«Для Виллаш-Боаша переезд в Питер не был дауншифтингом»
Офис компании Proeleven, которую возглавляет Карлуш Гонсалвеш, находится на третьем этаже небольшого бизнес-центра в городе Алмада — от Лиссабона это пятнадцать минут на пароме по реке Тежу. Когда я уже был в пути, директор по коммуникациям Proeleven Жан-Пьер Лареш написал, что Карлушу Гонсалвешу нужно срочно лететь в Геную, оформлять переход Диего Капеля. Мне повезло — вылет перенесся, встретились мы вовремя, а Капель подписал контракт с «Дженоа» на следующий день.
— Как вы пришли в агентский бизнес?
— У меня экономическое образование, но футбол всегда был моей страстью. Я никогда в него профессионально не играл, но всегда обожал смотреть. Агентом я стал шестнадцать лет назад. Когда начинал работать агентом, я еще плохо знал футбольный рынок — мой старт был очень, очень нелегким. Я начал работать с несколькими молодыми игроками.
— Один из ваших клиентов — Маркос Рохо. Как он попал в ваше агентство?
— В «Спортинге» у него был период, когда он остался без агента. Мы наладили контакт, у нас сложились хорошие отношения и мы стали сотрудничать. Мы рады, что с нами Рохо добился такого прогресса — стал вице-чемпионом мира и перешел в «МЮ».
— Правда, что год назад, до «МЮ», он мог перейти в «Зенит»?
— Нет, точно нет. За те годы, что мы сотрудничаем, у него не было предложений из России.
— А кто из ваших игроков переехал в Россию?
— Нападающий Угу Виейра. В прошлом году я познакомился со спортивным директором «Торпедо» Андреем Чернышовым, мы достаточно быстро договорились о переходе, и Виейра забил за «Торпедо» несколько мячей. К сожалению, клуб столкнулся с очень серьезными финансовыми проблемами, упал во второй дивизион, и Угу пришлось уехать в «Црвену Звезду».
— У вас есть клиенты среди игроков «Зенита»?
— Нет.
— Но вы хотели бы, чтобы они появились?
— Конечно! Да, я не навязываю «Зениту» своих игроков, потому что там работает Андре и это может быть неправильно понято, но в принципе, в теории и «Зенит», и все московские клубы, и «Рубин» Казань — очень интересные варианты для моих клиентов. Мне интересен российский рынок и я открыт для него.
— Тренеры, представляющие ваше агентство, работают в России, Греции, Марокко и Испании. Но это либо испанцы, либо португальцы — а откуда среди ваших клиентов голландец ван дер Гааг?
— Митчелл много лет играл за «Маритиму» — кстати, в том числе и у российского тренера [Бышовца], а потом сам стал тренером. Наше сотрудничество, как и с Андре Виллаш-Боашем, как и с Марку Силвой, выросло из обычной человеческой дружбы. Три года назад ван дер Гааг стал тренером «Белененсеша» и сразу выиграл с ним вторую лигу, вернув клуб в элиту. Он пропустил некоторое время
— Самый многообещающий ваш клиент Жозуэ выдал отличный сезон за «Порту», а потом уехал в «Бурсаспор». Чего так?
— Там все просто. Жозуэ раскрылся и дорос до сборной Португалии у Паулу Фонсеки, у которого играл до этого в «Пасуш Феррейре», но Фонсека не доработал сезон в «Порту» до конца, был уволен, а летом пришел Лопетеги, с ним — новые игроки, и Жозуэ в такой ситуации не смог бы играть часто. Он мог остаться в «Порту», его никто не выгонял, но он решил, что ему для развития будет полезнее регулярно играть в Турции — в «Бурсаспоре» ему обеспечили такую возможность.
В итоге Жозуэ так понравилось в Турции, что он не хочет возвращаться домой. Этим летом его аренду продлили еще на год. Мне кажется, что в этом сезоне турецкий чемпионат станет намного сильнее и интереснее — они полностью открылись для иностранных игроков и туда приехало много звезд. В такой среде прогрессирует любой молодой футболист — в том числе и Жозуэ.
— Вы знакомы с
— С двумя-тремя людьми, не более. Например, с Александром Толстиковым, который работает с «Лейрией». Я считаю, привозить в «Лейрию» юных российских талантов — очень интересная идея. Если им не дают шансов в России, они могут получить здесь новый интересный опыт, подышать другим воздухом, стать более разносторонними игроками и людьми и вернуться в Россию более сильными футболистами. Это хорошая экономическая модель для «Лейрии».
Фото ФК «Зенит»
— Как вы познакомились с Андре Виллаш-Боашем?
— Одиннадцать лет назад на курсах футбольного менеджмента у Йохана Круиффа. Андре тогда работал ассистентом в юношеской команде «Порту». Мы подружились, а потом он уехал из Португалии вслед за Жозе Моуринью, но мы продолжали контактировать. Когда же Андре решил работать самостоятельно, в 2009 году, мы стали сотрудничать официально и представлять его интересы.
— Второй раз Виллаш-Боаш уехал из «Порту» в «Челси» после первого же, хотя и суперуспешного, сезона-10/11. Не слишком ли рано он рванул в Англию?
— Нет, я считаю, мы выбрали верное время. Самостоятельную карьеру Андре начал еще до «Порту», в «Академике» Коимбра, он принял ее в ужасном состоянии и сохранил в суперлиге. С «Порту» он сразу выиграл суперкубок, вернул команде чемпионский титул и выиграл Лигу Европы. Конечно, Андре думал остаться в «Порту» и на следующий сезон, хотя у него были предложения от «Ромы» и «Ювентуса», но, когда на него вышел «Челси», мы решили, что переезд в Англию будет хорошим шагом для Андре. За год в «Порту» он выиграл все турниры, в которых принимал участие, и «Челси» был клубом, с которым он мог двинуться дальше.
— Почему у него не получилось?
— Он хотел поменять некоторые вещи в раздевалке «Челси», обновить команду, потому что она была слишком старой, но когда ты приходишь в устоявшуюся команду с реформами,
— Интересно, что желание Андре омолодить «Челси» через полтора года развил Моуринью — и
— Нет, ничего подобного. Некоторые опытные игроки могли переживать
— Его период в «Тоттенхэме» тоже завершился досрочно. Почему?
— В «Тоттенхэме» у Андре был очень хороший первый сезон.
— Кто интересовался Виллаш-Боашем после «Тоттенхэма» и до «Зенита»?
— «Сан-Паулу» и «Марсель». Но у Андре не было никакого желания работать в Бразилии, а между «Марселем» и «Зенитом» он выбрал «Зенит».
— Почему?
— Он решил, что это интересный проект — с основательным настоящим и пространством для нового вызова в будущем. С одной стороны, «Зенит» стабильно участвовал в Лиге чемпионов, с другой — клубу нужно было возвращать чемпионский титул в России, а это и правда серьезная задача, потому что четыре московских клуба очень сильны.
— Переезд в Санкт-Петербург прошлой весной — это дауншифтинг для Виллаш-Боаша?
— Нет, нет, мы так к этому не относились. В чемпионате России — очень конкурентная среда. В первый сезон Андре упустил возможность стать чемпионом в последних турах, потому что ЦСКА шел без поражений, а «Динамо» приехало в Санкт-Петербург с огромной мотивацией, и только на второй сезон наконец удалось достичь цели. Чемпионат России — не то место, где можно добиваться результата вполсилы.
— Всю вторую половину лета Виллаш-Боаш критикует лимит на легионеров.
— Конечно, я наслышан о нем, лимит — большая проблема для всех. Он сделан для продвижения молодых российских игроков, но чем сильнее будет чемпионат, тем быстрее и качественнее ваши молодые игроки будут развиваться. Сильные иностранные игроки — один из главных способов сделать чемпионат сильнее, но
— Почему именно Андре жалуется на лимит чаще других тренеров?
— У Андре была возможность привести в «Зенит» нескольких очень талантливых футболистов, но за две недели до старта чемпионата правила резко изменились и все планы Андре поломались.
— Какие еще проблемы у российского чемпионат, кроме лимита?
— Есть более объективная проблема — погода. Зимой вам приходится на три месяца останавливать чемпионат, а некоторое время до и после перерыва приходится играть на не самых лучших полях. При этом я считаю, что средний уровень вашего чемпионата выше, чем в Португалии. Я много раз бывал на футболе в России (только в Питере — раз десять) и знаю, о чем говорю.
— Какие проблемы есть персонально у Виллаш-Боаша?
— Главная проблема в том, что его семья остается в Португалии, а в остальном ему очень нравится жить в России, потому что Санкт-Петербург — удивительный город, один из самых красивых в мире.