Сборная России. Кто будет играть на Евробаскете-2015
Дмитрий Хвостов («Нижний Новгород»)
На последнем перед Евробаскетом турнире Хвостов закрепился в качестве стартового разыгрывающего. Это совершенно не значит, что он будет появляться в концовках; лишь то, что, по мнению Евгения Пашутина, он лучше подходит для решения ключевых задач — навязывания темпа и распределения мяча в атаке. Хвостов весело бежит, не стесняется бросать
Несмотря на удачный год в «Нижнем Новгороде» и заметный еще с прошлого лета прогресс, Хвостов не разрешил все сомнения на свой счет. Наверное, худшим для него в период подготовки оказалась игра с Сербией, когда его проблемность в защите оказалась подчеркнута безупречной игрой Милоша Теодосича, а улетучившаяся уверенность в себе способствовала нервному срыву Евгения Пашутина и угрозам «настучать по голове». В этом смысле Хвостов — олицетворение всей сборной данного созыва: у него все здорово получается на уровне Грузии и даже Италии, но самое интересное и самое загадочное — это высота его потолка. Баскетбол
Егор Вяльцев («Химки»)
Разгневанный отчислением Вяльцев не только вернулся в команду, но и оказался в старте. Здесь он выглядит более органично, чем до того — тогда альтернативы Фридзону не было видно, а его сменщик много старался, но удивлял скорее нелепыми ошибками. Рядом с Моней, Хвостовым и Воронцевичем Вяльцеву нет нужды спасать родину — он играет, отталкиваясь от своих главных достоинств, стартовой скорости и неуемного движения, вскрывает первую линию обороны, форсирует атаку, а затем делает скидку. Это ему подходит больше, и это напоминает то, что он делает в «Химках».
Со стороны кажется, что у Вяльцева слишком уязвимая роль, и, вероятно, у Пашутина всегда будет соблазн «схлопнуть» две пятерки и создать из них одну. Но что об этом говорить сейчас. Сейчас важно, что за месяц и десяток матчей все 12 игроков заявки имеют роль, в рамках которой могут приносить пользу. Дальше уже по ситуации.
Сергей Моня («Химки»)
Основная причина все еще верить в сборную — это улыбка, периодически появляющаяся на лице Сергея Мони в последних товарищеских матчах. Можно сколько угодно вспоминать то ощущение безальтернативности, которое посетило чехов в концовке, рассуждать о важности дальних попаданий для атаки, о бойцовских качествах и универсальности для защиты и так далее… Но это будут лишь хождения вокруг. За период подготовки к Евробаскету команда умудрилась почти рассыпаться, затем собраться и подойти к чемпионату с оптимистичными настроениями, и именно в этой перемене, в этом переломе — все, что нужно знать о Моне, игроке и человеке, на которого продолжает равняться все прогрессивное человечество.
У сборной минимальные шансы на то, чтобы оказаться в семерке, они настолько эфемерны, что могут показаться абстрактными. На данный момент важно, что команда едет сражаться. Большего ни от какого состава никогда и не ждали.
Андрей Воронцевич (ЦСКА)
По итогам сезона Воронцевич был назван лучшим российским игроком сезона и MVP плей-офф лиги ВТ
Что подводит к классическому противоречию: ЦСКА без этого может и обойтись, но сборной крайне необходимо более стабильное выступление основного «большого» в плане набора очков.
В команде Пашутина роль Воронцевича значима и многогранна. Он и страхует в защите, и компенсирует нехватку габаритов при игре маленькой пятеркой, и помогает разыгрывающим впереди… В атаке его тоже ничего не сковывает, но чаще всего все сводится к неэффективным броскам со средней дистанции, сама неэффективность которых подразумевает, что предсказать его вклад в самую важную статистическую категорию невозможно. Когда все получается, вопросов нет, когда бросок не идет, сборная лишается атакующей опции, а у нее их и так совсем немного.
Руслан Патеев («Химки»)
В Евгении Пашутине многие сомневаются, и Руслан Патеев — вроде одна из причин делать это прямо сейчас. Центровой оказался главным открытием лиги ВТБ, когда под четкой рукой Римаса Куртинайтиса позволил «Химкам» пережить многочисленные травмы американских «больших». Не то чтобы он заставил забыть о существовании Пола Дэвиса, но, по крайней мере, не давал крупным соперникам использовать уязвимое место команды. Эту же функцию он должен был бы выполнить и в сборной, но пока не получается. Возможно, дело в том, что у Куртинайтиса было гораздо больше времени. Возможно, Пашутину пока сложно найти подход к новому игроку. Но не получается.
Не получается самое основное. Вроде бы Патеев делает то, что должен впереди, — доносит передачи до кольца. Вроде бы может потолкаться один в один. Но, чтобы проявить себя в этом, необходимо для начала продержаться на площадке. Слишком часто центровой легко подсаживался на фолы и оказывался на скамейке. Настолько часто, что Евгений Пашутин уже вроде бы и не особенно рассчитывает на эту опцию, настроившись думать в сторону маленькой подвижной пятерки.
Антон Понкрашов (УНИКС)
Загадочная история с отчислением Понкрашова не стала понятнее. До нее разыгрывающий бегал больше 25 минут за матч, выходил в старте и учил партнеров воспринимать себя в новом облике (что не всегда означало нечто плохое, ведь, потеряв возможность продавливать соперников за счет массы, он стал быстрее и перестал тормозить атаку). После возвращения оказался в запасе, стал довольствоваться 15 минутами и перестал так агрессивно атаковать сам — на смену броскам с дистанции и резким проходам под щит вернулись передачи.
Допустим, изменение в манере игры можно связать с изменением партнеров. Но все остальное? Возможно, Понкрашова берегут для официальных матчей. Возможно, Пашутин не находит в нем того, что хочет найти.
Понкрашов
Вопрос о состоянии Понкрашова не менее интересен, чем более глобальная его вариация: можно ли, в принципе, восстановиться после разрыва крестов за полгода?
Виталий Фридзон (ЦСКА)
Фридзон — самый важный игрок сборной. Традиционно уязвимым местом у национальной команды остается нападение в целом и вопрос свободного пространства в частности, и для решения обеих проблем значимость защитника ЦСКА сложно недооценить: Фридзон очень важен как с мячом, когда он все активнее берет на себя функции разыгрывающего, освоенные еще в Лондоне, так и без мяча, в качестве самого опасного снайпера команды.
В большей части товарищеских матчей Фридзон был равноценен понятию «атака России»: на фоне пока еще плохо «чувствующей себя», неуверенной в себе команды он наслаждался той ролью, в которой ему отказывали в ЦСК
После известных потрясений Евгений Пашутин пришел к варианту, при котором Фридзон оказался во «второй пятерке» и потерял статус лучшего бомбардира (частично это было вызвано объективными причинами вроде посредственного уровня соперников, на которых такую огневую мощь было неудобно расходовать, частично — с перераспределением ролей внутри).
Сложно сказать, насколько стоит беспокоиться
Семен Антонов («Нижний Новгород»)/Андрей Зубков («Локомотив-Кубань»)
В биографиях Семена Антонова и Андрея Зубкова нет ничего похожего. Саймона отыскал и превратил в большого игрока Дэвид Блатт, затем в него поверили в «Нижнем Новгороде», где форвард превратился в лидера команды и лучшего российского игрока прошлого сезона. Зубкова лелеяли в системе «Локомотива», однако до того, чтобы в него прям вот так поверить, до сих пор не дошло — хотя уважение со стороны Пашутина он заслужил. Но в нынешней сборной оба оказались в статусе близнецов — нестабильных четвертых номеров, тяготеющих к игре на периметре. И поначалу Пашутин присматривался к ним, скорее, чтобы выбрать
Затем наступило время, наверное, лучшего пока решения во время подготовки к Евробаскету — оказалось, что Антонов и Зубков — это не претенденты на одно и то же место, Антонов и Зубков — это дуэт, делающий «вторую пятерку» не совсем уж безнадежной. Именно эта пара оставляет за собой большую долю очков со «скамейки», именно эта пара способна встряхнуть команду — будь то за счет отчаянной бомбардировки (вроде 27 очков Антонова с Грецией) или за счет взаимозаменяемости (как было в матче с Италией, где рывок, выведший команду вперед, был организован за счет подвижного трио Антонов — Зубков — Воронцевич).
Вся та нескладность, что отличала их в начале подготовительного цикла, неожиданно растворилась. Антонов неудачно дежурил на периметре, иногда попадал издали, но чаще мазал. Зубков много суетился, нарушал комбинации, а потом получал от Пашутина, который призывал его проявлять смелость в предлагаемых рамках, а не просто лезть на рожон. Затем оказалось, что в дуэте они вовсе не выглядят сколько-нибудь ограниченными: оба стали агрессивнее играть внутрь, толкаться в усах, обманывать габаритных центровых финтами и класть незамысловатые полукрюки, одновременно повысили эффективность трехочковых — и за счет активности партнера под щитом, и за счет опции подбора в нападении.
Это отношения, которые затрудняют для Евгения Пашутина переход на столь любимую игру ввосьмером. Теперь тренер учится оперировать двумя пятерками, ищет решения в том, чтобы взрывать темп, переламывать игру за счет маленькой пятерки, искать помощь со скамейки, а не насиловать лидеров. Это отношения, которые будут развиваться в официальных матчах и которые пока представляются одним из немногих неизвестных, связанных со сборной.
Никита Курбанов (ЦСКА)
Прошлогодний «Локомотив» был во многом построен на вновь проявившихся атакующих способностях Евгения Воронова и сцепляющих всю конструкцию защитных умениях Никиты Курбанова. Видимо, игрокам, которые нравятся Сергею Базаревичу, тяжело привыкать к системе Евгения Пашутина: Воронов уже уехал в Краснодар, Курбанов находится в непонятной ситуации.
Роль Курби довольно сложно обозначить. Это не просто запасной легкий форвард, не нападающий защитного плана, не игрок среднего уровня, необходимый для «мусорного времени». Его функции определяются тумблером «идет/не идет». В матчах с заведомо слабыми соперниками, когда не имеет смысла нагружать Моню, он получает больше времени, особенно если хорошо входит в игру — тут Курбанов много бросает, и с дуги, и обыгрывает спиной, добавляет агрессии на щитах и уверенно держится. Если «не идет» и энергетического подавления соперника не происходит, то Курбанов выпадает: не только потому, что Моня получает много времени, Пашутин пробует и другие варианты, где сочетание мобильности и мощи трех четвертых номеров вполне обходится без легкого форварда.
Курбанов — это еще одна опция, чтобы сделать игру более разнообразной, но пока скорее тот вариант, который чаще забраковывается. Хотя списывать его со счетов не хочется.
Евгений Бабурин («Нижний Новгород»)
Евгений Бабурин
Евгений Пашутин вроде бы обещал взять Бабурина на Евробаскет. И хоть выбор между Бубой и Вороновым не представляется сколько-нибудь логичным, подвергать его сомнению не стоит. Как и Блатту, Пашутину на всякий случай нужен игрок, специализирующийся исключительно на оборонительных функциях. Возможно, Воронов уже из этой роли вырос, возможно, у Бабурина есть
Андрей Десятников («Зенит»)
Десятников пока не готов помогать сборной на уровне Евробаскета, но скорее всего в окончательный ростер попадет именно он. Юный центровой начинал сезон у Пашутина в составе команды «Россия», затем вернулся в «Зенит», потом выдвинул свою кандидатуру на драфт, попробовал свои силы и отозвал заявку. У него отличные данные и огромный потенциал для роста, но не тот возраст, чтобы приносить пользу уже сейчас.
В подготовительных матчах Десятников выстрелил дважды: оторвался на малопонятных китайцах и сделал дабл-дабл (13 + 10) против Мичиган Стэйт. Для 21 это неплохо, но вряд ли достаточно, чтобы получить заметную роль на Евробаскете.