Шамиль Тарпищев: Россия должна выиграть Кубок Дэвиса и Кубок Федерации
Ю.Ровенский: Вступительное слово.
Я рад приветствовать всех, кто принял наше приглашение на сегодняшнюю пресс-конференцию Шамиля Тарпищева. Я также очень рад приветствовать всех Интернет-пользователей, которые в течение ближайшего часа будут следовать ходу нашей конференции. Об этом человеке, о его достижениях в спорте и политике можно говорить часами. Мастер спорта по теннису, член Международного олимпийского комитета, с 1974 года является капитаном сборной России. Достаточно сказать, что при президенте Ельцине наш сегодняшний собеседник занимал пост министра спорта. Но это официально, а в свободное от работы время он был личным тренером и бессменным партнером президента на теннисном корте. Сейчас Шамиль Анвярович возглавляет Всероссийскую теннисную ассоциацию, работает советником мэра Москвы и тренирует мужскую и женскую сборные по теннису. Кстати, недавно наша женская сборная одержала победу над командой Словакии в розыгрыше Кубка Федерации.
Наверное, сейчас в нашей стране нет более квалифицированного эксперта в области развития спорта. Что ждет российский спорт в будущем? Сможет ли наша страна и дальше поддерживать статус спортивной сверхдержавы? Кто и как формирует государственную политику в области спорта? Пройдет ли Олимпиада 2012 года в России? Какая судьба ждет Кубок Кремля и нужен ли этот турнир России? Все эти вопросы интересуют огромное множество пользователей Интернета, потому что здоровый образ жизни стал модным и спрос на это все больше и больше возрастает. Наверное, это хорошо и хотелось бы услышать ответы нашего собеседника на все эти и на многие другие вопросы. Надеюсь, что Шамиль Анвярович расскажет о перспективах развития спорта в России и в мире. Не секрет, что в последние несколько лет наши соотечественники играют ведущие роли в мировом теннисе. Долго ли это продлится, смогут ли российские теннисисты стать первыми ракетками в мире или, наоборот, им предстоит спад? Шамиль Анвярович известен как человек, который имеет свою точку зрения по многим важным вопросам и который не привык скрывать ее от прессы. Сегодня мы имеем повод лишний раз в этом убедиться. Я с удовольствием предоставляю слово Шамилю Тарпищеву.
Ш.Тарпищев: Вступление.
Дорогие друзья, очень приятно, что мы собрались в такой аудитории. Я всегда был открыт для прессы и готов ответить на любые вопросы. Я благодарен, что мы взаимно нашли время, чтобы это состоялось. В последнее время я больше занимаюсь теннисом, развитием тенниса. Я вернулся к старым своим обязанностям - капитанским: больше занимаюсь тренировочным процессом в созданной Академии тенниса Валери, которую патронирует и почетным президентом которой является Хуан Антонио Самаранч. Наверное, настало время, когда мы должны выходить на мировую арену не столько с позиции результатов, а как законодатели мод, и должны достигать вершин в турнирах "Большого шлема" и выигрывать. Я считаю, что наша методика - одна из лучших в мире, а, может быть, и лучшая.
Мы всю жизнь в Советском Союзе, когда теннис был камерным видом спорта, занимались тем, чем миру не надо было заниматься То есть мы из "худших" детей делали лучших. Теннис не был народной игрой, соответственно, не было финансирования, соответственно, в теннис приходили те дети, которые не попадали в другие виды спорта. Поэтому мы занимались проблемой методической очень серьезно, мы сохранили все методическое обеспечение с 1974г. И поэтому всему миру не надо было этим заниматься, поэтому мы работали по недостаткам. Поэтому в течение нескольких лет мы по темпам развития тенниса занимаем по статистике международной федерации первое место в мире. Это - одна моя работа, связанная с тем, что хобби и работа совпадают. Это - наиболее счастливое в жизни.
И, конечно, проблемы российского спорта наиболее тревожат всех нас. Если на предыдущих летних Олимпийских играх мы выигрывали более чем в 20 видах программы, то теперь золото завоюем не более чем в 10. Если взять зимние виды спорта, то медали завоевываются в трех традиционно сильных наших видах: это женские лыжи, биатлон и фигурное катание. Это вызывает много вопросов, много проблем, так же как оздоровление нации, здоровый образ жизни. Будущее - в увязывании проблем массовости, с одной стороны, достижение высоких спортивных результатов, с другой, а также - в тех механизмах, в той системе, которую предстоит сделать, потому что во многом она потеряна. И я готов ответить на все вопросы в этой области. Если возникнет другая, и что-то будет недосказано, я доскажу.
Вопрос: Каковы сейчас резервы нашего тенниса? Есть ли кому сменить Кафельникова, Сафина, Дементьеву и Курникову? Кого бы из молодых теннисистов Вы бы выделили?
Шамиль Тарпищев: Мы уже говорили насчет женского тенниса. У женщин - Красноруцкая, наверное, известная уже фамилия. Она была чемпионкой среди 16-летних, и результаты на сегодня идут у нее по возрастающей. Кроме того, Петрова. В ее лице мы приобрели, я считаю, хорошего парного игрока для Кубка Федерации. Пару она играет и понимает очень здорово. Подрастает Бовина, есть Сафина, которая была в 15 лет в финале Уимблдонского турнира среди 18-летних. Это - родная сестра Марата. Что лично меня прельщает в ее характере, то когда она выигрывает турнир, у нет эйфории от победы. Она все время хочет играть и совершенствоваться. Очень профессиональная работа идет по формированию базисных основ тренировки теннисистов, которые должны выступить в 18-20 лет. К ним можно отнести и Звонарева, и ту же Жидкову, очень приятное впечатление оставила Кузнецова, прежде всего, по работе ног. Я думаю, что по тому, как она передвигается по корту, она может быть даже в мировой десятке.
Поэтому я бы не стал выделять никого из девочек. Если мы в течение трех лет лучшие по статистике развития тенниса, по данным международной федерации, это значит, что из года в год по возрастным группам мы выдаем плеяду игроков. У ребят неплохое впечатление на сегодня оставляет Власов. Вы знаете, что Южный растет, но у него есть недостатки в техническом плане, но, несмотря на это, он потихоньку подкрадывается к мировой двадцатке. Что касается молодых ребят, таких как Красноруцкий, Ситак, они очень молодые - 14-летние, не хотелось бы заранее их выделять, но, во всяком случае, эти ребята составляют определенную перспективу. Я думаю, что именно возрастная группа до 15 лет для нас более интересна, ребята оттуда могут в перспективе стать хорошими игроками.
Вопрос: В теннисе у России сейчас вроде бы все отлично. Тем не менее, надолго ли это? Выиграет ли РФ Кубок Дэвиса или Кубок Федерации? Станут ли наши первыми ракетками мира?
Шамиль Тарпищев: То, что хорошие результаты в теннисе у России будут, - это несомненно. В Советском Союзе соревнования по этому виду проводились на 94 крытых кортах, а в 2000 году в России устраивалась соревнования на 336 крытых кортах. То есть теннис из сезонного вида спорта превратился в круглогодичный. Мы теперь охватываем большую массу людей. В прошлом году в соревнованиях детей до 12 лет приняли участие 2118 человек, что можно считать очень успешным результатом. Кроме того, мы провели 736 турниров в России в 260 городах в 47 российских регионах. По моему мнению, основываясь на этих показателях, можно утверждать, что теннис стал народной игрой.
Два года назад наметилась счастливая для нас тенденция: если раньше детей на занятия теннисом приводили родители, то сейчас они сами хотят играть в теннис. Проблемы, связанные с развитием тенниса в стране, связаны с тем, что в России не отработана контрактная система. Мы знаем существующие в хоккее и футболе проблемы, когда в 14-16 лет люди становятся "не нашими", заключают контракты с посредниками, формируются на Западе. Я думаю, что больше половины из них впоследствии не будут играть за Россию. Теннис в данном случае избежал этой участи. Теннисная федерация - одна из немногих, в которой ни один спортсмен за всю историю ее существования не остался за рубежом. Я думаю, что это тоже достояние российского тенниса. Хотя проблемы контрактной системы остаются, количество игроков, появляющееся каждый год, говорит о том, что в будущем нам не стоит этого опасаться. Просто надо фиксировать законодательную базу и разрабатывать такие положения, которые бы делали спортсменов патриотами своей страны и преданными своей родине. Эта область в настоящее время потеряна.
Что касается побед в Кубке Федерации и Кубке Дэвиса, я думаю, что к завоеванию первого командного места в мире в теннисе женщины стоят ближе, чем мужчины. Это связано с тем, что появляющиеся каждый год игроки в женском теннисе создают огромный потенциал для побед. В прошедшем матче Кубка Федерации дебютировали две юные спортсменки Петрова и Красноруцкая. В ближайшие два года, я думаю, Россия будет обладать двумя равноценными составами для участия в Кубке Федерации. Если говорить о женском мировом теннисе вообще, то лидером здесь, безусловно, является команда США. Однако это единственная команда, с которой мы пока не можем соревноваться. Нужно 2-3 года для того, чтобы успехи как на турнирах "Большого шлема", так и в командных соревнованиях пришли к российским теннисисткам. Хотя при хорошем стечении обстоятельств можно выигрывать уже сейчас.
Что касается Кубка Дэвиса, то, к счастью, у нас есть два лидера - Евгений Кафельников и Марат Сафин. Однако, к сожалению, есть существенный разрыв между молодыми российскими спортсменами и теннисной верхушкой. Если взять наиболее талантливых детей возраста, наиболее приближающегося к возрасту наших ведущих спортсменов, то можно назвать ребят, которые в прошлом году выиграли в 14 лет командный чемпионат Европы, были вторыми в мире, Ситак из Оренбурга выиграл чемпионат мира среди детей его возраста. Я думаю, что здесь процесс формирования молодых спортсменов будет продолжаться в течение 5-6 лет. Было бы очень здорово, если бы все это время продолжал играть Кафельников, тогда бы мы успели сформировать ту команду, которая сейчас намечается в женском теннисе.
С другой стороны, соревнования на Кубок Дэвиса зависят всецело от жеребьевки, от того, с кем и где играет команда. Тут нет двух матчей на чужом и своем поле, а есть жребий. Мы на протяжении нескольких лет в основном проигрываем на выезде. Сейчас наступает ситуация, когда большинство матчей российская команда будет играть дома. Домашние матчи хороши тем, что в теннисе большое значение имеет покрытие. Нет универсальных игроков, которые сейчас бы выигрывали в течение одного года турниры "Большого шлема". Даже лидеры играют на разном покрытии по-разному. Вторая проблема Кубка Дэвиса заключается в том, что он в календаре стоит очень неудачно для тех команд, которые не имеют "длинной скамейки". Это связано с тем, что по срокам Кубок Дэвиса стоит так, что на одном континенте заканчивается турнир, дающий большое количество очков, а на следующий день начинается турнир на другом материке. Тут вплетаются вопросы акклиматизации, физиологии и других вещей. Кроме того, в Кубке Дэвиса введено правило о возможной замене игрока на третий день. Соответственно, при пятисетовых матчах, при той нагрузке, которую спортсмены должны выдержать в ходе трехдневного поединка, имея равноценную "длинную скамейку", можно под каждого спортсмена выставлять того или иного игрока. Мы, к сожалению, лишены такой возможности, потому что у нас только два лидера, тем более что есть проблемы и в парной комбинации. Однако я не исключаю, что при хорошем раскладе Кубок Дэвиса можно выиграть и на следующий год.
Вопрос: Что Вы думаете по поводу Кубка Кремля? Каковы его перспективы? Нужен ли этот турнир России?
Шамиль Тарпищев: Кубок Кремля - уникальное соревнование для всей России, ведь Кубок Кремля родился в Советском Союзе и родился с определенными проблемами. Я помню, как мы бились за название, не давали название Кубок Кремля, потому что считали, что как это слово - "Кремль" - будет ассоциироваться со спортивным мероприятием. Но во всяком случае, эту проблему удалось решить, и вот на протяжении последних 11 лет он вырос в тот турнир, который на сегодня представляет лицо России в спортивном мире К сожалению, я не могу назвать ни одного традиционно растущего мероприятия по другим видам спорта, который можно было бы сравнить с Кубком Кремля. И то, что этот Кубок на сегодня имеет (а это двойной турнир - мужской и женский, а женский приобрел статус супердевятки) - это, несомненно, и признание, и достижение российского тенниса.
Что касается мужского турнира, то по силе он находится в мировой двадцатке и логично, наверное, и хотелось бы, чтобы у нас в стране был турнир и "супер-9" - и мужской, и женский. Но это проблема чисто финансовая. И, к сожалению, любое спортивное мероприятие испытывает проблемы с финансированием в силу многих факторов и, прежде всего, в силу неоптимальных законов по спонсорству и рекламе, которые, я считаю, в стране просто оптимально не разработаны и их на сегодня нет. И поэтому все турниры сегодня испытывают очень большие проблемы. Что касается Кубка Кремля на сегодня, то я считаю, что вообще у государства должна быть программа создания имиджа России за рубежом. В эту программу Кубок Кремля вписывается органически, потому что, наверное, нет лучшей рекламы для страны, чем реклама через спорт.
Если говорить о спортсменах, о лидерах, таких как Кафельников, Сафин, Курникова, и посчитать количество сайтов с упоминанием их имен в Интернете, то несомненно, что они занимают первое место среди спортивного мира российского и среди всех политиков. Тем более, что теннис - это такой вид спорта, что даже если они не выигрывают первые места, они все равно круглогодично мелькают на экранах телевизоров и играют турниры каждую неделю, и везде звучит: "Россия! Россия!" Поэтому, я считаю, что эта тема для страны упущена. Спорт - это всегда было олицетворением и силы государства, и имиджа, никто не может оспаривать, что спорт с позиции восприятия и познания страны играет не последнюю роль. И на сегодня я могу сказать, что у Кубка Кремля нет серьезных проблем, нет боязни того, что его не будет. То есть в этом году если не совсем, то мы практически решили большинство финансовых проблем, и на будущее нам не хотелось бы останавливаться в развитии и хотелось бы проводить с каждым годом Кубок Кремля на лучшем уровне.
В этом году мы впервые предпринимаем попытку создания своего дизайна Кубка Кремля, как в Уимблдоне, во Франции, в Австралии и США. На таких солидных турнирах всегда существует свой стиль, свои цвета, свои краски, и это в определенном смысле создает свою традицию. Мы к этому подошли и над этим работаем, хотя есть сложности, которые связаны с финансированием, и есть страны (я их сейчас не буду называть), которые хотят взять наш турнир в аренду и заплатить за это приличные деньги.
Кубок Кремля - это достояние Всероссийской теннисной ассоциации во многом. В свое время он проходил под патронажем администрации президента и правительства России. В 1996-1997 гг. патронировали мэрия и правительство Москвы. Сейчас мы объединяем и федеральные власти, и московское правительство, этот турнир единый все-таки. Но он принадлежит Всероссийской теннисной ассоциации или структурам Всероссийской теннисной ассоциации, чтобы быть более точным. И здесь хотелось бы иметь определенные гарантированные программы или механизмы, которых, я повторяю, в стране нет, для того, чтобы эти турниры не только теннисные, но и по другим видам спорта, приносили бы благо в развитие Федерации. Кубок Кремля уже дал многое Федерации тенниса, Всероссийской теннисной ассоциации, благодаря чему мы и проводим учебу тренеров, конференции, семинары, и он у основания развития всего российского тенниса. Но чтобы идти дальше, нужно внимание и государства, и решение тех законодательных актов и сводов законов по спортивному развитию в России для того, чтобы не только этот турнир сохранился, но и появились другие.
Вопрос: Кто сейчас реально руководит российским спортом? Каковы отношения между Национальным олимпийским комитетом и Госкомспортом?
Шамиль Тарпищев: Если говорить о взаимоотношениях государственного органа с Национальным олимпийским комитетом России, то беда заключается в том, что эти отношения не отрегулированы до сих пор. В Советском Союзе олимпийский комитет выполнял представительские функции. Хартия МОК предполагает, что на любой национальный олимпийский комитет не должно оказываться государственного давления, и проповедуется, что эта организация должна находится вне государственных рамок и вне политики. Эта организация должна быть спортивным послом мира. Поэтому, наверное, те взаимоотношения, которые сложились после распада Советского Союза между Госкомспортом и Олимпийским комитетом России, ненормальны. Прежде всего, потому, что были приняты основы законодательства в спорте, которые создали определенную нормативную базу (я считаю, что это было шагом вперед). Потом вышел закон, который как бы перекладывал на плечи Олимпийского комитета России часть функций, которые должны были остаться у государства. И теперь нас будет лихорадить, потому что нет единого мнения по поводу решения это проблемы ни в правительстве России, ни в администрации президента из-за того, что поступает разноплановая информация. Я сторонник создания некоего координационного совета, который был при первом президенте России. В рамках этого комитета можно было спорить, ругаться и находить оптимальное решение. Я думаю, что это было бы наиболее правильно, потому что эти две структуры не должны выпускать совершенно разные по содержанию документы. Они должны работать как единый механизм, но сегодня этого нет.
Целиком текст пресс-конференции вы можете прочитать ЗДЕСЬ