп. По ходу самой гонки в "Феррари" прекрасно понимали, что их гонщики доминируют на трассе, и победить может любой из них. Было бы вполне логичным и ожидаемым, если бы лидировавший Масса в какой-то момент пропустил вперед своего товарища по команде - в боксах или на трассе. Но, видимо, самому Райкконену, как финну, было физически очень тяжело выступать на этом Гран-При, и он был просто физически не готов бороться за победу в условиях такой страшной жары. Мне кажется, он намеренно решил поберечь силы для финиша в этой гонки.
Так или иначе, по ходу гонки болиды "Феррари" не чувствовали со стороны конкурентов серьезных притязаний в борьбе за первое место. И тот же Кубица, отдавший невероятные силы для первой в жизни победы в квалификации, прекрасно понимал, что смысла бороться за первое место с пилотами "Скудерии" нет смысла. Потому что в этом случае он мог потерять все: не только не попасть на подиум, но и вовсе не финишировать. Он молодец, что прекрасно осознавал это и постарался сконцентрировать свои усилия на том, чтобы занять вполне почетное третье место. Что ему в итоге и удалось.
Я лично знаю Роберта. То, что он выиграл квалификацию - это в какой-то степени чудо. Но я могу сказать, что это действительно пилот экстра-класса, у которого есть все, чтобы стать чемпионом мира. Пусть не в ближайшие год-два, но в недалеком будущем. Я просто готов поспорить, что этой будущий чемпион мира. И, надо сказать, на этапе в Бахрейне машины БМВ оказались готовы лучше, чем у "Макларен-Мерседеса".
Что касается выступления Льюиса Хэмильтона, то мне кажется, он тоже "перегорел" в этой гонке... Вообще, я бы отметил в этом гонщике то, что он действительно ездит очень здорово - в буквальном смысле как компьютер: настолько точны его траектории в поворотах и настолько быстро он их проходит. Он делает все за один поворот руля, ни одного лишнего движения! В этом плане его стиль вождения точно такой же, как у великих Айртона Сенны и Михаэля Шумахера.
Так вот, несмотря на все достоинства, слабым местом Хэмильтона остается то, что он пока не выдерживает накала очной борьбы на трассе. Пока он один едет - у него все в порядке. Но как только он вступает с кем-то в борьбу - у него сразу возникают проблемы. И в этот раз, в Бахрейне, было видно, что когда Фернандо Алонсо ошибся в повороте, то Хэмильтон оказался к этому просто не готов. В результате он столкнулся с Алонсо, и повредил переднее антикрыло. После этого гонка для Хэмильтона была уже, по сути, потеряна.
Поскольку я сам гонялся по трассе в Бахрейне, я могу сказать, что трасса в Бахрейне - специфичная и очень интересная. Ее специально проектировали с расчетом на "жесткие" настройки болидов - для того, чтобы гонщики могли проходить повороты на высокой скорости и чтобы они имели больше возможностей для обгонов. Чем "жестче" настройки машины, тем быстрее она идет по трассе, тем точнее ее траектории в поворотах, но с другой стороны, тем "нервнее" ее поведение на трассе - она становится более чувствительной к ошибкам гонщика в вождении. Мне кажется, Хэмильтон не был готов к езде на машине с жесткими настройками. И пятничный вылет с трассы в ходе квалификации также говорит о его неготовности к этой гонке.
В целом, подводя итоги начала чемпионата, мне хочется отметить, что в данный момент, после четырех этапов, никто - ни "Феррари", ни "Макларен", ни БМВ - не показали все, на что способны. Никто пока не выступил в полную силу и не раскрыл всех карт. Все технические новинки - в частности, аэродинамические - команды приберегли для европейских Гран-При. И теперь, когда команды переберутся в Европу, в расстановке все может измениться. Лишь начало европейских этапов реально покажет нам, кто и на что способен в чемпионате-2008.