Плачь, Марадона!
Как уже всем известно, ничего у них не вышло. Сильнейшей командой на планете стала сборная России, победившая в драматичном поединке со счетом 3-2. И эти 3-2 не были сродни тем, которые бывают при подавляющем преимуществе одного из соперников, решившего свои проблемы в первые дни матча, а на ничего не решающие воскресные встречи выставляющего новичков.
Нет, это было борьба от самого начала и до той минуты, когда взревел в неистовстве переполненный "Олимпийский", когда счастье и гордость были написаны на глазах у каждого россиянина, кто видел этот матч. Когда качали Марата Сафина, в чьи перспективы после первого турнирного дня верилось с трудом. И пусть говорят, что Тарпищев был абсолютно уверен в многолетнем лидере сборной, но ведь известно из уст самих теннисистов, что решение пришло к нашему гениальному капитану лишь в последний момент.
А начиналось все для россиян достаточно безболезненно. Капитан аргентинцев Манчини на игру против Давыденко выставил Хуана Игнасио Челу, которой выиграл у россиянина все пять предыдущих матчей. Такое обстоятельство ничуть не смутило первую ракетку России, который был уверен в себе и для себя непривычно раскован на предматчевой пресс-конференции и жеребьевки. Единственное, что вызывало у Коли откровенное неприятие – разговоры о недавно состоявшейся женитьбе, которая, по мнению теннисиста, никакого отношения к Кубку Дэвиса не имела. "Моя церемония – дело прошлое, а сейчас надо жить настоящим" – интересное заявление для молодожена, не правда ли?
Давыденко отыграл свой стартовый матч спокойно, с осознанием того преимущества, которое у него действительно имелось перед аргентинцем. И минутная расслабленность, результатом которой был проигранный третий сет, лишь укрепила во мнении, что сегодня Давыденко бесЧЕЛАвечен. Он спокойно собрался и довел матч до победы. Правда, потом россиянин признался, что очень сильно нервничал, но на флегматичном лице Николая это никак не отразилось.
Второй матч проходил между старыми соперниками. Множество раз играли между собой Сафин и Налбандян, и баланс личных встреч был не в пользу россиянина. И на этот раз Марат проиграл, причем без особых вариантов. При этом по ходу игры стало понятно, почему именно на Сафина публика ходит специально. Каждый матч с его участием превращается в настоящий спектакль, эмоции бьют через край, и энергетика, исходящая от Марата, невольно передается зрителям.
Правда, в пятницу она в основном передалась аргентинцам во главе с Марадоной, которые неистово поддерживали Налбандяна. Несколько сотен человек в небесно-голубых майках начисто перекричали российских болельщиков, слегка оторопевших от такой наглости. И как могли Южный и Андреев со скамеечки заводили трибуны, но в первыфй день финальных поединков соревнования фанатов выиграли гости. А счет на табло оставался равным. 1-1 и томительное ожидание субботнего поединка.
Уже после окончания матча Сафина и Налбандяна аргентинский болельщик, сын которого, по его словам, тренируется с Хосе Акасусо, на ломаном английском пытался объяснить, в чем же ошибки тренера Манчини. "Нельзя было ставить Челу на матч против Давыденко, правда, Налбандян победил, а значит, решающей станет парная встреча". Полностью с ним согласен.
Анонсированная пара Южный – Турсунов на корт так и не вышла. Вместо едва восстановившегося после травмы Михаила абсолютно неожиданно появился Сафин. Почему же неожиданно? Дело в том, что накануне Марат в пух и прах раскритиковал Тарпищева и уложенное им покрытие, заявив, что не может играть на нем в свой теннис. Даже во время матча с Налбандяном капитан и игрок постоянно переругивались. Правда, Сафин тут же принес на всю страну свои извинения за несдержанность.
Тарпищев, который руководит российским и советским теннисом несчетное число лет, оказался, как и всегда, тонким психологом, дав Марату доказать на корте, кто в доме хозяин. И "Две башни" (Сафин и Турсунов) буквально разорвали своих соперников. Публика на трибунах даже как следует разогреться не успела, настолько мощным оказался натиск россиян. И, прежде всего не готов к нему был Налбандян, который, как мне думается, подспудно берег себя для второго одиночного поединка, понимая, что выиграть пару в субботу не суждено. Марадона становился все мрачнее.
Наконец, настал решающий день. И если накануне и в пятницу аргентинских фанатов на трибунах было слышно хорошо, то теперь российские зрители вняли призывам команды и обрушили на соперников такой звуковой удар, что впору было врачей вызывать. Мы надеялись на то, что Давыденко сможет побороться с Налбандяном, который должен был устать.
Но аргентинца в эти выходные так и не смог никто остановить в одиночке. Появилось даже ощущение, что успехов Давида может хватить для общей победы гостей, но это было бы в крайней степени несправедливо. Ведь у нас была Команда, а у них один лидер и статисты, да не обидятся на меня остальные участники южноамериканской сборной.
Коля проиграл, и настал тот самый момент, когда вновь заявил о себе гений Тарпищева. Против Акасусо, молодого и жадного до победы, выходит Сафин, а великолепно сыгравший в субботу Турсунов вновь полирует скамеечку запасных. И это притом, что Шамиль Анвярович знает о проблемах Марата, о том, что он вряд ли выдержит больше четырех сетов из-за пятки, беспокоившей его весь турнир.
Больше всех, как оказалось, не готов был к такому повороту событий Акасусо, без борьбы отдавший первый сет. Однако затем аргентинец встрепенулся, и на корте пошла равная в целом борьба. Кульминацией стал тай-брейк четвертого сета, в котором Марат психологически сломал своего соперника, и принес России второй в этом веке Кубок Дэвиса. Трибуны плакали, большинство из них – от счастья, аргентинцы по другим причинам. Не помог им Марадона…, который так и не расщедрился на автографы для российских мальчишек. Ничего страшного, у нас есть свои герои – Николай Давыденко, Марать Сафин, Дмитрий Турсунов, Михаил Южный, Игорь Андреев, Евгений Королев и, конечно, Шамиль Тарпищев.
Андрей Максин, специально для РБК, 1-3 декабря. СК "Олимпийский"