За счет чего Джокович выиграл шестой Australian Open
Тактическое мастерство Джоковича
Серб прекрасно знает, как играть с британцем, и это ощущалось с первого же розыгрыша, с первого же приема. Например, он четко понял, что для человека, который великолепно двигается на корте, Маррей очень медленно шагает назад. Поэтому Новак даже не стремился принимать его подачи навылет — он просто посылал мяч в середину да поглубже. Маррей не успевал подстроиться ногами и отвечал либо ошибкой, либо просто перекидывал мяч через сетку, Джокович заводил атаку, Маррей носился по задней линии и проигрывал очко. По ходу розыгрышей серб тоже успешно использовал глубокий удар в середину.
Так же здорово Джокович использовал и форхенд Маррея. Британец регулярно мазал удар справа, если получал мяч с низким отскоком. Естественно, Джокович этим пользовался. Плюс Энди стремился посильнее пробивать в ответ на кроссы под форхенд, потому что понимал, что его начинают гонять. Результатом опять же были ошибки.
Самым сильным в игре Маррея сегодня стал пушечный кросс с бэкхенда. Но у Джоковича удар слева такой, что, даже отойдя за заднюю линию на пять метров, пробивая из полушпагата, он умудрялся отвечать чуть ли не так же остро, как бил британец. В итоге Энди был вынужден нагнетать, что приводило к новым ошибкам.
Так и получается, что Джокович не просто нейтрализовал игру соперника, но даже его сильные стороны за счет своей тактической подготовки и игрового мастерства обращал в слабые.
Умение Джоковича прибавлять
Самое поразительное в Джоковиче — это то, насколько быстро он может завершить отрезок средней игры и врубить полные обороты. Ярким примером стал гейм при счете 5:5 во втором сете. Маррей подавал, вел 40:0, но после этого Джокович провел пять розыгрышей настолько здорово, что британца даже нельзя обвинить в том, что он их проиграл.
Фото Globallookpress
Серб прекрасно использовал то, что так любит делать Роджер Федерер, — он давал сопернику прибиться, почувствовать, что игра идет, а потом совершенно неожиданно добавлял в напоре. Это не только приносит победы в сетах, но еще и огромное психологическое преимущество — и нет ничего удивительного, что в начале третьего сета Маррей выглядел совершенно убитым.
То же самое повторилось на тай-брейке. Маррей честно выгрыз право его сыграть, но Джокович провел его попросту безупречно. Он великолепно подавал, великолепно атаковал и ни капли не сомневался в себе. Разницу в психологии демонстрирует простая статистика: Маррей на тай-брейке сделал две двойных, а Джокович — два эйса.
Энди Маррей
Причем не
Он стремится нагнетать агрессию.
Globallookpress.com
В этом матче мы увидели в исполнении Маррея оба варианта проблем, которые вытекают из понимания того, как сложно ему будет с Джоковичем. В первом сете он показывал теннис, главной целью которого было не проиграть — действовал слишком мягко, слишком осторожно и в результате был закономерно разгромлен. Возникало ощущение, что он решил финал не играть — после всех разговоров о том, что он может пропустить его, если начнет рожать его жена.
На тай-брейке третьего сета мы увидели обратный пример — после отличного рывка, отыгранного брейка, успешной агрессии Маррей сдулся, наделал ошибок. В итоге сет и матч ушли, несмотря на все усилия.
Игра Маррея на подаче — это вообще отдельный аспект его противостояния с Новаком. Все знают, что вторая подача у британца хромает, но никто не умеет использовать это так, как Джокович. По ходу турнира Маррей выигрывал около 60% розыгрышей на второй подаче, а сегодня — около 30%. И он сам знал, что Джокович будет эксплуатировать его вторую подачу, поэтому стремился выполнять ее поострее и допускал двойные.
В попытках изменить динамику розыгрышей Энди стремился выходить к сетке, но делал это так неуверенно, что частенько не доходил даже до хавкорта. А когда доходил, ему все равно приходилось иметь дело с обводками Джоковича — одними из лучших в туре.
Доминирование Джоковича строится не только на том, что все сильные стороны Маррея в его игре сильнее, но еще и на психологическом превосходстве. Маррей сейчас сам прекрасно понимает, что соперник находится на другом уровне. На ранних этапах соперничества Маррей мог хотя бы иметь уверенность в том, что он сможет физически перетерпеть серба. Сейчас об этом не может идти речи. В итоге Маррею приходится ломать себя, отходить от вещей, которые характеризуют его как игрока и как личность. Естественно, что шансы на успех при таком раскладе не очень высоки.
Плюс ко всему сегодня Маррей даже вел себя не так, как обычно. Достаточно вспомнить матчи с Андерсоном на US Open и с Раоничем в полуфинале — когда у него не шла игра в этих матчах, он бесновался, кричал на себя (сегодня это было), но еще и пытался завести себя физически, постоянно скакал, прыгал между розыгрышами, не стоял на месте. Сегодня он большую часть матча (особенно в первом сете) между розыгрышами вяло перебирал ногами, и это было первым признаком поражения.
***
Для Маррея это был очень сложный турнир (любимая жена осталась дома, а по ходу первой недели у тестя начались проблемы со здоровьем) и очень тяжелое поражение, в котором мы увидели отголоски двух матчей с Джоковичем на Australian Open. Первый сет напомнил о безвольном финале-2011, а второй и третий — о боевом полуфинале-2012. И еще неизвестно, с каким из этих поражений ему было труднее справиться.
С другой стороны, сейчас ему будет совсем не до тенниса — в ближайшие недели он станет отцом. Свою речь финалиста он завершил таким посланием жене Ким: «Эти две недели ты была просто легендой, спасибо за поддержу. Лечу домой на следующем самолете». Пресс-конференцию он провел за пять минут и сразу же помчался в аэропорт.
Первый месяц сезона только подошел к концу, а Джокович уже выиграл по сету со счетом 6:1 у всех игроков «Большой четверки»: Надаля, Федерера и Маррея. Более того, он сейчас показывает такую игру, что кажется, будто на его пути к календарному «Большому шлему» стоит только он сам. Правда, все знают, что нужно делать, когда кажется.
На «Ролан Гаррос» Новак может оформить карьерный «Шлем» и четвертую победу на мэйджоре подряд. Но об этом думать пока еще рано. Сейчас важно, что он выиграл свой шестой Australian Open и 11-й «Шлем» вообще. В понедельник его отрыв от второй строчки рейтинга составит 8 тыс. очков. С начала 2015 года он проиграл всего шесть матчей из 100, выиграл 13 турниров и сыграл в 17 финалах подряд. Такого колоссального доминирования одного игрока над всем туром мы, наверное, не видели еще никогда.