«Одного бразильца увезли в Норильск в «-50» — сразу по-русски заговорил»
— Недавно футбольный «Спартак» подписал договор о партнерстве с хоккейным и мини-футбольным клубом. Теперь денег в мини-футболе будет больше?
— Я думаю, что объединение — идея Саши Якушева, который возглавляет попечительский совет хоккейного «Спартака». А про мини-футбольный клуб я вообще забыл. Считал, его уже не существует. Оказалось, живой. Только вряд ли ему
— Этот «Спартак» имеет отношение к «Спартаку», который вы возглавляли?
— Никакого. Хотя, когда он создавался, тот «Спартак», что выиграл все в России, еще продолжал существовать как клуб. Во дворце спорта «Сокольники» состоялась встреча, на которой присутствовал спортивный директор нового клуба Андрей Ткачук. И я сказал ему: «На «Спартаке» нет никаких пятен, левых дел. Пожалуйста, берите юридическое лицо со всеми регалиями». Тем более Бесика Зоидзе назначили главным тренером, Андрея Цуканова его помощником, наш администратор стал там работать. Но мне ответили: «Нет, мы создаем свой клуб». — «Хорошо, никаких вопросов». И вдруг люди стали говорить, мол, в программках написано, что они чемпионы страны, обладатели кубка. Тогда я позвонил Зоидзе: «Поправь своих руководителей, они
— Кто спонсировал ваш «Спартак»?
— Мои друзья из крупного бизнеса, не буду раскрывать имен. Так что, по сути, это был мой частный клуб. Потом в 2008 году случился кризис. Мне как раз сделали шунтирование в Германии, в течение которого сердце шесть часов было отключено, я вернулся в Москву и люди объяснили: «Сейчас не те времена». Влачить существование и копить долги не хотелось, поэтому клуб я сразу закрыл.
— Какой у него был бюджет?
— Начинали с $300 тыс., в конце дошли до $4 млн. Если говорить по зарплатам, то в 90-х игроки получали по $500, в середине нулевых стали уже и по $10 тыс.
— Большой «Спартак» вам помогал?
— Никогда. У нас даже ромбики разные были. У них с мячом в букве «С», а у нас — исторический. Разрешение на название и товарный знак нам давало общество «Спартак», а футбольный клуб, наоборот, с этим обществом судился.
Помню, старался приглашать на мини-футбол ветеранов, что большой «Спартак» в то время не особо делал. Плюс молодежи много ходило. Тот же Ромка Широков рассказывал, что приходил
— А вот например «Дина» дружила со многими певцами, актерами.
— На «Спартак» тоже ходили мои друзья — Лоза, Малежик, Вадим Казаченко, Михаил Евдокимов. Много артистов прилетало на турнир «Приполярная весна». Мы
— Правда, что в мини-футбол вы пришли случайно?
— В начале 90-х в Москву приезжали ветераны сборной Франции — чемпионы Европы-1984: Платини и компания. Все с женами, в общей сложности 60 человек. Они должны были провести товарищеский матч, а поездку спонсировал уже покойный Валерий Павлович Качалин, руководитель московской инкассации. После этого мы с ним
— Легко было?
— В первый год заняли девятое место. Я думаю: «Неужели не смогу их ничему научить?» Собрал всех: «Считаете, что такие великие? Тогда предлагаю всем найти новую команду, а я наберу других игроков». Через месяц вернулись. Говорю: «Значит, не нужны никому, да? Теперь я тут главный». В итоге заняли третье место. Но Качалина убрали из инкассации, а новые люди сказали, что денег на мини-футбол у них нет. Я обратился к друзьям, они помогли с чартером на последний тур, когда мы как раз взяли медали, потом провели сбор и решили создать «Спартак». При этом новый клуб — не правопреемник «Минкаса». Мы провели процедуру банкротства, а игроки подписали с нами новые контракты.
— Те французские ветераны в Москве хорошо отдохнули?
— Тогда в городе проходил съезд народных депутатов, и иностранцев некуда было селить. Решили разместить в санатории Минмонтажспецстроя на Пахре. Но чтобы сразу туда не везти, устроили им банкет в ресторане на последнем этаже гостиницы «Корстон». Накачали немножко. Говорю другу: «Я поеду в санаторий пораньше, все подготовлю. А ты с ними пока побудь.
— Гостеприимство отработали?
— Сыграли со «Спартаком» 2:2. Кстати, без договорняка. В «Лужники» пришли 30 тысяч человек, матч по ТВ показали. И французы остались очень довольны. Потом Платини
Фото Globallookpress
***
— Лучший матч вашего «Спартака»?
— С «Норильским никелем», когда встречались в баскетбольном зале ЦСКА. У них тренером еще Игорь Подшивалов был, который у меня в тот момент в сборной помощником работал. За две минуты до конца проигрывали им 1:3, шансов никаких. Я завелся, повернулся к запасным,
— Красивый сюжет.
— Причем нам эта победа ничего не давала, мы в середине таблицы находились. А Норильск наверху. Но перед игрой была история, что мы просили их перенести игру, а они не пошли навстречу. В общем, я немного обиделся, и тут такая концовка. Прихожу на пресс-конференцию, журналист спрашивает: «Как это вообще произошло?» В этот момент в зал вбегает мой маленький сын Колька, и я шутя говорю: «Когда проигрывали 1:3, сын подошел и сказал: «Пап, игрушку хочу». А на нее ведь надо деньги заработать, ну я и дал команду выиграть». Подшивалов шутку не оценил, у него в тот момент черт знает что на лице было.
— Говорят, первым выдавать российские паспорта бразильцам начали вы.
— Ерунда. Это делал Константин Еременко через Бориса Грызлова, входившего в четверку руководителей страны. Причем выдавались паспорта с нарушением правил — нужно ведь пять лет жить в стране, родственников иметь. Я узнавал эти моменты. Кстати, я вообще против того, чтобы за нашу сборную играли бразильцы. Есть ведь примеры «Дины», которая выиграла все на свете без легионеров, ВИЗа, взявшего Кубок УЕФА своими воспитанниками, сборной.
— Когда Сирило ушел из «Спартака», тоже Грызлов был замешан?
— Сначала все было нормально, потом на клуб наехали из налоговой, милиции. А сам Сирило начал говорить, что в документах не его подписи, а поддельные. Но мы втихаря сделали экспертизу в конторе в Матросской Тишине, которая показало, что подписи настоящие, и
— «Динамо» не хотело платить вам за игрока?
— Да. А Сирило для меня нечистоплотный человек. Вот другие, которых тоже теребили — Алесио и Жоан, — сказали, что никаких претензий к «Спартаку» у них нет, что клуб им все выплатил. Они — люди. А Сирило я не уважаю.
— Агенты вокруг команды крутились?
— Нет, мы все делали сами. В клубе работал Игорь Горанский, бывший корреспондент радио и телевидения в Бразилии, Аргентине, который, кстати, написал известную книгу «Слезы Марадоны» и знал испанский и португальский. Мы находили телефоны и звонили через него в Южную Америку напрямую.
— То есть случаев, когда брали игрока, а он ничего не умеет, не возникало?
— Однажды просматривали брата Даниэла Карвальо из ЦСК
— Бразильцы быстро адаптировались?
— Эду приехал в «Никель» и ни слова
— Исключения встречались?
— Сержао. Крупный нападающий, вес — 110 килограммов, потом даже за сборную Азербайджана играл. Наверное, он был
— Конечно.
— Я тогда обратился к Сереже Шавло. Для нас сыграть тот матч было престижно, рекламно, мы понимали, что придет много народа, мы засветимся на фоне главного «Спартака». В общем, договорились встретиться зимой в паузе между их сборами. Но мы не знали, как играть. Осознавали только, что обыграем их, что для них это будет неприятно. До этого ведь «Дина» обыгрывала «Динамо», мини-футбольное «Торпедо» — «Торпедо», «Зенит» — «Зенит».
— Что делать?
— Приехали за час до начала, и я предложил Старкову поменять русских на иностранцев. Он испугался, тогда я сказал о другом варианте: меняю четверку мини-футболистов на четверку футболистов. При этом большие выйдут против больших, а мини-футболисты против своих. В итоге мне отдали Ребко, Кабанова, Пьяновича и Баженова, а я Старкову — всех бразильцев, кроме Сержао. Без договорняка сыграли 9:9.
— Что вытворял Сержао?
— Он уже
— Время в Москве иностранцы проводили весело?
— Да. Как потом выяснилось, на выходных спартаковские и динамовские бразильцы собирались у кого-нибудь в квартире, и чего там только не было. Орали, пели, танцевали, соседи милицию вызывали.
— Из россиян в плане юмора
— Когда Горин пришел, подколы участились. Помню, нужен был переводчик с португальского, и мы нашли студента. Тренировки с одиннадцати до часу, он говорит: «Не могу каждый день пропускать занятия». Взяли второго, они по очереди пропускали. Но оба чудные, в футболе ничего не соображали. И вот, первый раз началось занятие. Я дал команду бежать по кругу, а Горин кричит переводчику: «Что стоишь, сказали ведь бежать». Тот смотрит на меня, потом на команду, ничего не может понять, но начинает бежать. Круг вместе с игроками пробежал, потом все упали от смеха.
— Дрались игроки часто?
— Стычки и в большом футболе случаются. Помню, в первый мой сезон в «Спартаке» после чемпионства поехали в турне Ливан — Сирия — Иордания. И на одной из тренировок начали драться Хусаинов и Логофет. Для меня, 20-летнего пацана, было дикостью, что дерутся две спартаковские легенды. Но подошел Анатолий Исаев, в тот момент второй тренер, и сказал: «Жень, не удивляйся, конец сезона, нервы на пределе, такое бывает». С тех пор, я понимаю, что ничего сверхъестественного в этом нет.
— Приходилось выгонять
— Привез человека из Екатеринбурга, он не потянул. Предложил ему поехать в аренду в Тюмень, он ответил: «Нет, я буду ковырять в носу, и получать за это деньги». А для разрыва контракта нужно было
***
— Почему со сборной у вас не очень удачно получилось?
— Сейчас идет большой спор, совмещать Слуцкому или нет. Я все это прошел и могу сказать, что самая главная проблема при совмещении в том, что ты больше любишь и знаешь своих футболистов. Я вот стал брать в сборную спартаковцев, а ведь международный опыт не накопишь за день-два. Поэтому на чемпионате Европы мы не попали в полуфинал. А дальше Семен Андреев сказал: «Или вы остаетесь в сборной, или в Спартаке». А «Спартак» — это же практически мой частный клуб, я и президент, и главный тренер. Так что пришлось уйти из сборной.
— Следите сейчас за мини-футболом?
— Я же обозреватель «Советского спорта», смотрю все матчи большого российского футбола, много международных игр. Мне футбола выше крыши, я уже устаю от него. На мини времени почти нет. Только если щелкаю каналы и вижу, что
— Достойный выбор.
— Но совсем не обращать внимания на мини-футбол я не могу, потому что дружу с Сергеем Козловым, со всем руководством «Дины». Хотя когда только пришел в индустрию, считал Сергея своим врагом.
— Почему?
— Мне казалось, что он все подмял под себя и живет по принципу «кто платит, тот и музыку заказывает», что я считал неправильным. Но потом, разобравшись в мини-футболе, особенно в руководстве, я понял, что не прав.