Сезон несбывшихся надежд
Андрей Савушкин
В этом году российскому футболу исполнилось 13 лет, то есть из детских штанишек он уже вроде как вырос, но до взрослой одежды ещё не дорос.
Этот год российские болельщики ждали с нетерпением. Казалось, что он сможет стать в какой-то степени переломным для нашего футбола. Однако уже в самом начале сезона нас ждала досаднейшая неудача "Локомотива" в матчах с французским "Монако". Вдвойне обидно было оттого, что российский чемпион-2002 не только продемонстрировал достойный уровень игры, опровергнув расхожий стереотип, что наши клубы не могут хорошо играть весной, но и был просто на голову сильней французов в домашней встрече. Лишь расточительность при реализации голевых моментов не позволила российскому клубу снять всё вопросы ещё в первом матче. В итоге "Локомотив" выбыл из Лиги Чемпионов уже в 1/8 финала, а французский клуб в итоге дошел до финала турнира. Нам же оставалось только кусать локти, вспоминать неудачу Обиоры в концовке московской встречи и гадать, каких бы высот мог на месте "Монако" достичь наш клуб.
Впрочем, горечь от этой неудачи быстро заслонили начавшееся внутреннее первенство и ожидание финальной части чемпионата Европы. Первым тревожным симптомом стали товарищеские матчи первой российской команды. Настороженность вызвали не конкретные результаты, а отсутствие всякой идеи при формировании состава и определении целей, преследовавшихся в этих матчах.
Чемпионат Европы стал вторым тяжелым рубцом на сердце истинных любителей футбола в России. Дело было даже не в том, что сборной не удалось преодолеть групповую стадию (мы и до этого не были избалованы успехами в финальных стадиях). К сожалению, в очередной раз сборную сотрясали скандалы, а игроки тасовались главным тренером как колода карт.
Болезнь раз за разом поражающая лучших российских тренеров, выводящих российскую дружину в финальные части мировых и европейских форумов, настораживает. Тем более что симптомы очень схожие: потеря адекватности в вопросах формирования состава, конфликт с кем-нибудь из ведущих игроков, болезненная реакция на критику. Этот вирус в разных его формах последовательно поражал Садырина, Романцева (дважды) и Ярцева. По всей видимости, в будущем у РФС осталось два варианта: пригласить иностранного специалиста, устойчивого к этой явно российской разновидности болезни, или же заменить тренера накануне финальной стадии (подобный опыт уже имел место в советском футболе).
После португальского провала сборной у российского болельщика в качестве отдушины оставался чемпионат России. Также на горизонте маячил шанс поквитаться со сборной Португалии уже в рамках отборочного турнира чемпионата мира-2006. И, если российский чемпионат порадовал внутренним накалом и интригой до последнего тура, то взять реванш у вице-чемпионов Европы не получилось. Тяжелейшее поражение со счётом 1:7 показало, что сборная находится в кризисе. Горькую пилюлю несколько подсластила победа над Эстонией. Тем не менее, от Германии, где пройдет финальная стадия ЧМ-2006, мы находимся ещё очень далеко.
Осень традиционно прошла под знаком еврокубковых турниров. Однако и тут нашим надеждам не суждено было сбыться. ЦСКА, судя по подбору игроков и вложенным средствам, вполне мог продолжить борьбу в весенней стадии Лиги Чемпионов, а "Зенит" никак не должен был умирать в "группе жизни", пропуская вперед себя клуб второй бундеслиги.
Наконец, последней несбывшейся надеждой российских болельщиков стала так и не состоявшаяся отставка В. И. Колоскова, о которой уже даже объявил российский министр спорта. Неувядающий президент РФС выстоял, увязав свою возможную отставку с выходом нашей сборной в финальную часть чемпионата мира. Так что теперь получается, что все, кто желает отставки Колоскова, ратуют за неудачи нашей сборной. Такой вот парадокс получается.
И всё же, несмотря на все эти несбывшиеся ожидания, хочется верить, что наш футбол стал за этот год взрослее и уж в следующем сезоне точно сможет заказать себе взрослый костюм.
Российским же болельщикам остается жить надеждами на приток в наш футбол новых сильных легионеров, на успех ЦСКА в Кубке УЕФА, а сборной в отборочном турнире.