Василий Шестаков: дзюдо - это способ борьбы с терроризмом
- Нужен ли России такой турнир, как "Гран-при"?
- Это очень важные и нужные соревнования. Во второй раз делается попытка собрать в Москве сильнейших борцов планеты. Ведь нельзя не учитывать, что дзюдо очень активно развивается сейчас во всех регионах. Я был на Кубке мира в Швейцарии и обратил внимание, что все команды очень ровные по составу. Исход многих поединков решался буквально в последней схватке. Во многих странах появились сильные борцы, которые составляют реальную конкуренцию японцам, корейцам, французам - традиционно ведущим дзюдоистам.
Может быть, это громко звучит, но сейчас дзюдо, да и спорт вообще, - это один из способов борьбы с терроризмом. Ведь спортсмены из разных стран, даже враждующих между собой, выясняют все свои вопросы на татами, а потом остаются друзьями. Евреи с арабами на банкетах сидят вместе и нормально общаются. Так что "Гран-при" будет не только зрелищным соревнованием, но и способом объединения людей из различных стран.
- А насколько гарантировано присутствие в Москве сильнейших дзюдоистов?
- Это во многом зависит от того, какие условия будут им предложены. Но по опыту прошлого года могу сказать, что должен собраться очень приличный состав.
- Уже много лет никто не может составить конкуренцию японцам. Долго ли это будет продолжаться?
- Для того чтобы это сделать, нужно иметь такую же систему подготовки, как практикуется в Японии. Там все дети без исключения начинают заниматься дзюдо еще в школе, в начальных классах. То есть отбор лучших спортсменов имеет практически безграничные возможности. Ни один талантливый ребенок не остается незамеченным. А у нас, возможно, в глубинке есть потенциально не менее талантливые спортсмены, но о них никто не знает. Так что если какая-то страна создаст такие же условия подготовки, как в Стране восходящего солнца, у нее будет шанс составить японцам конкуренцию. Но пока нигде больше такого не наблюдается. Что-то похожее есть во Франции - там существует порядка 250 клубов, и дзюдо по популярность делит второе-третье место с легкой атлетикой. Странно, что дзюдо не завоевало такой же популярности и в остальном мире: ведь это очень демократичный вид спорта. Чтобы им заниматься, не нужно дорогостоящего оборудования. Идешь, покупаешь кимоно и ты готов к занятиям.
- Какова ситуация в нашей стране?
- На сегодняшний день дзюдо получило очень мощную поддержку в лице президента. Он вообще поддерживает все виды спорта, но к борьбе отношение особенное, поскольку сам Путин занимался дзюдо и самбо. Отсюда повышенное внимание СМИ, что накладывает отпечаток на этот вид спорта, он становится более привлекательным для детей, для молодежи. Другое дело, что руководство нашего дзюдо должно более разумно подходить к его развитию. Неприятный пример: наша команда по непонятным причинам не приняла участия в Кубке мира в Швейцарии, хотя нас все там ждали. Сам Путин послал свое обращение к участникам в расчете на то, что его услышат наши спортсмены, но этого не произошло.
- А какая реальная помощь исходит от президента?
- Основная помощь - популяризация вида спорта. А в регионах многое зависит от местной администрации. Спортсмены и тренерский состав должны получать какую-то помощь, в основном - финансовую. А часто получается, что местные власти тратят деньги на что угодно, только не на спорт. Как итог - исчезают детско-юношеские спортшколы, и молодежи больше ничего не остается, кроме как идти на улицы - в преступность, алкоголизм и наркоманию. Конечно, сейчас, благодаря усилиям Владимира Путина, Вячеслава Фетисова, других людей делается очень многое, чтобы в чем-то вернуться к старой, советской системе подготовки спортсменов, которая работала гораздо эффективнее, чем нынешняя. И если воссоздать необходимое количество бесплатных спортивных школ, туда начнется приток детей, а значит, они не пойдут на улицу и в криминал.
- Так если ребенок хочет заняться дзюдо, есть ли ему, куда пойти?
- Насчет всей страны не отвечу, но в Москве и в Питере есть клубы, в которых двери всегда открыты. В столице в сотрудничестве с правительством Москвы мы налаживаем систему клубов "Явара-М". Задача - сделать так, чтобы в любой школе, а затем и в детских домах был тренер, который мог бы дать хотя бы начальные уроки детям. А потом самые талантливые смогут перейти в клуб "Явара-Нева", который собирает лучших дзюдоистов со всей страны.
- С Владимиром Путиным вас связывают дружеские отношения. Насколько часто получается встретиться с ним и просто пообщаться?
- Нельзя сказать, что очень часто - все-таки график у президента очень напряженный. Но друзей детства не выбирают, любому нормальному человеку необходимо неформальное общение, так что порой получается побеседовать за чашкой чая. Когда-то мы вместе тренировались, ездили на соревнования. Путин был перспективным и надежным спортсменом. Он выступал в легком весе, а значит, в командных соревнованиях выходил на татами первым, и на него всегда можно было положиться.
- Почему дзюдо так мало присутствует на телеэкранах?
- Это больной вопрос не только для дзюдо, но и для других видов борьбы. Дзюдо - спорт очень зрелищный и если сопровождать его грамотным комментарием, может быть очень привлекателен для зрителя, особенно командные соревнования. Сейчас многое делается, чтобы дзюдо стало еще интереснее: например, спортсмены борются в кимоно разных цветов, чтобы даже дилетант понимал, кто кого бросил. Я надеюсь, что с приходом нового руководителя Госкомспорта у нас появится государственный спортивный телеканал, на котором зрители смогут увидеть разные виды спорта, а не только футбол и хоккей.
Фото: www.peoples.ru