"Испанская партия" Владимира Крамника
На прошлой неделе в Линаресе завершился шахматный супертурнир ХХ-й категории сложности. Выиграл его – впервые единолично – чемпион мира по классическим шахматам Владимир Крамник. Выиграл без натуги, в двенадцати партиях одержав две победы и десять раз сыграв вничью. Он в точности повторил свой же прошлогодний результат, и победил, можно сказать, классически.
Перед стартом
В турнире участвовали семь гроссмейстеров: Гарри Каспаров, Владимир Крамник, испанцы Алексей Широв и Франсиско Вальехо-Понс, венгр Петер Леко, болгарин Веселин Топалов и азербайджанец Теймур Раджабов, которого некоторое время назад окрестили "новым Каспаровым". Видимо, в силу того, что и Каспаров и Раджабов родились в Баку. Гроссмейстеры в два круга сыграли 12 партий на самом престижном турнире года.
Гарри Каспаров в прошлом году провел поединок с трехмерным шахматным монстром Fritz 8, а затем возглавил политическое движение "Комитет-2008". Удивительно еще, как он нашел в своем плотном графике место на Линарес, ведь с прошлого года он провел с людьми всего шесть партий. Но испанский турнир остается его любимым, хотя в прошлом году Гарри Кимович в пух и прах разругался с организаторами.
В прошлом году Раджабов нанес тринадцатому чемпиону мира поражение, играя черными фигурами. Тогда Каспаров допустил очевидный промах, но ничего нельзя было поправить. Организаторы турнира признали ту партию лучшей, чем привели Гарри Кимовича в ярость. Он даже хотел отказаться от будущих приездов в Андалузию, но потом передумал.
И это неудивительно, так как, участвуя в Линаресе с 1990 года, Каспаров чаще всего становился победителем турнира, которому нередко присваивалась высшая ХХI-я категория сложности. Гарри Кимович выигрывал семь раз, а однажды победил в партии с Крамником.
Линарес, который придумал испанский миллионер Луис Рентеро, проводится с 1978 года. Его нередко называют "шахматным Уимблдоном" или неофициальным чемпионатом мира, хотя призовой фонд – 360 тысяч евро – с настоящим теннисным Уимблдоном в сравнение не идет.
Наверное, неофициальным чемпионатом мира Линарес можно было бы назвать и на этот раз, участвуй в турнире индус Вишванатан Ананд. Но чемпион мира по быстрым шахматам, в последнее время набравший потрясающую форму, отказался от участия в турнире, поскольку не захотел играть со своим злым гением Каспаровым. Наверное, это не подлежит разумному объяснению, но Ананд рядом с Каспаровым играет в совершенно нетипичные для себя шахматы. Подвергать свою психику еще одному испытанию он не захотел.
Кроме Ананда было заметно отсутствие в турнире чемпиона мира по версии ФИДЕ украинца Руслана Пономарева, россиян Петра Свидлера, Александра Грищука и Александра Морозевича, венгерки Юдит Полгар, украинца Василия Иванчука. Но в любом случае, турнир получился очень представительный.
Перед его началом были интересны два противостояния. Первое: Каспаров против Крамника. После чемпионского матча в 2000 году игры двух сильнейших гроссмейстеров всегда интересны. Второе: Крамник против Леко. В сентябре-октябре этим двоим предстоит помериться силами в матче за звание чемпиона мира по классическим шахматам, поэтому на предварительный расклад сил посмотреть всегда интересно.
От старта до финиша
Церемония открытия прошла в местном муниципальном театре имени Сервантеса. Сначала шахматисты немного послушали концерт виолончелиста Мануэля де Фальи, затем выслушали приветствия от региональных властей и местных знаменитостей, и в конце концов получили свои игровые номера. Главный арбитр турнира Хуан Варгас Санчес подписал соответствующий протокол.
Уже в первом туре, который был сыгран в гостинице "Анибаль", как и весь турнир, впрочем, произошло два знаменательных события. Гарри Каспаров черными играл с Алексеем Шировым. Вроде бы обычная партия, но все дело в том, что эти соперники более четырех лет не только не пожимали друг другу руки, но даже и не здоровались. А все дело в том, что Каспаров в свое время отказался играть с Шировым матч за звание чемпиона мира. На этот раз испанец и москвич обменялись рукопожатием, показав, что старые обиды забыты, чем привели организаторов в неописуемый восторг.
Вторым знаменательным событием стала партия Теймура Раджабова и Петера Леко, которая завершилась победой венгра. Вроде бы, опять ничего необычного. За исключением того, что следующая результативная партия в Линаресе этого года была сыграна только через пять туров. В свое время Луис Рентеро "миролюбивых" гроссмейстеров на турнир больше не приглашал, но те времена прошли.
Возможно, играй в турнире Ананд, результативных партий было бы гораздо больше, но ведь и Каспарова, как казалось, вполне достаточно. Однако, сильнейший по рейтингу гроссмейстер планеты, сумел одержать всего одну победу. Сыграв одиннадцать партий вничью, в том числе две – с Владимиром Крамником, Каспаров сумел обыграть только Вальехо. Он не сумел взять реванш у Раджабова, хотя был невероятно близок к этому и лишь чудо в виде ошибки опытнейшего земляка спасло 16-летнего бакинца от поражения. Но кто об этом вспомнит через несколько лет – главное же результат!
Он не сумел обыграть традиционно удобного для себя Широва. Каспаров много чего не сумел, возможно, в битвах с компьютерными монстрами и склоках в попытках организовать матч за первенство мира, растеряв свое умение играть с людьми, и может, и просто начав сдавать позиции. Но он – единственный из участников турнира, кто почти в каждой партии стремился к победе и провел в итоге за шахматной доской больше всех по времени. И не случайно, именно Каспаров стал первым и пока единственным участников Линареса-2005.
А вот Крамник играл не на победу в каждой партии, а на результат в турнире. И в зависимости от этого строил свою тактику. Чемпион мира одержал две красивейшие победы – над Веселином Топаловым и Петером Леко. Последняя особенно принципиальна, потому что с венгром у него пока отрицательный баланс в партиях с классическим контролем времени, и именно в поединке с Леко ему предстоит отстаивать звание чемпиона мира. Крамник спокойно и уверенно сыграл "испанскую партию" в Линаресе, добившись победы.
Из всех остальных участников турнира можно выделить Теймура Раджабова. Потерпев два поражения и занимая последнее место, юный гроссмейстер нашел в себе силы повернуть ход событий в свою пользу и, одержав две победы, в итоге вышел, как говорят шахматисты, на "нулевой" показатель, заняв четвертое место. Успех? Безусловно!
После финиша
Владимир Крамник не слишком эмоционально выразил свою радость по поводу победы в турнире. Но он, в отличие от Гарри Каспарова, который играет уже не только в шахматную, но в и "большую" политику, ответил откровенно на все вопросы журналистов. Даже на такие, которые можно было бы и проигнорировать.
-- Только не пытайте меня в том, чтобы я вам однозначно ответил на то, начался закат Каспарова или нет. Скажу сразу, что мне сейчас гораздо тяжелее играть в Анандом или с Леко, чем с Каспаровым. Он – великолепный игрок, но у меня нет никаких проблем в игре с ним. Вообще, если бы Каспаров играл в стольких турнирах, во скольких принимают участие другие шахматисты, его рейтинг не был бы таким высоким.
-- Вы говорите, что я сыграл много ничьих, причем некоторые с минимальным количеством ходов? Есть такая русская пословица – "победителей не судят". Неважно, каким образом ты добился победы. Важен только конечный результат. Возможно, ничьих у меня было бы меньше, если бы моя подготовка к турниру в игре белыми была на более высоком уровне. Но я выиграл и хочу поблагодарить моего тренера Мигеля Ильескаса, который сделал очень многое для моей победы.
Что еще можно сказать? Если о Владимире Крамнике, то согласно социологическим опросам, его имя знают 90% россиян – а этот показатель очень высок. Он не думает, а анализирует, не смотрит, а учится, не мечтает, а играет в шахматы со своим подсознанием. Он не любит шум и очень любит смотреть хорошее кино. Например, "Гладиатор" - один из его любимых фильмов. А еще – он любит дискотеки, потому что там практически всегда полумрак и его практически никто не узнает. Он очень любит футбол и мадридский "Реал" – даже во время турнира в Линаресе он нашел пару часов, чтобы посмотреть матч Лиги чемпионов "Бавария" - "Реал".
А если о турнире… Организаторы уже думают, как изменить его формулу таким образом, чтобы меньше партий игралось вничью. Может быть, что-нибудь и придумают.