Мировые шахматы поставлены перед выбором
Процесс шахматного объединения, о котором так оптимистически отзывались два года назад, когда были достигнуты пражские соглашения, скорее всего пойдет по другому пути. В обход Международной федерации шахмат и ее президента Кирсана Илюмжинова.
Глава Ассоциации профессиональных шахматистов (АПШ) француз Жоэль Лотье заявил, что его ведомство дает ФИДЕ последний шанс, чтобы взять в свои руки инициативу по объединению шахматного мира. В случае, если Кирсан Илюмжинов этот шанс не использует, то его роль и роль ФИДЕ в дальнейшем в мировых шахматах определить будет очень сложно.
Лотье официально озвучил ультиматум в адрес Илюмжинова, в котором сказано, что в течение месяца с момента окончания матча за звание чемпиона мира по классическим шахматам между Владимиром Крамником и Петером Леко ФИДЕ должна объявить о дате и месте проведения матча между Гарри Каспаровым и победителем нокаут-чемпионата. Этот турнир стартует в середине июня в Ливии.
По сути дела, этот нокаут-чемпионат никому не нужен. Во всяком случае, никому из ведущих гроссмейстеров мира. Ни один из предыдущих нокаут-чемпионов в ливийском чемпионате не участвует: ни Анатолий Карпов, ни Александр Халифман, ни Вишванатан Ананд, ни Руслан Пономарев. Да что там чемпионы – вообще 13 сильнейших гроссмейстеров отказались участвовать в турнире, который они просто игнорируют.
Власти и денег ФИДЕ не хватает уже давно, что одним удар разрубить гордиев узел противоречий и разом решить все вопросы. Мыслимое ли это дело, чтобы раньше была такая ситуация, что матч за звание чемпиона мира по шахматам сначала бы переносился два раза, а потом и вовсе был отменен из-за каких несерьезных претензий сторон друг к другу? Раньше бы участники чемпионского матча просто сели за шахматную доску на любых условиях и все.
Потому что у ФИДЕ хватало полномочий, чтобы приструнить непокорных. Впрочем, когда в 1993 году Гарри Каспаров решил выйти из ФИДЕ и провести матч за звание чемпиона мира с Найджелом Шортом самостоятельно, чтобы не делиться деньгами с ведомством Флоренсио Кампоманеса, ФИДЕ уже ничего не смогла сделать, чтобы остановить раскол.
Сейчас весьма сомнительно, что ведомство Кирсана Илюмжинова сумеет без сучка и задоринки провести первенство в Ливии. Дело в том, что у израильтян и американцев, которые будут участвовать в нокаут-чемпионате, могут возникнуть проблемы с визами. Об этом прямо заявил ливийский лидер Муаммар Каддафи. А обещание ФИДЕ провести часть матчей на Мальте, чтобы не было таких вот политических накладок, так и осталось обещанием.
Еще более сомнительно, что ФИДЕ сумеет опять же четко провести матч между Каспаровым и нокаут-чемпионом. По той простой причине, что сейчас спонсоры не так то охотно дают Кирсану Илюмжинову деньги на шахматные нужды. Им подавай суперматч человек-компьютер, или матч ранга Крамник – Каспаров или Каспаров – Ананд.
В этом плане у АПШ дела в полном порядке. Матч между Крамником и Леко спонсирует сигарная компания Dannemann, призовой фонд матча – 1 миллион швейцарских франков, и пройдет не в Аргентине или Украине, а в благополучной Швейцарии. Организацию матча, который тоже долго был "подвисшим" из-за дельцов из "Эйнштейн Групп" можно даже назвать образцовой.
Именно матч за звание чемпиона мира по классическим шахматам является продолжателем традиций, которые еще в 1886 году заложил Вильгельм Стейниц, ставший первым чемпионом мира. В общем АПШ может диктовать свои условия даже ФИДЕ.
В этом случае становится ясно, что сильнейшему по рейтингу игроку мира Гарри Каспарову, которому ФИДЕ создала благоприятные условия для возвращения шахматной короны, придется несколько изменить свою позицию. Большинство игроков согласны с теми предложениями, которые выдвигает АПШ по вопросу объединения шахматного мира.
Каспаров попытался было предложить провести турнир между четырьмя полуфиналистами нокаут-чемпионата в Ливии с одной стороны, и Крамником, Леко, Анандом и им самим с другой, чтобы определить абсолютного чемпиона мира, но этот вариант был отвергнуть, поскольку тогда терялась суть поединка Крамника и Леко.
Чемпион мира ФИДЕ Руслан Пономарев также предлагает провести объединительный турнир сильнейших гроссмейстеров, но его предложение, по сути, ничем от высказываний Каспарова не отличается, поэтому тоже вряд ли будет услышано. Очевидно только, что шахматы сейчас ближе к разъединению, чем к объединению.