Спорт
Футбол Российская Премьер-Лига Динамо Москва Ростов 1 1,95 x 3,9 2 3,95 Футбол Российская Премьер-Лига Спартак Москва Урал 1 1,55 x 4,4 2 6,4 Футбол Российская Премьер-Лига Крылья Советов Зенит СПб 1 3,9 x 3,75 2 1,86 Футбол Российская Премьер-Лига Локомотив Москва Краснодар 1 2,65 x 3,55 2 2,8 Футбол Российская Премьер-Лига Балтика Нижний Новгород 1 2,31 x 3,05 2 3,35 Футбол Российская Премьер-Лига Рубин Казань Ахмат 1 2,14 x 3,35 2 3,4 Футбол Российская Премьер-Лига Сочи ЦСКА Москва 1 3,35 x 3,55 2 2,09 Футбол Российская Премьер-Лига Факел Оренбург 1 2,06 x 3,4 2 3,55 Футбол АПЛ Брентфорд Манчестер Юнайтед 1 3,05 x 3,85 2 2,12 Футбол АПЛ Ливерпуль Брайтон энд Хоув Альбион 1 1,38 x 5,8 2 7,2 Футбол АПЛ Челси Бёрнли 1 1,28 x 6 2 9 Футбол АПЛ Манчестер Сити Арсенал Лондон 1 1,96 x 3,95 2 3,9 Футбол Примера Реал Мадрид Атлетик Бильбао 1 1,57 x 4,5 2 6 Футбол Примера Алавес Реал Сосьедад 1 3,35 x 3 2 2,33 Футбол Примера Барселона Лас-Пальмас 1 1,29 x 6,4 2 10
Футбол ,  

Как футбольные наклейки стали многомиллионным бизнесом

Красивая история альбомов Panini, которые все мы так любим собирать
Фото: Panini
Фото: Panini

До чемпионата Европы осталась пара месяцев, а это значит, что коллекционеры наклеек Panini уже собирают традиционно выпускаемые к такому случаю альбомы. Для более-менее всех любителей футбола, выросших в 90-е, эти альбомы и наклейки стали чем-то особым. Футбольные эмоции и страсть к коллекционированию превратили небольшое семейное дело в глобальный бизнес, годовой оборот которого оценивается в сотни миллионов долларов.

После войны братья Джузеппе и Бенито Панини торговали прессой в небольшой палатке в Модене. Со временем газетный бизнес братьев разросся до того, что они стали довольно крупными по местным меркам дистрибьюторами прессы, однако основу для мировой известности братьев помог заложить случай. Одна фирма в соседнем Милане не могла реализовать уже напечатанную партию наклеек, а Панини выкупили ее, расфасовали по пакетам и смогли перепродать.

Этот случай открыл братьям глаза на «голубой океан» бизнеса, и уже через год они стали выпускать собственную коллекцию стикеров и альбомов со спортсменами. Основу для этой идеи они подсмотрели в США, где уже тогда бешеной популярностью пользовались бейсбольные карточки, а за некоторые редкие экземпляры коллекционеры были готовы давать огромные деньги. Однако итальянцы добавили в этот процесс необходимый элемент, который современные маркетологи могли бы назвать модным словом «геймификация». Сам факт, что покупатель наклеек не знает, что именно будет внутри, добавляет в процесс потребления чувство азарта, что сделало Panini не просто продавцом кусков картона с изображениями, а настоящим поставщиком ярких эмоций для спортивных болельщиков.

Добавив новый элемент в уже старую забаву, Panini стали стремительно завоевывать симпатии итальянской спортивной аудитории, которая следила за Серией А — особенно все это нравилось детям. Многомиллионные продажи в Италии позволили семейному бизнесу стремительно расти и задумываться о выходе на мировой рынок, первым шагом к которому стал чемпионат мира в Мексике в 1970 году.

Перед турниром компания договорилась с ФИФА о том, что Panini будет выпускать официальные альбомы и наклейки. Продукция Panini впервые выходила не только на итальянском языке и продавалась за границей. Грандиозный успех наклеек на турнире предопределил судьбу семейного бизнеса. С тех пор официальные альбомы к мировым первенствам выпускаются фирмой с севера Италии, а с каждым годом портфолио ее официальных соглашений только увеличивается.

К чемпионату мира стали добавляться и континентальные турниры (чемпионат Европы, Копа Америка и другие), а с 80-х к футболу стали добавляться и другие виды спорта (хоккей и баскетбол). Так, в США на рынке карточек НБА Panini являются абсолютным монополистом. В футболе достигнуть монополии итальянцам не удалось: права на выпуск наклеек английской премьер-лиги и бундеслиги находятся в руках главного конкурента — фирмы Toops. Правда, как утверждают эксперты, качество этих стикеров ниже, чем у Panini.

Постепенно Panini начали выпускать наклейки не только на спортивную тематику, огромную долю бизнеса компании сейчас занимает сотрудничество с Disney, а также выпуск комиксов, журналов, детских книг и многих других видов печатной продукции. Например, популярная серия комиксов про Неймара выпускается именно Panini, у которой есть отдельное представительство в Бразилии. Хотя штаб-квартира компании по-прежнему расположена в Модене.   

Наклейки Panini стали настолько легендарными, что с ними связано множество интересных историй. Часто коллекционеры обвиняют фирму в том, что та искусственно занижает количество некоторых наклеек, чтобы повысить продажи, хотя неоднократно было доказано, что наклейки со всеми футболистами печатаются в равных объемах.

Тем не менее в прессу все равно попадают истории о том, что, например, нападающий «Арсенала» и сборной Коста-Рики Хоэль Кэмпбелл купил 100 пакетиков наклеек и не нашел себя. А вот Марио Балотелли не пожалел времени и денег на то, чтобы обклеить страницы сборной Италии исключительно собственным изображением. Подобный эгоцентризм обошелся нападающему в 1500 фунтов.

Несмотря на наличие множества других направлений, фирма прочно ассоциируется именно с футболом, а Евро-2016 сулит ей неплохой скачок доходов. Даже в цифровую эпоху Panini прочно стоит на ногах, продавая наклейки более чем в 100 странах, имея более чем 1000 сотрудников и около 600 миллионов евро оборота. Но главное даже не это, а то, что пока вы читали эту статью, сотни болельщиков по всему миру с нетерпением открывали заветные пакетики с наклейками.

Статистика
Премьер-Лига
Россия. Премьер-лига
Англия. Премьер-лига
Испания. Примера
Италия. Серия А
Германия. Бундеслига
Франция. Лига 1
Лига чемпионов
Лига Европы
Лига наций
Команды
М
О
1 Зенит
20
40
2 Краснодар
20
39
3 Динамо
20
38
4 ЦСКА
20
32
5 Локомотив
20
32
6 Спартак
20
31
Развернуть
КХЛ
КХЛ
НХЛ
Команды
М
О
1 Динамо Москва
68
98
2 СКА
68
95
3 Металлург Мг
68
95
4 Локомотив
68
93
5 Авангард
68
92
6 Салават Юлаев
68
90
Развернуть
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
ЦСКА отреагировал на информацию о планах продлить контракт с Федотовым Футбол, 17:56
Лучший бомбардир сборной России на ЧМ-2018 покинет «Венецию» Футбол, 17:28
Умер тренер сборной СССР по фехтованию Владимир Аракелов Другие, 16:47
Умер бывший футболист «Ливерпуля» и сборной Англии Ларри Ллойд Футбол, 16:15
В Германии назвали экс-тренера «Спартака» кандидатом на пост в «Баварии» Футбол, 15:49
Клуб КХЛ расстался с тренером после непопадания в плей-офф Хоккей, 15:20
Канадский клуб НХЛ опубликовал в соцсетях карту России с Крымом Хоккей, 14:32
Сливко и Гараничев выиграли одиночную смешанную эстафету на ЧР Биатлон, 13:57
Бой между двумя россиянами и поединок Чимаева возглавят турнир UFC в июне Единоборства, 13:37
Винер заявила, что «народ не простит» поехавших на Олимпиаду спортсменов Другие, 13:07
Овечкин обратился к 8-летнему хоккеисту, сбитому террористами у «Крокуса» Хоккей, 12:30
Клуб Овечкина останется в Вашингтоне из-за срыва сделки по новой арене Хоккей, 12:27
Щербакова рассказала о выгорании и опустошении после победы на Олимпиаде Фигурное катание, 11:16
Кучеров вернул себе первое место в НХЛ в списке бомбардиров сезона Хоккей, 10:28
Главное Лента