Важный курс лекций – прослушан?
Подобраны выступающие были по принципу стремления к предельной конкретности обсуждения: к трибуне выходили люди, непосредственно имеющие дело с основными спортивно-денежными механизмами современного футбола. За исключением замглавы РФС Виктора Груздева, приехали на конференцию работники негосударственных организаций. Не приехали даже по большей части, а прилетели: большая часть ораторов – из британских бизнес-организаций. Таких, например, как клубы английской Премьер-лиги. Впрочем, государственным служащим ныне является и ещё один из выступавших – серб Милан Томич, он – профессор Академии спорта своей страны. Но сложно воспринимать его в каком-то ином качестве, кроме как мэтра именно клубного менеджмента (пожалуй, наиболее на этом поприще преуспевшего из всех славян). Рассказом о своём 15-летнем пребывании во главе спортивного общества "Црвена Звезда" и поэтапной работы над созданием того, что стало золотыми годами сербского футбола, Томич закрывал конференцию. А сначала выступали англоговорящие господа.
Руководитель стратегических проектов британской компании Field Fisher Waterhouse Майкл Стёрлинг задал общий тон выступлениям. Собравшимся в зале представителям российских клубов, спортивным менеджерам и журналистам предстояло прослушать курс лекций на тему "как зарабатывать деньги на футболе". Технически речи специалистов сопровождались демонстрацией компьютерных презентаций, выполненных в программе Powerpoint, и специфика подобного подхода дала о себе знать: выступления с трибуны неслись чёткие и тезисные, к нам заехали зарубежные коллеги рассказывать о том, как футбольный менеджмент строится в Англии. То есть знакомство происходило с подноготной одной из лучших (это если политкорректно, а если искренне – просто лучшей) футбольной страны мира. А западный подход – он полон рациональности, порой для нас переходящей в цинизм. Действительно режет российское ухо такие, например, тезисы, как "задача клубов – давать болельщикам как можно больше возможностей тратить деньги". Да, возникает вопрос – для кого же, в таком случае, существует игра – для зрителей или командных бюджетов, пополняемых за счёт этих самых зрителей? Но, как я уже упомянул, на трибуне были менеджеры, и пришли они не выступить на футбольно-философские темы, а дать практические советы по ведению клубного хозяйства. Тем более, что в нашей стране такие советы на вес золота - принципы буржуазного ведения дел в российском футболе ещё только начинают быть модными.
Каждый квадратный метр стадиона должен приносить прибыль. Болельщики должны тратить деньги не только в дни матчей, но и активно потреблять бренд клуба – не просто скупать банальные шарфы и флаги, а буквально окрасить жизнь в клубные цвета. Болелы должны тратить на это деньги всю жизнь, 365 дней в году. Причём желательно начать лет с пяти. Вот залог финансового успеха, пропагандируемый специалистами, съевшими на этом не одну английскую собаку. Впрочем, выглядеть цинично это может только для человека, не знающего специфику отношения к Футболу в Англии. Не зря Майкл Стёрлинг весь из себя такой делец с ног до головы, напомнил отличную британскую пословицу: англичанин может сменить жену, но не может сменить свой клуб. И люди, легендарно фанатеющие от игры, на все денежные траты идут с готовностью – у них не возникает ощущения, что на них обманно наживаются. И возникнуть не может, потому что какой же обман может быть в получаемом болельщиками в обмен на деньги зрелище – том самом Английском Футболе?
Да, у нас обстоит пока всё иначе, и у нас большинство методов управления футболом должно проходить заметную адаптацию. Нет, наши фанаты любят свои клубы не меньше – просто взаимности ждать пока непривычно. Потому и выглядит анекдотично слайд одной из презентаций, рассказывающий о важности создания командных героев, и содержащий при этом изображения ряда кумиров поколения: Зидан, Бекхэм, Роналдо… и Булыкин. Просто при этом поставленный вопрос – извлечение прибыли из раскрученных образов футболистов. Прибыль, говорите?...
Ну да об уровне нашего футбола мы ещё успеем повздыхать с марта по ноябрь, а сейчас – обратно к нашим заморским лекторам. Выступил финансовый директор ФК "Саутгемптон". Им накануне выпал жребий ближайший матч в национальном кубке принимать "Манчестер Юнайтед". И, разумеется, в аншлаге на эту игру можно не сомневаться. Но оказывается, 30 тысяч зрителей для этого южного городка – не только предельная вместимость стадиона, но и еженедельная заполняемость! И вот рассказывает этот финансовый директор (а зовут его Дэвид Джонс) о структуре клуба, о немалых ежегодных прибылях, лаконично всё и почти педантично, а когда очередь доходит до последнего слайда в его презентации, на нём оказывается… Рисованное изображение паренька в футболке "Саутгемптона", стоящего спиной и производящего оскорбительное действие природного характера по отношению к футболке "Портсмута". Ничуть не смутившись, финансовый директор клуба Премьер-лиги с улыбкой поясняет: "У нас с "Портсмутом" серьёзное противостояние, понимаете". Потому что Дэвид Джонс – он не просто финансист. Он англичанин. В зале многие смеются, хоть и не англичане – действительно, забавно. И тут ведущий конференции Андрей Симонов сообщает, что у мистера Джонса в Англии в эти часы рожает жена. Через час англичанин позвонил уже, вероятно, откуда-нибудь из аэропорта и сообщил, что родилась девочка. Просто к слову – вот такие они, футбольные финансисты из Англии.
День для проведения конференции выбрали вообще каким-то на редкость праздничным для её участников: Виктор Груздев, стоя у трибуны, принимал поздравления с 50-летием, а исполнительный директор фирмы Bastion Stadium Solutions Кен Шарп – с 20-летием свадьбы. Добрый знак, будем надеяться. Жаль только, что в зале были замечены представители всего лишь трёх клубов нашей Премьер-лиги – ведь качественных советов по футбольному клубному менеджменту нашим функционерам действительно не хватает. Если посещать мероприятия подобного рода представители российских клубов будут считать для себя зазорным, нам не останется ничего, кроме как в очередной раз лишь восхищаться европейским подходом. Например, тем, что ничего унизительного для себя не нашёл член совета директоров клуба "Норвич" в том, чтобы назвать свой доклад "Деятельность клуба по привлечению болельщиков без успешного выступления клуба на поле". Просто напоминание нам о том, что футбол – это серьёзное дело. В нём, безусловно, должно быть место улыбке, но пусть это будет здоровая улыбка самоиронии.
Фёдор Пономарёв