Ультрамарафон: кубковое золото и мировые рекорды за Россией
– Ирина, расскажите о том месте, где проходили соревнования.
– Эта гонка имеет очень длинную историю. По давней традиции, Кубок мира по 48-часовому бегу на открытом стадионе уже в двадцатый раз проводится в небольшом городке Сюрджер на юге Франции, недалеко от побережья Атлантического океана. В отличие от многих других аналогичных соревнований, 48-часовой бег в Сюрджере проходит на очень старом стадионе, который был построен едва ли не «в каменном веке», стадион ,мягко говоря, не совсем стандартный. Раньше было принято все мерить в ярдах, и поэтому у дорожки необычная длина – 301 метр с небольшим. Плюс ко всему, это не привычная нам дорожка с современным покрытием, а нечто похожее на гаревую дорожку, только хуже. То есть она становится грязной, когда идет дождь, пыльной - когда сухо и дует ветер. Тем не менее, гонка давно превратилась в почетное собрание лучших в мире профессионалов супермарафона
– Значит ли это, что марафон во Франции - это своеобразная закрытая тусовка любителей экстремальных дистанций?
– В какой-то мере, да. Организаторы ежегодно просматривают рейтинги всех соревнований и чемпионатов мира, отбирают самых сильных спортсменов и приглашают каждого персонально. Круг участников в итоге сильно ограничен, поэтому очень почетно быть приглашенным на эти соревнования. Что касается женщин, в этот раз в Сюрджере собрались практически все сильнейшие спортсменки мира. Легендарная Ирина Реутович из Калининграда, заслуженный мастер спорта, многолетний лидер сборной России . Эдит Берцеш, молодая спортсменка из Венгрии, обладательница многих мировых рекордов в супермарафоне. Хироко Окияма из Японии – сильная и опытная спортсменка. Приехала американка Памела Рид – в осеннем чемпионате мира она была на одну ступеньку выше меня. Наконец, участвовала в гонке и Нина Митрофанова с Украины, она начала бегать 24 и 48 часов всего два года назад, но уже имеет очень высокие достижения.
– Как развивалась борьба в первый день? То, что стадион был открытым, не сильно вам мешало?
– Да что в первый день, что во второй – все слилось в один непрерывный бег. Но вы правы, начать надо с того, что в этот раз погода преподносила нам сюрпризы буквально один за другим. Она менялась постоянно: то изнуряющая жара, то духота, то дождь, то холод, то ветер... На самом деле, сразу произошло то, чего все мы боялись. Буквально за пять минут до старта разразился дождь, причем серьезный. И все первые четыре часа мы бежали под проливным дождем. Когда бежишь обычный марафон, прекрасно знаешь, что через три часа будет финиш, ты переоденешься, высушишься и будешь со спокойной душой отдыхать. Но если впереди еще двое суток, и ты не знаешь, прекратится ли дождь вообще, то перспектива бежать дальше, согласитесь, не самая радужная.
– И вы, должно быть, решили затаиться и выждать, пока соперницы растратят все силы?
– Нет, первые четыре часа я вообще лидировала среди женщин – такая у меня манера начинать гонку. Но стоило дождю прекратиться, как меня обогнала Эдит Берцеш. И после этого между нами началось соперничество, которое продолжалось почти до конца вторых суток. Она то убегала от меня, то приближалась, где-то на двадцать девятом часу я убежала вперед на несколько километров, но потом она снова ушла в отрыв. Наконец, за 9 часов до финиша я вышла вперед, но уверенности в победе у меня не было: Эдит очень волевая спортсменка , и от нее можно было ожидать чего угодно. Но, видимо, где-то на дистанции она либо превысила темп, либо просто не сберегла силы – и потому стала сдавать. В результате, я так и осталась первой до самого финиша. Второе место заслуженно досталось Нине Митрофановой, особенно отличившейся на второй половине супермарафона, и третье – Ирине Реутович.
– Говорят, что незадолго до финиша разразился какой-то природный катаклизм. Что это было?
– Действительно, на 44 часу гонки полил страшный ливень, буквально за пару минут превратившийся в град. Градины же были – безо всякого преувеличения – просто огромного размера, где-то с хорошую виноградину. В какой-то момент находиться на дорожке стало просто опасно. Участники попрятались под крыши, но вскоре многие продолжили бег под зонтиками. Однако из-за того, что стадион имел небольшой уклон, одна его часть мгновенно наполнилась ливневой водой – так что пришлось бежать буквально по колено в воде, с брызгами разгребая не очень чистую водную гладь. Воды было столько, что работники стадиона не меньше двух часов разгоняли ее с дорожки. Правда, к финишу снова выглянуло солнце.
– Какие еще были сложности?
– Чуть сложнее было следить за ходом соревнований. В этой гонке нет уже привычной нам системы электронного подсчета кругов, вместо нее традиционно работают люди - так называемые счетчики. Мне даже показалось, что у них это какой-то культ. На каждого спортсмена выделяется персонально один счетчик, который подсчитывает за ним круги. Причем, каждые два часа с большой помпой и едва ли не строевым шагом эти счетчики меняются. И по истечении каждого часа на табло вывешивается обновленная таблица результатов.
– Какую же все-таки стратегию вы избрали перед началом гонки?
– В этот раз я бежала практически без перерывов. Все дело в том, что гонка под открытым небом – вещь очень опасная, днем жарко, ночью холодно – стоит ненадолго остановиться и с легкостью можно просто замерзнуть. Поэтому я старалась беречь силы и бежать размеренно. И снова мне очень помог в этом мой тренер Александр Алексеев (заслуженный тренер России). Когда меня обошла Эдит Берцеш, я могла бы начать нервничать, вступить с ней в единоборство раньше времени – и неизвестно, что бы из этого вышло. Но тренер сказал: «Не стоит торопиться, побереги силы. Не дергайся, слушай себя». И у меня все получилось. Даже мировой рекорд побила. В моей возрастной группе рекорд по 48-часовому бегу на открытом стадионе был 345 километров. Я же пробежала более 352 километров. Кстати, перед россиянкой Ириной Реутович не устоял мировой рекорд и в ее чуть более старшей возрастной группе(332,6 км и 332,9 км соответственно)
– А в чем секрет победы, по-особенному готовились к соревнованиям?
– Меня часто спрашивают о спортивных секретах, но их нет. Во-первых, нужно много тренироваться. Сейчас такое время, что одного рвения спортсменам не достаточно – необходима еще существенная материальная помощь. Я работаю ведущим экономистом планового отдела Каширской ГРЭС, и ОАО «Мосэнерго» оказывает мне спонсорскую поддержку, чтобы я могла тренироваться и выступать на российских и мировых первенствах. А еще необходим хороший, «боевой» настрой. За три недели до гонки в Сюрджере я неплохо пробежала в Москве марафон, посвященный 60-летию Победы. Заняла, кстати, первое место.
– Большое спасибо вам за вашу победу, не одним же ЦСКА нам гордиться.