Марат Сафин: мальчик созрел
Триумфальный матч с аргентинцами, безусловно, войдет в историю. В основном, конечно, за счет рекордного для мировой группы Кубка Дэвиса пятого сета парной встречи. Но некоторые моменты игры позволяют предположить, что для российского тенниса эти три дня могут стать одним из переломных моментов.
При некоторых болезнях в состоянии пациента может наступить так называемый "кризис". После него больной либо быстро умирает, либо так же быстро идет на поправку. Нет, я ни в коем случае не хочу сказать, что наш теннис болен. Наоборот, если верить Шамилю Тарпищеву, он здоров как никогда. Неисправимый оптимист утверждает, что мы уже стали второй после США теннисной державой мира. Кризис я понимаю в том смысле, что нас ждут перемены. Следующий сезон в любом случае не будет похож на нынешний.
Прежде всего, нельзя исключать вариант, при котором Кафельников все же выполнит свое обещание (или угрозу?) и уйдет, выпив напоследок шампанского из Серебряной салатницы. Тогда роль лидера нашей команды переходит к Марату Сафину, в помощниках у которого будет Михаил Южный. Вот и хочется понять, готов ли Марат к тому, чтобы взвалить на плечи эту ношу.
Судя по играм с аргентинцами, Сафин, хоть и поздно, но все-таки взрослеет. Еще год назад после проигрыша Хрбаты на Кубке Кремля, он, несмотря на свои 193 сантиметра роста, напоминал не взрослого мужика, а обиженного ребенка. Со слезами на глазах и дрожью в голосе он рассказывал журналистам, как неприветливо встретила его московская публика. Он даже угрожал больше никогда не приезжать в столицу: видите ли, освистали его, когда первый сет он отдал со счетом 0:6. Понятное дело, все это были эмоции после обидного поражения, но сути это не меняло: Марат не избавился от психологии тинейджера.
В этом году, видимо, наступил тот момент, когда психология Сафина начала устанавливаться. Нельзя сказать, чтобы он очень успешно выступал: все-таки ни одного выигранного турнира. Но во время матчей на Кубок Дэвиса Марат преображался. Такого серьезного, собранного и по-хорошему злого Сафина я не видел давно.
Не секрет, что много матчей он проиграл только из-за проблем с психологией. Когда игра идет, он в состоянии сокрушить любого. Стоит же несколько раз подряд ошибиться, тут же следует провал, потом еще один, и все, пакуй чемоданы и лети на другой турнир. Что же мы увидели в прошедший уик-энд. Первый день. Марат раскидывает по аутам все мячи в первой партии, но потом собирается и "выносит" Челу спокойно и уверенно. Второй день. У Сафина не идет игра в первых двух партиях. Он опять быстро приходит в себя и помогает Кафельникову довести дело до пятого сета. И тут еще один удар: подавая на матч, мы отдаем гейм – как раз на подаче Сафина. Проигрываем этот бесконечный поединок. Казалось бы, сил не осталось ни физических, ни моральных – наш герой даже не дошел до пресс-центра и не пообщался с журналистами. Третий день. На корт выходит совершенно другой человек, настоящий чемпион. Не оставляет Налбандяну ни шанса в первой партии, после серии ошибок отдает вторую и – в третий раз за три дня – находит в себе силы, чтобы безоговорочно победить.
Возможно, все описанное либо случайность, либо объясняется невиданным душевным подъемом на глазах у родной публики. А может, это лишь начало процесса превращения первой ракетки нашего тенниса во взрослого по-настоящему игрока. Что же касается самой игры, то Сафину в мире почти нет равных. Год назад он практически не умел играть у сетки. Теперь он играет с лета все увереннее и увереннее. Наладился прием, а в подаче и розыгрышах на задней линии Марату и раньше мало кто мог составить конкуренцию.
Так что если пациент (читай - российская команда по теннису), который скорее жив, чем мертв, после "кризиса" пойдет в правильном направлении, уже через два-три года мы должны, наконец, увидеть Сафина во главе табели о рангах.