Почему Марко Хук так и не стал великим бойцом
Хук заканчивает поединок против Гловацки за канатами и недотягивает одного боя до большого рекорда. Алексей Сукачев — о том, что это значит для Москвы, Киева и самого Марко
Величие боксера часто определяется большими числами. Десятки защит, сотни чемпионских раундов, тысячи дней на троне — вспоминается, в первую очередь, это. А вот
НЕУДАЧНИК
Слово, вынесенное в подзаголовок, не следует понимать буквально. Конечно же, никакой неудачник не сможет успешно защитить свой чемпионский пояс 13 раз. Но тут важно понимать, что вообще считать достижением и в какой системе отчета — работать. Если за «пуп Земли» принять самого Марко (с чем он, уверен, согласится), то тогда — да, эти 13 защит заиграют яркими красками. Но вот в системе отчета, связанной с Канастотой, куда большим весом, нежели твои успехи, обладают твои неудачи, а оценка строится на негативном мировоззрении.
Надо понимать, что Хуку есть чем «греметь». После замечательного континентального похода в 2008–2009-м годах он в том же 2009-м смог объединить титул чемпиона WBO в первом тяжелом весе, победив и Олу Афолаби (тогда временного чемпиона), и Виктора Рамиреса (чемпиона действующего). Хук защищал вновь завоеванный титул в охотку: четырежды в 2010-м, трижды — в 2011-м, по два раза — в 2012-м и в 2014-м, и только в 2013-м — единожды. Он побеждал и бывших чемпионов мира (Уго Гарая, Фирата Аслана, Афолаби), и обязательных претендентов на титул (Лебедев), и небитых бойцов (Накаш, Ларгетти). Он пытался все сделать правильно, но не всегда получалось. А неудачи были болезненными.
Главное, что не получилось, — победить или хотя бы вырвать ничью против Александра Поветкина. Великие бойцы в таких ситуациях (переход на вес выше для поединка с одним из его лидеров) вырывают победу, они обязаны это сделать, чтобы поставить себя на уровень выше виртуальных оппонентов. Марко почти вырвал. Разница. Скажете, что его засудили? Но в
Пятничное поражение от Гловацкого из той же серии. Как и проигрыш Стиву Каннингхэму восьмилетней давности. Тогда не хватило самой малости. И вчера — Хук немного не достоял. Хуку не хватило чуть-чуть, чтобы поляку отсчитали нокаут в шестом раунде. Эти «малость», «немного», «почти», «чуть-чуть» и определяют истинное положение теперь уже экс-чемпиона мира в выбранной системе координат. Положение заметного, но никак не великого бойца.
Вообще, если и сравнивать с
СЧАСТЛИВЧИК
В пятницу Хук был почти не хуже самого себя пикового. Он был агрессивен. Своим левым боковым он чуть не снес поляку голову. Хук ругался, «бычил», бил после гонга и вел себя дерзко — как и всегда. Однако это «почти» стоило ему победы, которую он упустил.
Но одной лишь не-100%-ной готовности мало для потери чемпионского титула. Для этого еще должен найтись
Характерен ключевой момент лучшего поединка этого лета, произошедший в шестом раунде. После левой бомбы от Марко казалось, что Гловацкого уже ничто не спасет. Как он смог принять вертикальное положение на счет «девять», знает только он сам. Но
Поляк уступал чемпиону по запискам судей, и может сложиться впечатление, что поражение было случайным. Но это не так. Как не был случайным разгром 2-й эскадры Тихоокеанского флота при Цусиме, так не было случайным и крушение «Капитана» Хука. Оно было предопределено не только внутренними причинами.
Кшиштоф Гловацки впервые за свою семилетнюю карьеру дрался за пределами Польши. Он не казался «типичным домашним мешкобойцем» — он был им. А как иначе назвать боксера, который на заре карьеры дрался за такой маргинальный пояс, как BBU International (будучи в прошлом супервайзером BBU, говорю это со знанием дела)?! Нури Сефери и Тьерри Карл — вот лучшие достижения домашнего бойца Гловацкого. Но есть один нюанс.
Любой небитый боксер — загадка. Любой небитый «парень на деревне» — загадка вдвойне. В 90% случаев за великолепным послужным списком скрывается посредственность. Помните Анджея Вавжика и Павла Колоджея? Они из той же команды (промоутерской и тренерской), что и Гловацки. Но последний внезапно оказался в числе тех самых 10 процентов, которые на поверку оказываются золотыми кладезями (а не колодзеями). Поэтому любой бой с небитым боксером — это всегда риск.
Гловацкому было тяжело, но он еще в первом раунде показал, что является пирожком с изюмом, сильно тряхнув Хука правым вдогонку. В ключевой момент поединка поляк не сломался, как сломались бы в такой ситуации (тяжелый нокдаун и две минуты до конца раунда) очень-очень многие другие боксеры, а выстоял и выдержал.
Поляк — ни в коем случае не великий и не выдающийся боксер. Он никогда не достигнет уровня битого им Хука и не повторит его достижений. Но в один отдельный момент он добился большего величия, чем босниец, — потому что преодолел себя. У Хука таких моментов в карьере просто не было.
СЧАСТЛИВЧИКИ?
Победа Гловацкого над Хуком добавила интриги в первый тяжелый вес. Текущая ситуация в этом весе представлена на небольшой схеме ниже:
Видно, что по версиям WBC и WBA ситуация полностью определена: у наших чемпионов есть обязательные претенденты, с которыми им нужно будет драться или в следующих боях, или через бой. Чуть сложнее ситуация по версии IBF, где не все бои пока согласованы или вообще возможны, но и она в целом линейна. С WBO сложнее.
В рейтинге этой организации места со второго по четвертое занимают: украинец Александр Усик, британец Тони Беллью и российский боксер Дмитрий Кудряшов. Фактор X — это Тони Беллью, чьи планы не определены. Именно он может стать следующим оппонентом Гловацкого, так как и у Усика, и Кудряшова уже намечены поединки на ближайшее время.
Однако ситуация может развиваться и иным образом.
С другой стороны, Гловацки — боксер промоутерской компании Анджея Василевского и Петра Вернера. Той самой, которая поставила порок на экспорт польских бойцов в Россию на поток. Только за последние два года в Россию приезжали для участия в титульных или околотитульных боях: Кшиштоф Влодарчик (дважды), Павел Колоджей, Лукаш Яник и Анджей Вавжик. У Дмитрия Кудряшова его следующий бой намечен только на 4 ноября, и его соперник пока неизвестен. Три месяца — достаточное время для восстановления, а гонорар в Казани могут предложить неплохой.
Поединок Усика и Кудряшова кажется невозможным по всем понятным причинам. А значит, вполне возможно, нас ждет настоящая гонка за право первым сразиться с новым чемпионом мира. Который — в отличие от авторитетного (и авторитарного) Хука — не сможет диктовать претендентам свои условия.
Фото: AFP