Почему сезон «Арсенала» опять закончился раньше времени
Поскольку текст планирую сделать не просто набором штампов, которые прямо сейчас хотят прочитать болельщики «Арсенала» (таких текстов уже написано достаточно), а объективной построенной на фактах оценкой случившегося, начнем с небольшого интро – что в тексте будет, а чего – нет:
1. Как гласит спойлер выше, материал будет в первую очередь для нейтральных зрителей, искренне интересующихся сутью проблем. Следствие – обойдемся без перекосов аля-«руки прочь» или «вон из клуба».
2. Фокус на текущем сезоне, лишь с минимальными отсылками к прошлому. Цель – избежать попыток объять необъятное.
3. Едва ли в подробном разборе нуждаются выступления в Европе в этом сезоне: «канониры» оказались банально хуже команд, которые находится намного выше в футбольной иерархии («Бавария» и «Барселона»), по ходу матчей выдав немало достойных отрезков.
4. Формально, если взглянуть на календарь, сезон «Арсенала» в АПЛ не такой законченный, как кажется из турнирной таблицы прямо сейчас, но для возрождения интриги все равно потребуется слишком многое, а обсуждения проблем, которые привели команду в текущую ситуацию, от этого не станет менее актуальным.
Начнем с позитивного. Оно точно было. Ведь, если бы весь сезон был сплошным негативом, спорить сейчас было бы не о чем, да и наблюдения за последними колапсами были бы не чем-то мучительным, а базовой ситуацией. Позитивный тезис, который достаточно легко подкрепляется фактами – в этом сезоне в оптимальном составе «Арсенал» лучше всех в Англии играл в футбол.
До травм Франсиса Коклена и Санти Касорлы «Арсенал» никому не уступал по темпу набора очков и значительно превосходил по более глубоким статистическим показателям. Команда шла на рекорд АПЛ по количеству явных голевых моментов в среднем за матч за все время, что ведется статистика. За первую половину сезона хотя бы по разу были обыграны «Челси», «Ман Сити», «Тоттенхэм» и «Ман Юнайтед». Команда значительно превосходила всех по разнице в остроте созданных и допущенных моментов (на 3,1 xG больше любого из соперников за первые 12 туров).
Но создание и ограничение острых моментов нуждается в контексте. xG отражает реальный уровень команды, только если равномерно распределен по дистанции. Поэтому поделим матчи на три категории: 1. команда создала на 0.6+ xG больше, чем соперник (условно назовем «победы по xG»); 2. разница между командами меньше 0.6 xG (ничьи); 3. соперник создал на 0.6+ xG больше, чем команда (поражения). Ситуация не меняется: в такой адаптированной таблице остроты моментов «Арсенал» в оптимальном составе лидировал с 3-очковым отрывом. Но даже в этот относительно успешный отрезок «канониры» не лучшим образом трансформировали преимущество в очки – 26 реальных очков против 31 xG-адаптированного.
Этот поверхностный анализ хорошо выявляет ключевые проблемы, которые особенно сильно ударили по команде – трансформация преимущества в очки и постоянные травмы. Учитывая степень влияния их на результаты в этом сезоне, ограничимся подробным изучением именно этих проблем.
Травмы
Насколько важную роль сыграли. Они всегда играют ключевую роль, что отлично отображается простой таблицей соотношения лучших команд последних лет с их местом в таблице травм:
Мгновенный вывод – выиграть титул с большим количеством травмированных невероятно трудно. Изучение аномалии этой таблицы, «МЮ»-2012/13, помогает определить условия, при которых титул в условиях кадрового кризиса все-таки возможен: помимо выдающихся талантов Алекса Фергюсона, это пониженный уровень конкуренции (в тот сезон вторая команда набрала всего 78 очков – меньше, чем в любой другой в таблице) и малое количество травм у по-настоящему ключевых игроков (больше всего за «МЮ» тот год сыграли ван Перси, Эвра, Каррик и Де Хеа – как раз 4 лучших игрока сезона).
Текущий сезон вполне подпадает под определение кампании с пониженной конкуренцией, но вот только серьезные повреждения у «Арсенала» получали как раз ключевые футболисты. Например, контраст в остроте созданных и допущенных моментов до и после травмы Касорлы невероятен:
Как отмечает автор модели Майкл Кэйли, первая цифра – чемпионский показатель (особенно в АПЛ – лиге, где давно нет выдающейся в этом плане команды); вторая – статистика просто классной команды.
Почему так происходит. Вопрос становится все более и более таинственным с каждым годом. До 2014-го «Арсенал» можно было упрекать в недостаточном внимании к проблеме (как минимум, с позиции человека, не находящегося внутри клуба). Летом 2014-го клуб пригласил известного по работе со сборной Германии Шеда Форсайта и с тех пор полностью переработал программу тренеровок на физическую готовность, внедрил регулярное использование снимков ДЭРА (двухэнергетическая рентгеновская абсорбциометрия) и перед стартом нового сезона назначил еще двух специалистов в медштаб.
Во второй половине прошлого сезона глобальное исследование The Telegraph и эксперта по изучению футбольных травм Бена Диннери даже углядело в травмах «канониров» положительную динамику, сделав промежуточный вывод, что методы Форсайта начинают приносить плоды. Но новый сезон – старая картина (4-е место в таблице травм).
Достаточно интересную теорию выдвинул осенью аналитик Том Лоуренс, предположивший, что травмы «Арсенала» могут быть следствием их стиля, включающего в себя частую смену направления движения игроков. Попытавшись статистически измерить смену направлений движения, он обнаружил, что из 10 самых высоких показателей за последние 5 сезонов 5 принадлежат «Арсеналу».
Что отлично подводит нас к, пожалуй, лучшему объяснению травмам «канониров» – теории Гулливера. Теория Гулливера основывается на исследованиях, которые доказали, что низкорослые футболисты, пытающиеся играть в высокоинтенсивный, основный на коротких передачах атакующий футбол, более склоны к травмам. Поскольку рост футболистов «Арсенала» на 4 сантиметра меньше среднего по лиге теория полностью распространяется на клуб. Поверили хотя бы на 5%? Поздравления – вы болельщик «Арсенала». Эту теория выдумал журналист The Guardian Барни Роней в попытках показать, во что готовы поверить откровенно жаждущие объяснения фанаты.
Пеллегрини, Ван Гал, Венгер, Клопп и Моуринью – все в той или иной форме публично объясняли травмы удачей или фактором случайности. Наверно, при желание такие цитаты можно найти вообще у любого тренера. Например, Роберто Мартинесу даже диплом врача (и предположительно лучшее понимание природы большинства повреждений) не помогают выстроить систему, при которой его команда получала бы меньше травм, чем средний показатель по лиге. Тяжело измерить влияние рэндомного элемента в травмах, но его присутствие практически очевидно.
Реализация
Насколько важную роль сыграла. Еще одна таблица – сравнение «Арсенала» с лучшими по части создания/предотвращения остроты командами Европы:
Все команды, находящиеся выше «Арсенала», набирают минимум 2,17 очков за матч. Темп набора очков «канонирами» – лишь 1,79. Таблица разницы остроты созданных и допущенных моментов прочит команде 1-е место в АПЛ. Адаптированная в очковую форму таблица xG – 2-е место с 62 баллами и 4-очковым отставание от 1-го по потерянным. Проще говоря, даже реализация «своих» моментов ставила бы «Арсенал» в прекрасное положение – хотя становящиеся в итоге чемпионами команды, как правило, реализуют моменты даже чуть лучше ожидаемого графика.
Почему так происходит. Самый точный ответ – потому что в сезоне АПЛ всего 38 матчей. 38 – просто-напросто слишком малая выборка для полноценной регрессии к среднему, поэтому команды, которым повезло/не повезло в плане реализации всегда будут.
Что еще повлияло на результаты?
Во-первых, «Арсенал» – одна из команд, которые занимаются изучением систем xG. Возможно, в некоторой степени ориентируются на них, как следствие, пытаются чаще бить из выгодных по системе позиций. Это может немного искусственно завышать их цифры, но не объясняет аномальные расхождения полностью.
Вторая теория – после травмы Касорлы команда испытывает серьезные проблемы с выходом в атаку. Атакующие футболисты (часто Озил и Санчес) должны брать на себя больший объем работы при выходе из обороны, следовательно, им не хватает сил в решающий момент. Снова-таки складная теория, но не объясняет проблему целиком – хотя бы потому что реализация ниже ожидаемого уровня была присуща команде и до травмы Касорлы.
Проблему глазами игроков недавно сформулировал Пер Мертесакер: «Даже когда мы доставляли мяч в штрафную соперника, а наш игрок находился в правильной позиции, нам не хватало расслабленности для того, чтобы завершить эпизод голом. Порой такое случается. Мы не реализовали слишком много моментов». И снова – все логично, вот только «расслабленность» слишком условная категория, которой при желании и необходимости можно объяснять как успехи, так и неудачи, следовательно, она не может служить реальным объяснением.
Велик соблазн обвинить во всем игроков – мол, банально недостаточно высок уровень, поэтому плохо реализуют. Но исследования природы реализации моментов до сих пор не выявили реальной связи между личностью бьющего и процентом реализации: никто, кроме Роналду и Месси, не реализует моменты в степени, значительно превосходящей ожидаемые показатели. Ощущение, что у некоторых игроков есть «инстинкт убийцы», которого нет у остальных – не более, чем эвристика доступности. Что отлично подтверждается тем фактом, что наибольший вклад в низкую реализацию нынешнего сезона внес не Оливье Жиру, которого по инерции до сих пор ругают, а Алексис Санчес, Тео Уолкотт, Аарон Рэмзи и Алекс Окслэйд-Чемберлен. Но тот же Санчес в 2013/14 выдал один из лучших в современной истории сезон по части реализации.
Итого
Сезон – отличное олицетворение замкнутого круга, который основывается на достоинствах и недостатках Арсена Венгера. Он – все еще один из лучших в мире по части поиска тактического баланса внутри команды. Такая заточенность именно на собственную команду может быть эффективна: позволяет демонстрировать качество игры на уровне лучших в мире и лучшее в лиге, что выливается в присущие «Арсеналу» удачные серии. Но баланс слишком легко рушится при потере 1-2 футболистов – здравствуйте, присущие каждому сезону кризисы. Процесс начинается снова – пока идут новые поиски баланса или восстановление игроков, «канониры» уязвимы. Замыкает круг тот факт, что причина потерь, возможно, кроется в стиле игры.
Разные интерпретации этой истории мы наблюдаем в каждый из последних сезонов. Самое мучительное в процессе – то, что цепочку практически невозможно разорвать. Сделав команду менее зависимой от ряда футболистов и сыгранности, почти наверняка лишаешься очень высокого уровня в удачные отрезки и вообще не претендуешь на титул. Изменив стиль, чтобы снизить количество травм, снова-таки рискуешь потерять в качестве игры.
Проще говоря, главный виновник круга с его плюсами и минусами – безусловно, Венгер; разрыв круга – значительный риск, на который нельзя смотреть в одностороннем порядке аля-«уйдет Арсен, перестанут вылетать игроки, команда не будет зависеть от лидеров, пойдут чемпионства». Когда этой формулы хватало для того, чтобы занимать место следом за 2-3 явно более богатыми командами, ее можно было считать успешной (разумеется, успешной с объективной точки зрения, а не фанатской). По завершении текущей кампании это, вероятно, изменится.
Фото: Global Look Press, Getty Images