Зидан дал старт чемпионату Европы
Уже первый тур чемпионата Европы подарил два матча, которые по своему составу достойны любых финалов любых турниров. Голландцы и немцы отношения выяснят только завтра, а вот англичане с французами свой матч уже сыграли.
По большому счету, трудно было от этого матча ожидать феерического футбола. Это сборные вроде Греции или России ставят перед собой задачу выйти в четвертьфинал и потому уже сейчас находятся на пике формы. Англичане с французами надеются на победу в турнире, так что лучшие кондиции они наберут только к концу июня.
И все же матч ожидался с большим интересом. В любом своем состоянии Бекхэм, Анри, Зидан, Оуэн могут выдать сильную игру. В конце концов, этого для того, чтобы бегать весь матч, нужна хорошая форма, а точный пас отдать можно в любом состоянии. Да и дело не только в этом. Даже самый интересный по содержанию матч не привлечет большого внимания, если играют в нем, предположим, болгары и шведы. Болельщику нужна интрига, а для этого нужно, чтобы противостояние было историческим.
Да и интриги чемпионату не хватало. Конечно, уже первый же день принес сенсацию, но греки настолько уверенно играли против португальцев, что уже минуты с 20-й ясно было, что в их победе ничего неожиданного не будет. А уж когда счет стал 2-0, в победе греков вообще сомнений было немного. Короче, первенство до воскресного вечера выходило пресным.
Французы и англичане ожидания оправдали в том смысле, что действительно не показали феерического футбола. Класс свой они продемонстрировали, но если бы не сумасшедшая концовка матча, никто бы об игре потом не вспомнил. Свен-Горан Эрикссон традиционно выставил двух форвардов, но реально англичане играли с одним нападающим: Уэйн Руни еще хоть как-то пытался давить на оборону соперника, а вот Оуэн пропал из виду с самого начала матча и так и не вышел из тени. Лишь раз он мог хоть что-то сделать, но запорол выход три в три. Ни Бекхэм, ни Лэмпард, ни Джеррард ничего не могли сделать в атаке.
Не запомнились и французы. Может быть, сезон выдался слишком тяжелым, а может быть, они действительно планируют выйти из группы как-нибудь, а потом постепенно прибавлять. Во всяком случае, их попытки отыграться произвели угнетающее впечатление. Ну когда такое было, чтобы Зидан не знал, что ему делать с мячом и вынужден был бить с громадной дистанции, просто потому, что некому было пас отдавать.
В общем, до 90-й минуте матч был не особенно выдающимся. Напряжение было громадным, но этот показатель был единственным, по которому игра была на высоте. Зато концовка наглядно продемонстрировала, что такое "роль личности в истории".
Дело даже не в том, что Зидан за минуту забил два гола и превратил поражение в победу. Штрафной, с которого он забил гол, был совершенно необязательным. Хески мог, наверное, отобрать мяч и без нарушения правил, мог вообще мяч не отбирать: атака французов уже выдыхалась и ничего бы Макелеле не сделал.
Сразу после этого ошибся Джеймс. Конечно, выставляя стенку, он рассчитывал на то, что либо пробьет левша (ну неудобно оттуда правой ногой бить), либо последует навес. И стенку выставил неправильно. Наверное, именно в этом сказывается класс команды и игроков.
А через минуту ошибся Джеррард. И пусть эта ошибка объясняется тем, что англичане уже выиграли для себя этот матч и оказались в подавленном состоянии после гола Зидана. Пусть трудно было предположить, что за минуту можно забить два гола. Все равно Джеррард виноват: нельзя допускать такие ошибки на последней минуте матча чемпионата Европы, в котором ты встречаешься со своим основным соперником.
Зидана признали лучшим игроком матча, хотя, если бы матч продолжался ровно 90 минут, он бы стал одним из главных разочарований. Но кто потом будет вспоминать, что лидер французов был беспомощен в течение полутора часов? Никто, так же, как никто не вспоминает, что Зидан не слишком хорошо сыграл на чемпионате мира 1998 года. Он выиграл финал, а этого вполне достаточно.
Зидан превратил матч в главное событие Евро, и, пожалуй, именно сейчас можно сказать, что чемпионат начался.