Итоги российского чемпионата: прогресс налицо
В дореволюционном малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона локомотив определяется как «машина, передвигающая себя и тянущая за собой груз; наиболее употребительное название локомотив для паровоза». В истории России паровозы пришли на смену гужевому способу перевозок, то есть до их изобретения для перевозок в основном использовались лошади. С учетом того, что наименование мужских особей этих благородных животных ассоциируется в среде российских болельщиков с предыдущим чемпионом, можно констатировать, что с точки зрения российской истории наш чемпионат находится на пути прогресса.
Если же говорить серьёзно, то в российском футболе за прошедший год действительно можно отметить целый ряд позитивных моментов. Самый главный из них – интрига, сохранявшаяся до последнего тура и заставившая болельщиков прильнуть к экранам телевизоров. Концовка чемпионата вызвала интерес даже у тех поклонников, чьи команды не принимали прямого участия в распределении призовых мест.
Про нового чемпиона сказано и написано уже много. Остается только ещё раз порадоваться за самобытную и добротную команду Ю. П. Семина. Сейчас представляется, что лакмусовой бумажкой для «Локомотива» станет следующий сезон. Второй раз железнодорожники будут защищать чемпионство и играть осенью на два фронта. Предыдущая попытка окончилась для железнодорожников провалом и первым за долгое время неучастием в еврокубках. Посмотрим, сможет ли Семин учесть ошибки прошлого года и исправить их.
Необходимо признать, что, пожалуй, главным творцом столь интригующего финиша чемпионата всё-таки стал ЦСКА. Армейцы этой осенью словно поставили себе задачу развенчать мнения скептиков, твердивших о том, что у «Гинера всё схвачено». Сначала они, вопреки прогнозам, дважды уступили в Лиге Чемпионов команде Абрамовича «Челси», а затем упустили чемпионство, имея трехочковую фору за три тура до конца чемпионата. Чисто с человеческой точки зрения армейцев немного жалко, тем не менее, именно вырванное на самом финише чемпионство «Локомотива» показало, что в российском футболе есть ещё место интриге и неожиданности. Интересно будет посмотреть, не подорвет ли эта относительная неудача энтузиазма армейских спонсоров и веру президента ЦСКА в Газзаева.
На лучшее исполнение роли второго плана в этом сезоне, безусловно, есть два основных претендента – «Зенит» и «Крылья Советов». Первые, долгое время лидируя во втором круге, сначала поддерживали интригу в чемпионате, а затем, проиграв ЦСКА, казалось, убили её. Впрочем, возродить интригу удалось самарскому коллективу, устоявшему в Москве против ЦСКА, в награду за что «Крылья Советов» и получили бронзовые награды. И, если положение дел в клубе останется на должном уровне, думаю, что самарцам будет по силам достойно представить российский футбол на европейской арене в будущем году. «Зениту» же напротив необходимо искать утешение в Кубке УЕФА уже в этом году, что может поднять не только престиж клуба, но и рейтинг всего российского футбола.
В целом же российский клубный футбол в этом году достойно смотрится на европейских смотринах, несмотря на отсутствие в рядах участников еврокубков двух основных поставщиков рейтинговых очков России последних лет – «Спартака» и «Локомотива». Относительным провалом явилось только выступление «Рубина», что, в общем, справедливо с учётом обстоятельств попадания клуба на европейскую арену.
Конечно, чемпионат не обошелся ни без судейских и дисциплинарных скандалов (драка в матче «Сатурн» - ЦСКА), ни без странных матчей (игры с участием «Динамо» и «Кубани» в последнем туре), ни без громких отставок (массовое увольнение иностранных тренеров, не прижившихся в России). Впрочем, без этого наш чемпионат уже может показаться пресным.
Основным негативным моментом являются попытки руководства ряда клубов нарушить регламент чемпионата путём расширения премьер-лиги. Однако этот вопрос имеет отдаленное отношение к самой игровой составляющей российского клубного футбола.
На данный же момент – чемпионат закончен, большинство игроков ушли в заслуженный отпуск, но уже весной состав нашего чемпионата, независимо от количества вагонов, вновь потащит вперед «Локомотив».