«От ее взгляда мужья едва не бросали жен». Как Курникова соблазняла мир
Первой мыслью прославленного теннисного тренера Ника Боллетьери при виде десятилетней Анны Курниковой было: «Разрази меня гром».
Четверть века спустя 84-летний Боллетьери прекрасно помнит, где и когда увидел ее впервые: 8:50 утра, корт № 40.
«Маленькая девочка подбегает ко мне и запрыгивает в мою корзину с мячами: «Я пришла на урок!» — вспоминает тренер, воспитавший Андре Агасси, Джима Курье и Монику Селеш и известный свой вспыльчивостью.
«Я тогда подумал: «Это еще кто?!» — продолжает Боллетьери, в памяти которого явно оживает решительная белокурая малышка с косичками. — Я от неожиданности даже не накричал на нее — было невероятно видеть, как такая малютка может просто провозгласить: «Я тут. Я готова».
Была ли она готова стать одной из самых коммерчески успешных спортсменок в истории и справиться с сопутствующим вниманием — другой вопрос.
Чуть больше десяти лет спустя 22-летняя Курникова завершила карьеру
Самого главного, однако, она так и не успела — это выиграть одиночный титул.
В честь нее назвали покерную комбинацию «туз — король» (A-K)
На шоу Дэвида Леттермана ее лучшим ударом называли фрагмент видео, где она пила воду из бутылки.
Секс-символ
Фото Globallookpress
Спортивные достижения Курниковой, отказавшейся от интервью, принято считать скромными, но нельзя отрицать, что ей принадлежат победы, которых теннис до нее не знал.
Ей достались миллионные рекламные контракты и интерес тех, кто и
В то же время появился компьютерный вирус «Анна Курникова», заманивавший пользователей откровенным фото теннисистки, якобы прикрепленным к имэйлу. В 2001 году он распространился настолько, что его даже упомянули в «Друзьях».
Как подтвердит любой, кто тинейджером имел на стене постер с Курниковой, юная секс-бомба переступила границы спорта.
«Строители стали смотреть теннис, бизнесмены стали смотреть теннис. Теннисная аудитория больше не ограничивалась членами загородных клубов, — говорит Кен Мерритт, тренировавший Курникову в академии Боллетьери. — Благодаря Анне женский теннис стали показывать по телевизору. Ее влияние на спорт вышло далеко за пределы выигранных и проигранных матчей».
Всемирный спрос на Курникову был неиссякаем, а начавшаяся в 1990-е эпоха интернета его только подпитывала, тиражируя изображения красотки куда шире, чем это делали спортивные рубрики на последних полосах газет.
«Теннисисткам всегда уделялось такое внимание, которое в некотором смысле отодвигало их профессиональную деятельность на второй план. Но в случае с Курниковой эта объективация вышла на новый уровень, — говорит специалист по спортивному PR Дэвид Скиллинг. — И мне не кажется, что в этом ее вина. В таком ключе ее раскрутили медиа».
Организаторы турниров вскоре стали пользоваться популярностью Курниковой, ставя ее матчи на корты более крупные, чем подразумевал ее рейтинг, вспоминает Бен Ротенберг из New York Times:
«
Кроме того, соперницам Курниковой приходилось постоянно терпеть и армию ее болельщиков, яростную поддержку которых, как намекает Боллетьери, она стимулировала:
«На крупных турнирах, если Курникова тренировалась, когда не было матчей топов, то все мужчины смотрели ее тренировку. И она умела доставлять. Устраивала шоу».
Маркетинговый монстр
Как бы ни был прибылен этот медийный интерес, Скиллинг считает, что он мог-таки отвлечь юную теннисистку от карьерных задач и сыграть свою роль в том, что она никогда так и не завоевала ни одного одиночного титула. Он говорит, что будь она сейчас его клиентом, ограничил бы доступ прессы к ней, не стал бы так педалировать статус секс-символа и оставил ей больше времени на работу над игрой.
«Ее успех обернулся маркетинговым монстром, который в результате сам себя поглотил. На мой взгляд, ситуацию выпустили
Боллетьери подчеркивает, что лучшие менеджеры — это те, кто может распределить время своего игрока между работой со спонсорами, работой с командой, а также физическим и психологическим развитием: «Если не работать на общую картину, потом придется за это платить».
Но рассуждать обо всем этом просто, когда тебя не манят золотые горы многомиллионных контрактов, — искушение, которому даже чаще поддаются родители, чем их дети-звезды.
«Некоторые родители, когда их ребенку предлагают три, четыре, пять миллионов, сразу говорят: «Берем». А когда ребенок хорош собой, предложений больше. А Анна Курникова была оооочень хороша. От одного ее взгляда мужья едва не бросали жен», — говорит Боллетьери, за малым не присвистывая.
Несбывшаяся спортивная слава
Фото Globallookpress
Сейчас, когда Курникова не играет уже больше десяти лет, можно ли сказать, что ее главные достижения коммерческие, а не спортивные?
Выиграй она хотя бы один одиночный турнир, к ее спортивной карьере ни у кого не было бы вопросов, считает Ротенберг:
«Может, на определенном этапе ей стоило поиграть более мелкие турниры. Но она не выстраивала свой календарь в соответствии с тем, где у нее было больше шансов победить. Она играла крупнейшие турниры против самых сильных соперниц, и подозреваю, получала за приезды неплохие подъемные».
Боллетьери практически с ходу хвалит Курникову за ее умение играть по всему корту, но признает, что, будь у него второй шанс, он бы поставил ей один удар — форхенд.
«У Андре, Джима, Серены, Шараповой — да почти у всех есть пробивной форхенд. Анне мы такой не сделали, и отсутствие такого оружия, возможно, и стоило ей одиночных «Шлемов».
Кто смеется последним
Сейчас Курникову чаще увидишь ведущей реалити-шоу The Biggest Loser или на папарацци-снимках с ужинов с ее бойфрендом Энрике Иглесиасом, чем на теннисных турнирах. Хотя на благотворительных матчах она еще появляется.
При всех глумливых покерных ассоциациях, о карьере, как у Курниковой, все равно мечтает большинство игроков: она предвосхитила целое поколение российских звезд, включая Марию Шарапову.
«Чтобы быть коммерчески успешной, одной внешности недостаточно. Чтобы бренды захотели вкладывать в тебя деньги, нужен определенный уровень мастерства», — объясняет Скиллинг.
Если же оценивать карьеру сугубо по коммерческому потенциалу, то Курникова, по Ротенбергу, срывала банк играючи. Но вместе с тем она понимала, чтó делает.
За свою короткую карьеру Курникова заработала $3,5 млн призовых, в то время как рекламные контракты с adidas, Omega и Berlei приносили ей, как говорят, по $10 млн в год.
Сейчас почти жутко читать слова Боллетьери о десятилетней Курниковой: «Задача не в том, чтобы сделать из нее чемпионку. Задача — сдержать ее до тех пор, пока не наступит ее время», — сказал тренер в интервью New York Times в 1992-м.
25 лет спустя Боллетьери и весь теннисный мир продолжают ощущать эффекты феномена Курниковой. Какой совет Боллетьери дал бы нынешним восходящим звездам?
«Соберите вокруг себя команду из людей, которые понимают, что успех не приходит в одночасье, — его нужно строить.
И не надо торопиться.