Выживет ли отечественная штанга?
Сайт sport.rbc.ru начинает серию публикаций о тяжелой атлетике. В последнее время Интернет-СМИ уделяли этому виду спорта очень мало внимания. А ситуация, которая сложилась в российской тяжелой атлетике достойна того, чтобы попытаться в ней разобраться.
На последних Олимпийских играх 2000 г. в Сиднее наши тяжелоатлеты завоевали три награды – две бронзы (Алексей Петров и Андрей Чемеркин) и одно серебро (Валентина Попова). Однако если женская тяжелая атлетика была впервые представлена в программе Олимпиады – 2000, и поэтому сравнивать показатели Сиднея пока не с чем (к тому же в России женская тяжелая атлетика начала развиваться гораздо позже, чем в других странах), то достижения мужской команды России впервые оказались столь скромными.
Начиная с 1952 г., когда наша команда впервые приняла участие в Олимпийских играх в Хельсинки, тяжелоатлеты СССР всегда считались по праву признанными лидерами. В период с начала выступлений на Олимпиадах по 1992 год наши штангисты завоевывали не меньше 4-х наград, а в командном зачете не опускались ниже 3 места. Последним триумфальным выступлением нашей команды на Олимпиаде можно считать 1992 год, после которого команда России по тяжелой атлетике начала сдавать свои позиции. В 1996 году российские тяжелоатлеты завоевали две золотые и одну серебряную медали, что само по себе является неплохим результатом, однако, более скромным, чем в предыдущие годы. В 2000 году Россия не завоевала ни одной золотой медали, что и явилось закономерным результатом долговременного кризиса в отечественной тяжелой атлетике.
Причин данного спада несколько. После 1992 года произошел распад единой советской команды и таким образом команда России, всегда составлявшая костяк сборной СССР, приобрела себе дополнительных соперников, одновременно лишившись талантливых спортсменов из бывших союзных республик. Одновременно с начала 90-х годов в тяжелой атлетике повысилась конкуренция на международном уровне. Если в 60-х, 70-х, 80-х годах львиная доля медалей распределялась между 2-3 странами, то с середины 90-х годов на высшие мировые награды стало претендовать большее количество государств. К признанным лидерам (Болгария, Россия) добавились такие страны как Китай (где была разработана государственная программа развития спорта), Греция, Турция, Германия и другие. Если в это время за рубежом происходил всплеск интереса к тяжелоатлетическому спорту, то в России , наоборот, наблюдалось сокращение внимания к нему.
Тяжелая атлетика практически полностью исчезла из поля зрения отечественных СМИ, ее мало пропагандировали как спорт среди молодежи, произошло сокращение средств на подготовку новых спортсменов мирового уровня (финансирование на развитие штанги в России может показаться просто смехотворным по сравнению с затратами в других странах).
В 90-х годах тяжелая атлетика России столкнулась еще с одной проблемой, характерной для всего нашего спорта в целом. Речь идет об отъезде выдающихся тренеров и спортсменов за рубеж. Из России уехали несколько спортсменов мирового уровня, мастерство и умение которых было направлено не на укрепление позиций нашей страны как мировой спортивной державы, а на упрочение положения наших непосредственных конкурентов. Примером этого является А. Цагаев, занявший 2-е место на Олимпиаде-2000. Более того, после Олимпийских игр 1996 г. в Атланте наш молодой олимпийский чемпион Алексей Петров всерьез рассматривал возможность переезда в Швецию.
Таким образом, к 2000 году наша команда подошла с большим грузом нерешенных проблем: нехватка денег, отъезд многих перспективных спортсменов за рубеж, частые замены тренеров сборной команды после провальных выступлений, отсутствие перспективной смены наших лидеров во многих категориях (примером этого может служить А. Чемеркин спасавший престиж России в 97-99 гг.). Становится ясно, что находясь в таком тяжелом кризисе, российская тяжелая атлетика не могла претендовать на большее. И даже выиграй А. Петров и А. Чемеркин золотые медали Сиднея – 2000, это не означало бы решение проблем российского тяжелоатлетического спорта в целом.
Однако было бы преждевременным считать удручающие результаты Олимпиады в Сиднее окончательным приговором отечественной штанге. Несмотря на многочисленные проблемы, тяжелая атлетика в России имеет все возможности для возрождения. У нас сохранился ценнейший опыт подготовки мастеров мирового уровня. Россия обладает уникальными методиками, богатейшими традициями, перспективной молодежью (С. Жуков, В. Сморчков, А. Яркин, А. Морозов), с помощью которых наша страна, надеемся, к Олимпийским играм – 2004 г. в Афинах снова вернется в мировые лидеры тяжелой атлетики.
Примером этого являются отличные выступлений российских штангистов на Чемпионате Европы-2001, пусть даже и в отсутствие главных соперников.