Ю. Белоус: Наш футбол станет прибыльным лет через 5-6
- Почему российским футбольным клубам не хватает денег?
- Это происходит по одной простой причине: их нет у населения. У нас еще не сформирован средний класс, а значит, нет денег у той категории лиц, кому футбол очень нужен. Вот, к примеру, в чем разница между Россией и Англией. Здесь мы собираем 200 тысяч долларов за все свои 15 матчей, а, к примеру, лондонский "Арсенал" за один матч получает от продажи билетов в десять раз больше, чем мы за сезон. Вот поэтому клубы не могут заработать средства на развитие детского и юношеского футбола, на развитие инфраструктуры и т.д. Получается, что футбол в России станет настоящим бизнесом только тогда, когда вырастет покупательная способность населения. А пока содержание футбольного клуба – это "билет на попадалово" – они только тратят деньги, не получая дохода. Но с другой стороны, футбол играет важную социальную роль, и те люди, которые вкладывают средства в клубы, это прекрасно понимают. Некоторые успешные бизнесмены, в том числе и наши акционеры, не рассовывают деньги по карманам и не вывозят их в оффшорные зоны, а вкладывают в производство и спорт.
- Но вложения в производство дают прибыль, а вложения в спорт – нет.
- Не дают, но люди чувствуют социальную ответственность, а потому и тратят капиталы не только на себя лично, но и на спорт. К примеру, только на детско-юношеский футбол мы тратим 300 000 долларов в год.
- Когда же положение может улучшиться?
- Думаю, что не раньше, чем через 5-6 лет. Взять зарубежный опыт: огромную часть доходов клуб получает от продажи прав на телетрансляции. В России за прошлый сезон выплаты составили от миллиона у чемпиона до 110 тысяч долларов у аутсайдера. В Англии же доходы от ТВ составляют миллиарды.
- Почему же наши клубы не могут извлекать серьезные доходы из продаж командной символики?
- Да все потому же. Комплект формы на Западе стоит 100 долларов. У нас его смогут купить единицы. Да и за 20 долларов продать большое количество футболок не представляется возможным. Кроме того, сейчас в России есть только два клуба, которые могут продать большое количество комплектов формы – "Спартак" и ЦСКА – клубы федерального значения. Может быть, в будущем нам за счет торпедовских традиций тоже удастся что-то сделать в этом направлении, но это произойдет очень нескоро.
- Как распределены акции среди владельцев клуба?
- Все 100% акций принадлежат "Норильскому никелю".
- Скоро предстоит лицензирование клубов в соответствии с требованиями УЕФА. Готовы ли российские клубы к нему?
- Наш клуб полностью готов к этому, у нас абсолютно прозрачный бюджет, правда, не для прессы, а для федерации и соответствующих органов. У нас нет никаких "левых" денег, а средства поступают либо от акционеров, либо от финансово-хозяйственной деятельности клуба. Что касается остальных клубов, то пусть они сами комментируют ситуацию.
- Некоторые российские клубы заявляют о том, что собираются выпустить акции на биржу…
- В этом нет никакого смысла. Зачем выпускать акции, которые заведомо будут убыточными? Их просто никто не будет покупать. Сейчас ни один клуб в нашей стране по определению не может быть прибыльным.
- Собирается ли "Торпедо-Металлург" выкупить у ЗИЛа стадион имени Стрельцова?
- Да, это в наших ближайших планах.
- Как поведет себя "Торпедо-Металлург" во время трансферного окна?
- Мы собираемся выставить на трансфер около 10 игроков, среди них – Оганян, Лыхин, Ковалев, Корытько – это те футболисты, которые привлекались к играм за основной состав. Но часть из них мы отдадим в аренду, так как считаем, что они еще могут принести пользу клубу. В свою очередь мы собираемся приобрести 6 новых футболистов, имена которых, по понятным причинам, я вам не назову.
Кроме руководства клубом, Юрий Белоус стоял у истоков развития футбольного бизнеса, ныне почетный президент компании "Футбол-маркет". Сфера деятельности компании очень широка и включает в себя проведение выставок, организацию турниров, а также содержание Высшей школы футбольного менеджмента. (ВШФМ).
- ВШФМ существует уже полгода и открылась по инициативе Юрия Белоуса, - говорит завуч школы Наталия Флоренская. - Он вообще является у нас генератором идей, а наше дело – воплощать их в жизнь. Школа предлагает обучение футбольному менеджменту, экономике и управлению футбольным клубом. Есть два варианта – курсы повышения квалификации – 72 часа и учебная программа профессиональной переподготовки – 520 часов. Среди преподавателей ВШФМ такие известные в футбольном мире люди, как В. Радионов, Ю. Заварзин, А. Чернов, Г. Логофет, Н. Симонян и многие другие. В качестве потенциальных слушателей к нам обращаются люди во всего СНГ: ведь нигде, кроме Москвы, подобного учебного заведения на постсоветском пространстве нет.
- Еще одно направление деятельности компании – проведение международных выставок и различных турниров, - присоединяется к разговору Александр Лагутенков, генеральный директор Российской ассоциации физической культуры и спорта для всех. Эта организация сейчас работает совместно с компанией "Футбол-маркет". – В этом году уже в пятый раз пройдет выставка "Футбол-маркет". Под той же крышей "Экспоцентра" и в то же время мы проводим другую, при этом самостоятельную выставку – "Стадионное оборудование и современные покрытия на спортивных сооружениях". Аккредитованные гости не только представляют лицом свои товары и услуги, но и участвуют в различных конференциях и семинарах. Кроме того, компания "Футбол-маркет" организует футбольные турниры среди команд, представляющих региональные правительственные органы, среди туристических компаний, среди СМИ. Соревнования проходят в разных городах СНГ и в дальнем зарубежье.