Как Гвардиола и Симеоне выдали лучшие матчи года
Столкновение философий случилось в 1/4 финала, когда «Атлетико» играл с «Барселоной». Хотя нынешняя «Барса» при необходимости может играть прямолинейнее себя пятилетней давности, стиль «Атлетико» максимально ограничивал возможности для этого. В итоге мы получили статичную картину матчей, в которой владение «Барселоны» противопоставлялось оборонительной строгости «Атлетико». С таким сценарием команда Симеоне относительно уверенно справилась.
С Гвардиолой все иначе. «Гвардиола — мой труднейший оппонент, потому что как только тебе начинает казаться, что ты завладел тактическим преимуществом, он полностью меняет игру своей команды, да так, что отыскать ответ становится невероятно трудно», — подметил однажды Макс Аллегри. С Пепом статичный матч, в котором доминирующая команда надеется на мастерство лидеров и использует пару-тройку однотипных приемов для вскрытия трудного соперника, не мог получиться по определению.
То, что получилось, превзошло даже самые смелые ожидания — динамичная тактико-эмоциональная рубка. Такие слова не принято ставить в одно предложение, но ведь это Пеп Гвардиола и Диего Симеоне, их главная забава — менять наши с вами представления о том, что принято.
Но определенную последовательность все-таки можно было отыскать. Первый тайм в Мадриде — Гвардиола попал под классического Симеоне (4-4-2, прессинг-ловушки на флангах, 0 на табло). Первый тайм в Мюнхене — Симеоне попал под классического Гвардиолу (оригинальная схема 3-3-4, идеально работающий план под слабости конкретного соперника). Вторые таймы в обоих матчах — тренеры сильно ориентируются на результат в попытках ответить на классный стартовый план. На них тоже было приятно смотреть, но особенностью были именно изначальные замыслы.
Затея «Атлетико» получила достаточно восторгов и была гениальна в первую очередь за счет усердия игроков при исполнении. То, что вчера в первом тайме сделала «Бавария», не менее круто, пускай может затеряться на фоне результата. Чтобы полностью переварить план Пепа, нужно сперва осознать, с чем он столкнулся.
Тоби Алдервейрелд недавно здорово рассказал о работе с Симеоне: «Тренировки стали для меня
Первая реакция — нет, невозможно, просто невозможно проработать каждую ситуацию, в футболе их слишком много. Реакция после регулярного просмотра матчей «Атлетико» — невероятно, но они действительно готовы к абсолютно любой ситуации. А теперь вернемся к матчу и плану «Баварии». Схема 3-3-4 и движение оттягивающегося к защитникам Хаби Алонсо — впервые на моей памяти «Атлетико» банально не знал, как прессинговать и стоит ли вообще прессинговать.
Вероятно, именно об этом думал Гвардиола, заявляя накануне игры: «После первого матча все поспешили меня похоронить. Но я еще не умер, друзья мои. У меня еще есть одна пуля». Вероятно, именно об этом думал Симеоне, после матча называя «Баварию» образца первого тайма сильнейшей командой из всех, с которыми он когда-либо сталкивался.
Фото: Alexander Hassenstein/Bongarts/Getty Images
Ключевой фигурой плана был наконец восстановившийся Джером Боатенг. По части первого паса он один из лучших защитников мира — его выдвижения вперед и передачи в начальной стадии атаки были очень важны. Всегда через центр, всегда в следующую линию (или даже через линию), практически всегда точно. «Перепасовкам между защитниками в форме латинской буквы U я однозначно предпочитаю дальние диагональные передачи от защитников, потому что даже если мы потеряем таким образом мяч, его будет легче отобрать у чужих ворот», — Пеп всегда любил этот тип передач, но вчера построил вокруг них буквально всю игру.
В большинстве случаев это работало: либо как метод доставки мяча вперед, либо как платформа для контрпрессинга. Но в отдельном случае привело к ключевому голу «Атлетико» (отличный момент, чтобы признаться в любви пасу Коке, и отдельная похвала всей команде — в целом «Бавария» была очень хороша в таких эпизодах, но «Атлетико» обернул ситуацию в свою пользу).
Давление «Баварии» вынудило Симеоне сменить схему (4-5-1 на 4-4-2) уже после 22 минут. Это добавило надежности. Его обратный переход в перерыве вместе со смелым выпуском Янника Феррейра Карраско на замену тоже заслуживает похвалы.
Два года назад Симеоне написал: «Гвардиола в «Барселоне» — один из лучших примеров управления командой. Он не только собрал великолепный состав, но и обучил каждого игрока необходимости побеждать и, что даже важнее, необходимости продолжать побеждать после побед. Именно это самое трудное в работе тренера. Но ему также удалось придать команде особую идентичность, стиль игры, который делает его команды, возможно, лучшими из всех, что мы увидим на нашем веку».
В этом сезоне Симеоне окончательно доказал, что абсолютно то же самое можно сказать и про его команду: по части игры без мяча она лучшая в истории футбола или минимум — на нашем веку (пускай вчерашний матч — исключение из правил, а не дополнительный аргумент в пользу тезиса). Согласно послематчевой логике Пепа, такие достижения стоят больше любых трофеев. Чистейшая правда! А Симеоне — редкий тренер, которому можно сказать ее вслух, не боясь сглазить. Человек, который лучше всех в современном футболе познал принцип «продолжать побеждать после побед», никогда не будет довольствоваться лишь символическими достижениями.