По пути Сенны и Шумахера. Новая суперзвезда «Формулы-1»
Весь автомир только и говорит о Максе Ферстаппене, и теперь «Формула-1» задается вопросом: насколько далеко он пойдет? Скандальный перевод в «Ред Булл» прямо по ходу сезона, победа в гонке в 18 лет — карьера развивается невероятно быстро. Сомневающихся в том, что Макс станет новой звездой, все меньше. Однако в «Ф-1» значение имеют не только пилотажные навыки, но и ряд внегоночных факторов. И в этом отношении Ферстаппен также способен опередить всех.
Икона для молодежи
«Формуле-1» нужна молодая аудитория — с недавних пор это понял даже «дремучий» Берни Экклстоун. Но как преподнести технически сложный вид спорта с массой тонкостей так, чтобы привлечь молодежь? Нужен герой — такой же юный парень, вчерашний школьник, который способен быть круче всех, обгонять соперников, как в компьютерной игре, и побеждать. Среди подростков обычно популярны такие же подростки, а не семьянины или ведущие светскую жизнь «селебрити». Ферстаппен как раз может стать тем элементом, которого давно не хватало чемпионату для привлечения юных болельщиков.
Если говорить о
Маркетинговые причины
Талант Ферстаппена также может заинтересовать многих потенциальных спонсоров. Недавно в паддоке появилась информация о переговорах пивоваренного гиганта «Хайнекен» с «Формулой-1». По данным некоторых источников, компания заключит пятилетнее соглашение на сумму $150 млн и станет одним из главных спонсоров серии наряду с «Пирелли», «Ролексом» и DHL.
О Максе в этих слухах не было сказано ни слова, но вряд ли его не брали во внимание. Хотя «Хайнекен» сегодня скорее нужно отнести к транснациональным корпорациям (у нее 165 пивоварен в 70 странах мира), в первую очередь это голландская компания со штаб-квартирой в Амстердаме, и она явно должна быть заинтересована в успешном гонщике из Голландии, если хочет спонсировать «Формулу-1».
«Хайнекен» также намерен заключить спонсорское соглашение с одной из команд. Вообще, сотрудничество пивного бренда с производителем энергетических напитков выглядит не слишком интересным, однако фактор голландского гонщика может заставить «Хайнекен» сделать выбор именно в пользу «Ред Булл».
Кроме того, у Ферстаппена уже сейчас есть личные спонсоры. Его карьеру поддерживают сеть продуктовых супермаркетов Jumbo, производитель программного обеспечения Exact и крупная сеть строительных магазинов Hornbach.
«Маркетинговая стоимость Ферстаппена составляет миллионы евро», — еще в прошлом году заявлял менеджер юного гонщика Раймонд Вермюлен. Преувеличивал голландец или нет, но после удивительного триумфа в Барселоне цена бренда «Ферстаппен» выросла в разы. В Максе уже заинтересованы многие — и если он продолжит выступать на высоком уровне, то приведет солидный финансовый поток в «Формулу-1».
Развитие «Формулы-1» в Нидерландах
Не секрет, что в Европе лучшая гоночная серия мира в последние годы переживает кризис. Трибуны автодромов нечасто заполняются под завязку, а трассы исчезают из календаря — в прошлом сезоне была отменена гонка на «Нюрбургринге», сохраняется угроза потери Монцы, да и вообще, не так много треков могут быть уверены в своем будущем в «Формуле-1». А европейские Гран-при нужны — но промоутеры трасс зачастую не согласны платить жадному Экклстоуну огромные деньги за право проведения этапа. Покрыть убытки можно за счет высокого интереса к гонке — но с этим проблемы, и получается замкнутый круг.
Успехи Ферстаппена могут реанимировать давно ушедший со сцены Гран-при Голландии на трассе в Зандворте. Еще в конце 2015 года появилась информация о заинтересованности местных политиков в возвращении этапа. В феврале 2016-го «Зандворт» был продан принцу Нидерландов Бернарду Оранскому-Нассау, который вскоре заявил о планах модернизации трассы с прицелом принять Гран-при «Формулы-1»:
«Правительство начало разговоры о проведении Гран-при Голландии в конце прошлого года. Это долгосрочный проект, но чем успешнее станет выступать Ферстаппен, тем легче будут идти переговоры. Макс играет невероятную роль для автоспорта Нидерландов. Это видно везде — например, на закрытых картодромах, где множество людей внезапно решили получить гоночную лицензию. Каждому спорту нужен герой, и мы не могли желать лучшего героя, чем Ферстаппен».
Появление в календаре Гран-при Голландии — плюс для «Формулы-1».
Поведение на трассе и за ее пределами
«Формуле-1» не хватает ярких личностей. Регулярно попадающий в объективы британских таблоидов Льюис Хэмилтон и флегматичный Кими Райкконен, способный пить пиво в арабской стране и не стесняться в выражениях в общении с инженерами и журналистами, — вот и все, что привлекает внимание вне трассы. Юный Ферстаппен уже не раз показывал, что не намерен придерживаться политики «стерильности» — достаточно вспомнить его высказывания по ходу Гран-при Австралии по поводу Карлоса Сайнса. Публика никогда не остается равнодушной к ярким характерам, и заставивший всех говорить о себе Ферстаппен вскоре может закрепиться в статусе самого обсуждаемого гонщика мира.
Но все это нужно подтверждать яркими действиями и на трассе — но и тут Максу есть чем выделиться. Достаточно вспомнить прошлый сезон: голландец не раз участвовал в зрелищной борьбе, лихо обгонял и жестко защищался. В конце года Ферстаппен получил награду от ФИА за «самый зрелищный момент сезона» (речь идет об обгоне Фелипе Насра на Гран-при Бельгии). Пилот «Ред Булл» дерзко бросается в атаки и с блеском выдерживает прессинг более опытных спортсменов. Агрессивность уже дала ему немало поклонников, и если так продолжится дальше, то многие станут смотреть гонки
Сегодня Макс Ферстаппен — главная надежда «Формулы-1». В нем видят суперзвезду, новое лицо «Формулы-1» — да, во многом это результат хорошего пиара, но разве голландец не подтверждает делом щедрые авансы? Следить за Ферстаппеном теперь вдвойне интересно.
Фото: Globallookpress.com/imago/Crash Media Group, imago/Hoch Zwei