Шейх, принц и нефтяной магнат. Кто хочет управлять мировым футболом
Михаил Сапрыкин рассказывает все самое интересное о кандидатах в президенты ФИФА
Джанни Инфантино, 45 лет, Швейцария
Если вы регулярно смотрите жеребьевки европейских турниров, то знаете этого человека в лицо. Инфантино, отучившись на юриста, долгое время работал в Международном центре изучения спорта (CIES), а в системе УЕФА появился ровно 15 лет назад. Занимаясь юридическими и коммерческими вопросами организации, Инфантино поднялся до поста генерального секретаря УЕФА и статуса ближайшего помощника Мишеля Платини. При этом швейцарец итальянского происхождения ни разу не был замешан в коррупционных скандалах.
Предвыборная кампания Инфантино пока ограничивается общими словами о «глотке свежего воздуха для ФИФА» и «соблюдении интересов всех 209 национальных ассоциаций» — воспринимать это всерьез было бы глупо. По факту швейцарец известен всем как один из ведущих авторов правил финансового фэйр-плей. Инфантино уверен, что жесткий контроль за бюджетами оздоровляет и исправляет систему.
Главный минус Инфантино — несамостоятельность. Он лишь запасной кандидат от УЕФА и уже пообещал сняться с предвыборной гонки, если ФИФА официально зарегистрирует Мишеля Платини, которому пока запрещено заниматься любой футбольной деятельностью.
Жером Шампань, 57 лет, Франция
Фото Global Look Press
Дипломат с 15-летним стажем, Шампань работал в посольствах Франции на Кубе, в Омане, США и Бразилии, а потом стал одним из ключевых сотрудников оргкомитета ЧМ-1998. Благодаря чемпионату мира он подружился с Йозефом Блаттером и летом 1998-го стал советником президента ФИФА по международным вопросам.
Жером провел рядом с главным боссом мирового футбола 11 лет. В 2007 году помогал Мишелю Платини стать президентом УЕФА, но с тех пор их отношения сильно испортились: Шампань даже публично критиковал француза.
В предвыборных заявлениях Шампань отметил, что поддерживает введение видеоповторов, хочет выгнать старых чиновников ФИФА и отобрать ЧМ-2022 у Катара.
Для участия в майских выборах Шампань не смог собрать пять рекомендательных писем от национальных федераций. Теперь этот этап удалось преодолеть, но шансов на победу практически нет.
Токио Сексвэйл, 62 года, ЮАР
Фото Global Look Press
Герой борьбы с апартеидом (провел 13 лет в тюрьме), бывший сокамерник Нельсона Манделы и министр ЮАР, нынешний мультимиллионер, сделавший состояние в области горнодобывающей промышленности. Состояние Сексвэйла оценивается в $200 млн.
В футболе Сексвэйл работал не так много, как в политике, зато помогал ЮАР получить ЧМ-2010 и был одним из главных организаторов турнира. Футбол он полюбил еще в детстве, когда его папа владел маленьким клубом в криминальном районе Йоханнесбурга — Соуэто.
Кроме того, Сексвэйл — один из главных борцов с расизмом в спорте, он выделяет деньги на борьбу со всеми формами дискриминации. «Мы показываем красную карточку расизму в спорте, это касается не только футбола. Мы говорим: нельзя бросать бананы в спортсменов и давать такие неприятные комментарии, как Шамиль Тарпищев про сестер Уильямс», — отмечал Сексвэйл в 2014-м.
Программные требования южноафриканца пока не раскрыты. Известно лишь, что он выступает за абсолютную подотчетность и финансовую прозрачность ФИФА.
Али бин аль-Хуссейн, 39 лет, Иордания
Фото Global Look Press
Принц Иордании Али бин аль-Хуссейн возглавляет национальную федерацию и футбольную организацию Западной Азии, также является вице-президентом ФИФА от Азии. Именно он был единственным соперником Блаттера на майских выборах президента.
Получив поддержку Платини и многих европейских стран, принц набрал 73 голоса в первом туре. Но этого оказалось недостаточно, поэтому иорданец отказался от продолжения борьбы, и Блаттер пошел на новый срок.
Али бин аль-Хуссейн выступает за то, чтобы уже на ЧМ-2018 играли 36 команд. ФИФА, по мнению принца, должна быть эталоном этики, прозрачности и грамотного управления. Чтобы этого добиться, он готов расписать десятилетнюю реформу всей организации.
Но если в мае принц Иордании считался серьезным соперником Блаттера, то с расширением списка кандидатов у него не осталось ни голосов УЕФА, ни единогласной поддержки в Азии.
Салман бин Ибрагим аль-Халифа, 49 лет, Бахрейн
Фото Global Look Press
Действующий президент Азиатской конфедерации футбола и вице-президент ФИФА, член королевской семьи Бахрейна.
Шейх Салман до последнего поддерживал Мишеля Платини, но в итоге решил баллотироваться самостоятельно. Его ожидаемо поддержала Азиатская конфедерация, а это уже гарантированное большинство из 46 голосов региона.
Шейх заявил, что откажется от зарплаты в случае победы на выборах, не будет отнимать чемпионаты мира у России и Катара и установит ограничения по времени работы президента ФИФА — 12 лет и максимум три срока.
Недавно шейха Салмана жестко критиковали за участие в подавлении восстания в Бахрейне в 2011 году. Говорили, что он возглавлял комитет, который искал около 150 бахрейнских спортсменов, участвовавших в продемократическом движении. Спортсменов сажали в тюрьмы, подвергали пыткам и отстраняли от участия в турнирах. Сам аль-Халифа отверг все обвинения, заявив, что не может оправдываться за то, чего не совершал. Пожалуй, самый неоднозначный участник выборов.
Мишель Платини, 60 лет, Франция
Фото Global Look Press
Все прекрасно его знают.
Платини так или иначе ответственен за большинство футбольных нововведений последних лет — от увеличения количества участников Евро до судей за воротами, от финансового фэйр-плей до проведения чемпионата Европы в 13 городах.
В борьбе за пост президента ФИФА Платини бросается громкими тезисами: собирается расширить чемпионат мира, гарантирует, что Косово сможет участвовать в квалификации ЧМ-2018, и с уверенным видом заявляет, что политике нет места в мире футбола.
Европа очень любит Платини: в марте француз был единогласно переизбран президентом УЕФА. И даже несмотря на коррупционный скандал, европейские федерации и сейчас готовы массово голосовать за своего босса. Так что если Платини останется в списках кандидатов вплоть до 26 февраля, у него будут очень неплохие шансы на победу.
Но допускать ли Мишеля до выборов — ФИФА еще не решила.
Муса Билити, 48 лет, Либерия
Фото AFP
Крупный предприниматель в области добычи нефти, по совместительству глава футбольной федерации Либерии с 2010 года. Находится в сложных отношениях с африканской конфедерацией футбола: за хранение служебных документов в 2013 году был на полгода отстранен от любой деятельности, связанной с футболом.
Билити не видит для себя ни одного реального конкурента на этих выборах: все остальные кандидаты, по словам либерийца, «замешаны в делишках ФИФА». Он считает, что развитие футбола невозможно, если у власти останутся чиновники, работавшие в последние 20–25 лет.
Основные требования Билити: провести прозрачное расследование коррупционного скандала, сократить полномочия исполкома, возобновить активное сотрудничество с Интерполом, больше помогать бедным федерациям для развития футбола. Кроме того, все желающие работать в ФИФА должны отчитаться о своем финансовом состоянии еще до вступления в должность.
Муса Билити сообщал о 25 африканских странах, поддержавших его кандидатуру. Тяжело верить на слово бизнесмену — придется полгода подождать результатов голосования.
Что нужно, чтобы стать президентом?
Набрать 2/3 голосов в первом туре или простое большинство — во втором.