Крамник и Каспаров продолжили "ничейную осечку"
Хотя на пресс-конференции после первой партии и Каспаров, и Крамник отметили ее важность для дебютной теории, едва ли это могло по-настоящему удовлетворить шахматную публику. Кроме того, чтобы по-настоящему выяснить отношения за доской в матче из четырех партий, оба "К" должны были полностью отказаться от выжидательной тактики.
Вторая партия оправдала ожидания. Состоялся классический полноформатный шахматный триллер. С самого начала Гарри Каспаров пригласил соперника на принципиальную борьбу – 1.е2-е4, и Владимир Крамник принял это приглашение: 1…с7-с5! Вместо того чтобы отстаивать покосившуюся на турнире в Астане "берлинскую стену", или "сушить" позицию в русской партии, чемпион мира рискнул сыграть бескомпромиссную "сицилианку". Это ответственное решение чуть было не оказалось роковым для Крамника. В миттельшпиле белые развили серьезную инициативу, и казалось, что у них хорошие шансы на победу. Однако в цейтноте эти шансы оказались упущенными, и в поисках утраченной инициативы Каспаров допустил серьезную неточность. Его соперник немедленно воспользовался ею, и партия перешла в затяжной эндшпиль с лишним качеством за пешку у черных. По мнению большинства комментаторов, наиболее вероятным исходом борьбы была ничья, но Крамник, очевидно, придерживался иного мнения. Попытки черных играть на победу оказались тщетными, и на 72-м ходу партия завершилась вничью.
Семичасовая дуэль, несомненно, отняла много сил у обоих участников, поэтому выходной день оказался как нельзя кстати. Начало в третьей партии показало, что Крамник и Каспаров восстановились и настроены на борьбу. Соперники разыграли известный вариант ферзевого гамбита, который неоднократно встречался в партиях Каспарова. В частности, именно так развивалась его встреча с Корчным в 1983 году в Лондоне и партия этого года с Пикетом из Вейк-ан-Зее. На 15-м ходу Владимир Крамник применил очень интересную новинку – 15.Сb1, оставив слона на диагонали, ведущей к королевскому флангу соперника. Пресс-центр бурно отреагировал на происходящие в партии события. Гроссмейстер Юрий Разуваев припомнил, что ход 8.Фb3 он применял еще в полуфинале чемпионата Москвы в 1968 году (в популярной базе Megabase 2001 первая партия на эту тему – Разуваев-Аникаев, 1971).
Развитие событий, однако, оказалось скоротечным: Каспаров уверенно уравнял позицию, и, как признали оба соперника на пресс-конференции после партии, через несколько ходов позиция потеряла всякий игровой интерес. Таким образом, счет в матче равный – 1,5:1,5. В последней классической партии у Гарри Каспарова белые фигуры, что несколько повышает его шансы на победу в первом этапе шахматного триатлона.
4 декабря 2001 г.
В.КРАМНИК – Г.КАСПАРОВ
Ферзевый гамбит [D58]
1.d4 Kf6 2.c4 e6 3.Kf3 d5 4.Kc3 Ce7 5.Cg5 0–0 6.e3 h6 7.Ch4 b6 8.Фb3 Cb7 9.C:f6 C:f6 10.cd5 ed 11.Лd1 Лe8 12.a3 c6 13.Cd3 Kd7 14.0–0 g6 15.Cb1 Cg7 16.e4 Сa6 17.Лfe1 Сc4 18.Фc2 de19.Л:e4 Л:e4 20.Ф:e4 Сb3 21.Сc2 Кf6 1/2-1/2
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПОСЛЕ 3-Й ПАРТИИ (выдержки из ответов на вопросы)
Владимир Крамник:
Ни о каком миролюбии с моей стороны не может быть речи. Наверное, я соглашусь с тем, что мой соперник лучше подготовлен в дебюте. К сожалению, хитрый ход Сg7 я вначале воспринял, как подготовку к маневру Кd7-f6, и только после того, как пошел e3-e4, обнаружил, что Каспаров подразумевает нечто иное. Возможность жертвы качества я, за доской, конечно, рассматривал, но я не уверен что возникающие осложнения в пользу белых. Поэтому я и предпочел 17.Лfe1. В финальной позиции у черных нет никакого преимущества. Из трех видов единоборства (классические шахматы, быстрые шахматы и блиц) я, пожалуй, с наибольшим интересом ожидаю блиц. Думаю, что это будет самое интересное для публики, да и сам очень люблю играть блиц.
Гарри Каспаров:
Черные могут быть довольны, если им удается четко нейтрализовать преимущество выступки. В этой партии мне удалось уравнять. Жертва качества за белых возможна, но черные не обязаны ее принимать. Есть сильный ход 17…с5, и я не уверен в том, что у белых есть хоть какой-то перевес. После 18. Kb5 cxd4 19.Лxd4 Kc5 20.Фb4 Фd7 21.a4 Kxa4 белые попадают под опасные связки. Для меня, очевидно, что главная часть нашего матча – это классические партии. Хотя, разумеется, в современных шахматах лучшие шахматисты должны демонстрировать высокий уровень игры во всех трех видах – и в классике, и в активные шахматы, и в блиц.
Источник и фото: шахматный клуб Kasparov Chess