Кадры, деньги, два болида. Почему «Уильямс» не побеждает в «Формуле-1»
Смена технического регламента в «Формуле-1» два года назад поспособствовала резкому взлету английского коллектива: из середняка он выбился в одного из лидеров чемпионата мира, регулярно претендующего на подиумы, однако сделать еще один большой шаг и выиграть первую с 2012 году гонку «Уильямс» за полтора сезона не смог. Эпизодическая борьба за призовое шампанское — это не то, чего ждут верные болельщики от титулованной конюшни. Недавно команда из Гроува получила редкий шанс
Почему команда с богатой историей более десяти лет торчит на обочине славы «Формулы-1», вдалеке от борьбы за чемпионский титул? Началу победной серии «Уильямса» препятствуют минимум четыре негативных фактора.
Экономические перспективы
По данным немецкого еженедельника Welt Am Sonntag, лишь у трех конюшен по итогам прошлого года бюджет составил около €400 млн — «Мерседес» и провалившиеся «Ред Булл» и «Феррари». «Уильямс», задействовавший всего 180 млн, пробился на третье место в Кубке конструкторов, но вряд ли с тех пор значительно расширил бюджет.
С одной стороны, это очень хорошо. Как и «Лотус» в 2013-м, нынешняя команды Фрэнка Уильямса — это яркий пример грамотного распределения ресурсов и умения взбираться на вершины за счет проблем конкурентов. Пример того, в какую сторону должна двигаться «Формула-1», не теряя при этом скорости и прежнего шарма.
Но, к сожалению, «королевские гонки» движутся в обратном направлении. Уже через два-три года чемпионат может превратиться в клуб монополистов по интересам: останутся только топ-команды и те, кто успеет примкнуть к лидерам в качестве «подносчиков снарядов». «Форс-Индии», «Зауберу» и «Лотусу» явно указали на то, что их в новой «Формуле-1» сильно не ждут. По крайней мере в роли полноценных команд-конструкторов.
А что «Уильямс»? Коллектив из Гроува входит в Стратегическую группу. Но не нужно обольщаться — на заседаниях этой группы присутствуют также представители «Форс-Индии», однако мнение середняка никто не слушает. По части финансов и авторитета детище Фрэнка Уильямса занимает промежуточное положение между богачами и бедняками — практически ничего не зарабатывает, лишь отбивая затраты на призовых от спонсоров и ФО
Учитывая, что результаты конюшни в последние два года пошли вверх, а «Формула-1» валится в сторону клиентских болидов, коллективу в практическом смысле лучше присоединиться к топ-командам, нежели к оппозиции. Безусловно, о серьезном сражении с лидерами с куда более скромным бюджетом речи не идет. В условиях стабильного регламента «Уильямс» не может побеждать в гонках сейчас и не сможет выигрывать Гран-при потом.
Кадровый состав и слабости шасси
Globallookpress.com
Низкий бюджет не дает возможности эффективно и своевременно развивать машину. В 2014 году команде повезло с переходом на двигатели «Мерседес», но конюшня все равно уступила «Ред Булл». Предполагалось, что нынешний сезон станет шагом вперед и команда уверенно займет вторую строчку в Кубке конструкторов, но подтянулась «Феррари» — и недостатки подхода «Уильямса» сразу стали заметны. Болид Скудерии почти не уступает шасси из Гроува по максимальной скорости, а по уровню прижимной силы превосходит с начала тестов и по сегодняшний день. Конечно, Пэт Симондз и его подопечные смогли улучшить аэродинамические показатели, но этого мало, чтобы тягаться с болидами из Маранелло от гонки к гонке. На быстрых трассах, где важна пиковая мощность мотора, «Уильямс» нередко оказывается впереди, но на автодромах вроде «Хунгароринга» сомневаться в преимуществе «Феррари» вряд ли придется.
Кроме того, болид FW37 неважно работает с шинами. В жарких условиях покрышки нередко перегреваются, а в дождь, судя по всему, Боттасу и Массе сложно прогреть резину. Окно рабочих температур у творений «Пирелли» довольно узкое, и далеко не все команды всегда могут в него попасть. У Гроува проблема с влажными условиями наблюдается уже второй год подряд. Конечно, большинство Гран-при проходит на сухих трассах и в последние годы дождь почти не радует болельщиков в гонках, но в
Если посмотреть на шасси всех чемпионов последних лет, очевидно, что лучшим становился болид, вобравший в себя совокупность необходимых для победы качеств. Машина должна быть быстра, но обязательно надежна и не иметь существенных слабых мест с точки зрения работы с шинами и аэродинамики. У шасси «Уильямса» слабостей пока предостаточно.
Помимо этого, недостаток средств по отношению к лидерам рано или поздно приводит к утечке кадров. В «Уильямсе» собралась крепкая команда инженеров и хороших пилотов. Но подобные коллективы обычно живут на вершине до тех пор, пока их не разберут по кирпичикам топ-команды. Даже по уровню зарплат гонщиков видно, что Гроув не может позволить себе лишнего — зарплата Массы доходит только до 5 миллионов, а Боттасу коллектив платит даже меньше миллиона евро в год. Конечно, на фоне среднестатистического европейца бразилец и финн просто богачи, но по сравнению с пилотами топ-команд получают маловато. И именно это может послужить веским основанием для того, чтобы покинуть считающую каждую копейку конюшню.
Состав гонщиков
Кстати, о пилотах. В последнее время многие сходятся во мнении, что Боттас и Масса не всегда выжимают максимум из техники. И если в прошлом году такое говорили только о Фелипе, притягивавшем аварии, то сейчас общественность склоняется к пересмотру потенциала Валттери.
Напарник финна избавился от злого рока во второй половине прошлого сезона, но по чистой скорости все равно не мог стабильно тягаться с более молодым пилотом. Зато в этом сезоне Масса расцвел — 6-3 по квалификациям, а в личном зачете уступает Боттасу всего три очка. Конечно, Валттери пропустил первый Гран-при сезона
Проблема Боттаса в том, что Фелипе — далеко не самый сильный гонщик пелотона. Бразилец долгое время был подносчиком снарядов сначала для Михаэля Шумахера, а потом и для Фернандо Алонсо. Психологически Масса не готов к лидерству после Германии-2010. Несмотря на всплески квалификационной скорости, гонщика долгое время преследуют проблемы с гоночным темпом и взаимодействием с покрышками «Пирелли».
Если Боттас действительно принципиально ничем не лучше Массы, то перспективы «Уильямса» в борьбе с другими парами пилотов представляются туманными. Наиболее сильным сейчас выглядит дуэт гонщиков Хэмилтон — Росберг. Оказавшись в равных условиях, смогут ли бразилец и финн конкурировать с опытной связкой закадычных друзей на равных?
Тем не менее интерес и симпатия топ-команд к Валттери не утихает, и вполне вероятно, что он может уйти в «Феррари». Кто в этом случае заменит пилота? Пожалуй, лишь подписав опытного пилота уровня Нико Хюлькенберга команда как минимум не потеряет в количестве набранных очков. А если коллектив сделает неверный выбор, то это может еще сильнее отдалить «Уильямс» от борьбы за победы.
Тактические ошибки
Фото Globallookpress
Помимо финансовых и пилотажных проблем, развитию «Уильямса» как коллектива препятствуют систематические тактические ошибки в гонках. Раз за разом оказываясь впереди «Мерседеса», командный мостик принимает неверные решения, которые заканчиваются крупными потерями очков.
В прошлой гонке благодаря удачному старту Масса и Боттас весь первый отрезок гонки провели впереди Хэмилтона и Росберга. При этом Фелипе не удавалось оторваться от напарника, который ехал к бразильцу вплотную, но не мог обогнать и лишь уничтожал шины в горячем потоке выхлопных газов болида лидера. А команда, те временем, не могла решить, что делать, чтобы удержать преимущество. Решения стратегов были непоследовательными — сначала конюшня фактически отдала приказ об удержании позиций, а затем разрешила Валттери атаковать.
Но даже в этом случае «Уильямс» имел шанс выиграть гонку посуху, если бы своевременно сменил покрышки обоим пилотам. Не имея преимущества перед соперниками в чистой скорости и расходе резины, команда могла уповать только на ранний пит-стоп или пит-стоп на одном круге с соперниками. Это был единственный шанс удержать позиции впереди. Но раньше всех в лидирующей группе шины сменил Хэмилтон, и борьба была фактически окончена. «Уильямс» передержал обоих пилотов на трассе минимум на круг и лишился шансов на победу.
То же самое произошло в Австрии-2014. «Уильямс» занял весь первый ряд стартового поля и вновь лидировал на первом отрезке. Но остановка на несколько кругов позже соперников сначала стоила лидерства Массе (который после пит-стопа и вовсе на откатился на четвертое место), а потом и второго места Боттасу.
Две идентичные крупные тактические ошибки с разницей в один год — случайность или закономерность? Западная пресса уже не раз упрекала «Уильямс» в чрезмерной консервативности и осторожности, а теперь можно предположить, что в команде еще и не делают правильных выводов после промахов. Стремление гарантированно удержать позицию во что бы то ни стало часто приводит к тому, что теряется уже заработанное. Единственный способ обыграть более сильного соперника в «Формуле-1» — идти на риск. На больший риск, чем способны пойти оппоненты.
И даже если у «Уильямса» найдется дополнительное финансирование, появится чемпионская пара пилотов, а инженеры избавятся от недостатков шасси, команда не будет побеждать до тех пор, пока не будет готова к триумфам. Для того чтобы всерьез воевать за титул, нужен чемпионский менталитет. Его составляющие — эгоизм, умение и желание рисковать, готовность к «грязным приемам», уверенность в своих силах. Стремление стратегов всегда действовать чисто, академично и по строгому плану похвально, но статистически неуспешно. И если некоторые члены команды не планируют менять закрепленные годами привычки, мешающие общему успеху, то с такими специалистами конюшне лучше расстаться. Иначе есть большой риск гоняться в «Формуле-1» еще очень много лет, лишь околачивая нижние ступеньки подиума.