Спорт
Футбол Российская Премьер-Лига Крылья Советов Ахмат 1 2,22 x 3,65 2 3,05 Футбол Российская Премьер-Лига Рубин Казань Ростов 1 2,55 x 3,25 2 2,85 Футбол Российская Премьер-Лига Спартак Москва Краснодар 1 2,48 x 3,8 2 2,7 Футбол Лига чемпионов АФК Йокогама Маринос Аль Айн 1 1,88 x 3,7 2 3,75 Футбол Российская Премьер-Лига Зенит СПб ЦСКА Москва 1 1,95 x 3,5 2 4 Футбол Российская Премьер-Лига Балтика Динамо Москва 1 2,67 x 3,65 2 2,5 Футбол Российская Премьер-Лига Оренбург Локомотив Москва 1 2,15 x 3,9 2 3,05 Футбол Российская Премьер-Лига Факел Урал 1 2,6 x 3,2 2 2,85 Футбол Российская Премьер-Лига Сочи Нижний Новгород 1 1,92 x 3,65 2 4,25 Футбол АПЛ Манчестер Юнайтед Арсенал Лондон 1 7 x 5,8 2 1,4 Футбол АПЛ Астон Вилла Ливерпуль 1 4,4 x 4,6 2 1,72 Футбол Примера Барселона Реал Сосьедад 1 1,84 x 3,8 2 4,4 Футбол Россия. Кубок Зенит СПб ЦСКА Москва 1 1,95 x 3,5 2 4 Футбол Россия. Кубок Балтика Спартак Москва 1 3,55 x 3,3 2 2,15 Футбол АПЛ Фулхэм Манчестер Сити 1 12 x 7,4 2 1,23
Футбол ,  

Как футбольные наклейки стали многомиллионным бизнесом

Красивая история альбомов Panini, которые все мы так любим собирать
Фото: Panini
Фото: Panini

До чемпионата Европы осталась пара месяцев, а это значит, что коллекционеры наклеек Panini уже собирают традиционно выпускаемые к такому случаю альбомы. Для более-менее всех любителей футбола, выросших в 90-е, эти альбомы и наклейки стали чем-то особым. Футбольные эмоции и страсть к коллекционированию превратили небольшое семейное дело в глобальный бизнес, годовой оборот которого оценивается в сотни миллионов долларов.

После войны братья Джузеппе и Бенито Панини торговали прессой в небольшой палатке в Модене. Со временем газетный бизнес братьев разросся до того, что они стали довольно крупными по местным меркам дистрибьюторами прессы, однако основу для мировой известности братьев помог заложить случай. Одна фирма в соседнем Милане не могла реализовать уже напечатанную партию наклеек, а Панини выкупили ее, расфасовали по пакетам и смогли перепродать.

Этот случай открыл братьям глаза на «голубой океан» бизнеса, и уже через год они стали выпускать собственную коллекцию стикеров и альбомов со спортсменами. Основу для этой идеи они подсмотрели в США, где уже тогда бешеной популярностью пользовались бейсбольные карточки, а за некоторые редкие экземпляры коллекционеры были готовы давать огромные деньги. Однако итальянцы добавили в этот процесс необходимый элемент, который современные маркетологи могли бы назвать модным словом «геймификация». Сам факт, что покупатель наклеек не знает, что именно будет внутри, добавляет в процесс потребления чувство азарта, что сделало Panini не просто продавцом кусков картона с изображениями, а настоящим поставщиком ярких эмоций для спортивных болельщиков.

Добавив новый элемент в уже старую забаву, Panini стали стремительно завоевывать симпатии итальянской спортивной аудитории, которая следила за Серией А — особенно все это нравилось детям. Многомиллионные продажи в Италии позволили семейному бизнесу стремительно расти и задумываться о выходе на мировой рынок, первым шагом к которому стал чемпионат мира в Мексике в 1970 году.

Перед турниром компания договорилась с ФИФА о том, что Panini будет выпускать официальные альбомы и наклейки. Продукция Panini впервые выходила не только на итальянском языке и продавалась за границей. Грандиозный успех наклеек на турнире предопределил судьбу семейного бизнеса. С тех пор официальные альбомы к мировым первенствам выпускаются фирмой с севера Италии, а с каждым годом портфолио ее официальных соглашений только увеличивается.

К чемпионату мира стали добавляться и континентальные турниры (чемпионат Европы, Копа Америка и другие), а с 80-х к футболу стали добавляться и другие виды спорта (хоккей и баскетбол). Так, в США на рынке карточек НБА Panini являются абсолютным монополистом. В футболе достигнуть монополии итальянцам не удалось: права на выпуск наклеек английской премьер-лиги и бундеслиги находятся в руках главного конкурента — фирмы Toops. Правда, как утверждают эксперты, качество этих стикеров ниже, чем у Panini.

Постепенно Panini начали выпускать наклейки не только на спортивную тематику, огромную долю бизнеса компании сейчас занимает сотрудничество с Disney, а также выпуск комиксов, журналов, детских книг и многих других видов печатной продукции. Например, популярная серия комиксов про Неймара выпускается именно Panini, у которой есть отдельное представительство в Бразилии. Хотя штаб-квартира компании по-прежнему расположена в Модене.   

Наклейки Panini стали настолько легендарными, что с ними связано множество интересных историй. Часто коллекционеры обвиняют фирму в том, что та искусственно занижает количество некоторых наклеек, чтобы повысить продажи, хотя неоднократно было доказано, что наклейки со всеми футболистами печатаются в равных объемах.

Тем не менее в прессу все равно попадают истории о том, что, например, нападающий «Арсенала» и сборной Коста-Рики Хоэль Кэмпбелл купил 100 пакетиков наклеек и не нашел себя. А вот Марио Балотелли не пожалел времени и денег на то, чтобы обклеить страницы сборной Италии исключительно собственным изображением. Подобный эгоцентризм обошелся нападающему в 1500 фунтов.

Несмотря на наличие множества других направлений, фирма прочно ассоциируется именно с футболом, а Евро-2016 сулит ей неплохой скачок доходов. Даже в цифровую эпоху Panini прочно стоит на ногах, продавая наклейки более чем в 100 странах, имея более чем 1000 сотрудников и около 600 миллионов евро оборота. Но главное даже не это, а то, что пока вы читали эту статью, сотни болельщиков по всему миру с нетерпением открывали заветные пакетики с наклейками.

Статистика
Премьер-Лига
Россия. Премьер-лига
Англия. Премьер-лига
Испания. Примера
Италия. Серия А
Германия. Бундеслига
Франция. Лига 1
Лига чемпионов
Лига Европы
Лига наций
Команды
М
О
1 Зенит
27
51
2 Краснодар
27
50
3 Динамо
27
50
4 Локомотив
27
44
5 Спартак
27
43
6 Крылья Советов
27
40
Развернуть
КХЛ
КХЛ
НХЛ
Команды
М
О
1 Динамо Москва
68
98
2 СКА
68
95
3 Металлург Мг
68
95
4 Локомотив
68
93
5 Авангард
68
92
6 Салават Юлаев
68
90
Развернуть
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Байер» побил рекорд по матчам без поражений и вышел в финал Лиги Европы Футбол, 00:01
Прервет ли «Зенит» безвыигрышную серию в матче с ЦСКА. Интриги тура РПЛ Футбол, 00:00
«Аталанта» Миранчука впервые в истории вышла в финал еврокубка Футбол, 09 мая, 23:56
Российские борцы завоевали еще три лицензии на Олимпиаду в Париже Единоборства, 09 мая, 21:58
Финалистку юниорского Уимблдона поймали на том же допинге, что у Валиевой Теннис, 09 мая, 21:27
Хоккеисты «России 25» в третий раз победили белорусов в майском турне Хоккей, 09 мая, 20:06
Турецкая федерация хоккея сообщила о планах заявить свой клуб в КХЛ Хоккей, 09 мая, 19:30
Российский каноист завоевал лицензию на Олимпиаду Другие, 09 мая, 19:06
Клуб РПЛ опроверг возможность отставки тренера из-за «внутренних дрязг» Футбол, 09 мая, 19:03
Надаль за три часа обыграл 108-ю ракетку мира на старте «Мастерса» в Риме Теннис, 09 мая, 18:16
Самый дорогой клуб НХЛ уволил тренера после вылета из плей-офф Хоккей, 09 мая, 17:59
Макрон признался в давлении на «Реал» ради участия Мбаппе в Олимпиаде Футбол, 09 мая, 17:25
WBO потребовала у Бетербиева объяснений по сорвавшей бой с Биволом травме Единоборства, 09 мая, 16:55
Третья российская топ-теннисистка вылетела на старте турнира в Риме Теннис, 09 мая, 16:29
Главное Лента