Умерший король хочет воскреснуть. Новый - не хочет умирать
Уже сейчас начались разговоры о возможном реванше. Главную роль в них, помимо самих шахматистов, играет сэр Джереми Хэнли, председатель компании «Brain Games Network», которая организовала матч и предоставила призовые участникам. Только с одобрения этой компании может состояться матч-реванш. Во всяком случае, пока не истечет контракт между шахматистами и компанией, срок действия которого распространяется до 2004 года. Так, по условиям контракта Крамник должен будет сыграть в октябре будущего года матч с сильнейшим на тот момент шахматным компьютером.
А тем временем шахматный мир никак не может выйти из состояния шока. Каспаров проиграл матч, не сумев победить ни в одной из партий. Последний раз в матчах за шахматную корону такое случалось в далеком 1921 году, когда Хосе Капабланка победил Эммануила Ласкера. А ведь до начала матча шансы Каспарова на победу оценивались как 88%.
Новый чемпион – это принципиально новое явление в мировых шахматах. Каспаров – один из величайших тактиков в истории. Он при этом крайне эмоционален за доской, а в остальное время замкнут и немногословен. Крамник же всегда сосредоточен и спокоен. Такова и его игра.
Каспаров объясняет свое поражение тем, что он не смог как следует подготовиться к матчу. Другая причина, по мнению Гарри, - правильная тактика, выбранная Крамником. «Он не играл те позиции, которые для меня удобны». Гарри опроверг слухи о том, что ему мешали проблемы, не связанные с шахматами.
Крамник, выступая перед 200 шахматными фанами, рассказал о своем мнении по поводу победы. Он считает, что выиграл благодаря тому, что очень хорошо знаком с манерой игры Каспарова. «Я хорошо его знаю и чувствую. Я знаю, какие позиции он любит, а какие – нет. Матч проходил совсем не так, как он того хотел. Он не знал, что делать и не сумел играть в свою игру».
Стратегия Крамника была предельно проста. Он выстраивал мощную защиту, когда играл черными, так что даже если Каспаров имел преимущество, он не мог его реализовать.. К примеру, Владимир четыре раза использовал Берлинскую защиту по Рую Лопесу, которая активно игралась только в девятнадцатом веке. И ни разу из этих четырех Каспаров не имел шансов на победу в партии. Крамник ограничивал шансы экс-чемпиона тем, что быстро разменивал фигуры. В семи из 15-ти партий ферзи были разменяны к 15 году. Британский гроссмейстер Дэнни Кинг назвал все это «антикаспаровской стратегией в чистом виде» А американский мастер Эрик Шиллер сказал, что Каспаров пал жертвой своей извечной привычки суперсерьезной доигровой подготовки: «Он слишком много уделял внимания доигровой подготовке и компьютерному анализу. А чтобы победить, надо было просто играть в шахматы».
В ближайшие планы Крамника входит на данный момент сократить или совсем уничтожить разрыв в рейтинге между ним и Каспаровым, чтобы уже никто не мог бы сказать, что победа экс-претендента была случайной.